ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1065/2022 от 24.01.2022 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-1065/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что на основании решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 18 марта 2021 года административным ответчиком было повторно рассмотрено ее заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка неразграниченной государственной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, по результатам чего, предоставлен ответ № К-10078 от 15.06.2021 года в соответствии с которым ей отказали в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Полагает отказ незаконным, поскольку в своем отказе департамент ссылается на пп.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в котором говорится о возможности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако она просит о предоставлении земельного участка в аренду, а не о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Ссылок на конкретные нормы ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не имеется, оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка предусмотренных указанной статьей не имеется. Ответчик в очередной раз нарушил ее права, в связи с чем просит признать незаконным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15.06.2021 года № К-10078 в предоставлении ей в аренду земельного участка неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 24:50:0100064, площадью 292,03 кв.м., расположенного с южной стороны и прилегающей к ее земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100064:111 (ул. Геологическая, 33а г. Красноярска) для ведения личного подсобного хозяйства; обязать департамент устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, предоставила право представлять свои интересы по доверенности ФИО2.

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указал, что ссылка административного ответчика на п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ не обоснована, указанный пункт предусматривает отказ уполномоченного органа в предварительном согласовании земельного участка в аренду, а не о не предварительном согласовании предоставления земельного участка. Предоставление земельного участка и предварительное согласование предоставления земельного участка имеют различные процедуры как по нормативному наполнению, так и по фактической их реализации. Уполномоченный орган, в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка в аренду, без проведения торгов, обязан обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в порядке, установленном для официального опубликования, после чего, происходит процедура согласования. Таким образом, процедура предварительного согласования предоставления земельного участка в данном случае начинается после опубликования официального извещения, неполучения заявлений от других граждан участвовать в аукционе (торгах), осуществление уполномоченным органом подготовки проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка. Сама процедура предварительного согласования предоставления земельного участка является самостоятельной процедурой и регулируется по правилам, предусмотренным ст. 39.15 земельного кодекса РФ.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска ФИО3, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, указав, что отказ департамента является законным, для того чтобы определить земельный участок, подлежащий предоставлению в аренду, в отношении него утверждается схема земельного участка на кадастровом плане территории, впоследствии обеспечивается опубликование извещения, о чем говорит представитель истца. В данном случае схема не соответствует законодательству поскольку испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале 24:50:0100064 расположен в границах территориальной зоны городской рекреации (Р-3). Градостроительный регламент данной территориальной зоны не предусматривает использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Как следует из ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.118 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пп.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

На основании пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

При этом, согласно п. 12 указанной статьи, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что 26 мая 2021 года ФИО1 повторно обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 24:50:0100064, площадью 292,03 кв.м., расположенного с южной стороны и прилегающего к земельному участку с кадастровым номером: 24:50:0100064:111 (ул. Геологическая, 33а г. Красноярска) для ведения личного подсобного хозяйства.

15 июня 2021 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска рассмотрено обращение административного истца повторно, с учетом решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 18.03.2021 года по делу № 2а-1069/2021, по результатам рассмотрения которого принято решение № К-10078 об отказе в предоставлении земельного участка ФИО1 в аренду, в связи с тем, что ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка Схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т.д. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ использование земельных участков равно как всего, что находится над и под их поверхностью, осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент устанавливается территориальным зонированием в рамках утвержденного документа градостроительного зонирования – правила землепользования и застройки утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. Испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале 24:50:0100064 расположен в границах территориальной зоны городской рекреации (Р-3). Градостроительный регламент данной территориальной зоны не предусматривает использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме этого, отношения по использованию и охране земель на территории Красноярского края регулируются законом Красноярского края от 04.12.2008 № 2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Статьей 14.1 Закона установлен перечень муниципальных образований, на территории которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Муниципальное образование г. Красноярск в данном перечне отсутствует.

Согласно сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, испрашиваемый административный истцом земельный участок в кадастровом квартале 24:50:0100064 расположен в границах территориальной зоны городской рекреации (Р-3).

При этом, ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка Схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации.

Градостроительный регламент устанавливается территориальным зонированием в рамках утвержденного документа градостроительного зонирования – правила землепользования и застройки утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. Испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале 24:50:0100064 расположен в границах территориальной зоны городской рекреации (Р-3).

Таким образом, разрешая требования ФИО1, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15 июня 2021 года № К-10078 является законным и обоснованным, поскольку градостроительный регламент территориальной зоны городской рекреации (Р-3) не предусматривает использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, согласно ст. 14.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлен перечень муниципальных образований, на территории которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Муниципальное образование – г. Красноярск в данном перечне отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В порядке статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, а также то обстоятельство, что Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска вправе распоряжаться земельными участками, расположенными лишь на территории города Красноярска, земли сельскохозяйственного назначения на территории г. Красноярска отсутствуют, то ответчик обоснованно указал в оспариваемом решении на отсутствие у него полномочий по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом того, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут располагаться лишь на землях сельскохозяйственного назначения.

Довод стороны административного истца на нарушение процедуры принятия оспариваемого ответа не может быть принят судом во внимание, поскольку опровергается исследованными доказательствами, основан на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2022г.