04RS0018-01-2020-000536-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> к Комитету по образованию <адрес> о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконными действия Комитета по образованию <адрес>, выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка истца местом в дошкольном учреждении; обязать ответчика обеспечить ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ дочь истца была поставлена учет в качестве нуждающейся в получении в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования. В настоящий момент дочери истца три полных года. ДД.ММ.ГГГГ административный истец написал заявление ответчику, в котором просил решить вопрос устройства дочери в дошкольное образовательное учреждение ( детский сад). ДД.ММ.ГГГГ. ответчик отправил истцу ответ о невозможности предоставления места, ссылаясь на порядок учета детей и комплектование квот в детские дошкольные учреждения. Не предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении является фактически отказом в предоставлении места, нарушает право на образование. Комитет не представил исчерпывающую информацию о принятых мерах с момента постановки в очереди, до настоящего времени о создании достаточных мест в муниципальных дошкольных учреждениях. Ссылки Комитета в ответе на наличие очередности необоснованны, поскольку положения федерального законодательства не предусматривают возможность органа местного самоуправления отказать ребенку в получении дошкольного образования.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что территориально доступным он считает детский сад в пределах шаговой доступности, так, чтобы детский сад был виден из окна дома, и не было необходимости добираться до детского сада на транспорте. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представитель ФИО2 просила провести судебное заседание в отсутствии. В письменных возражениях указала, что Комитет считает требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Само по себе наличие очереди на получение места в муниципальные дошкольные образовательные учреждения нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца. Комитетом принмаются меры по ликвидации очереди, причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями ( бездействием) ответчика.
Основное комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений прошло в ДД.ММ.ГГГГ. В целях обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях проведен ряд мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ. заключены муниципальные контракты на приобретение 2 детских садов, в ДД.ММ.ГГГГ. заключены муниципальные контракты на приобретение 10 детских садов, в ДД.ММ.ГГГГ планируется выкуп еще 3-х детских садов.
Таким образом, факт принятия комитетом по образованию мер по устройству ребенка истца подтверждается комплексом мер, принимаемых органами местного самоуправления по снижению и ликвидации очередности в детские сады, а также наличием возможности использовать вариативные формы дошкольного образования. В связи с этим отсутствует факт бездействия со стороны Комитета по образованию.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что несовершеннолетняя дочь административного истца <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. в органе местного самоуправления поставлена на учет детей, подлежащих обучению по дошкольным образовательным программам в дошкольном образовательном учреждении в <адрес> и по настоящее время муниципальный детский суда не посещает.
Согласно ответу Комитета по образованию от ДД.ММ.ГГГГ номер в очереди <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ДОУ № «Строитель»- 555; в ДОУ № «Оюна»- 502; ДОУ № «Золушка»- 415. Также истцу предложено после выкупа детских садов в мкр. Энергетик и 142 квартал добавить эти учреждения в перечень желаемых детских садов.
Таким образом, установлено, что на момент достижения трехлетнего возраста, <данные изъяты> местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования определены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 293 (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Согласно пункту 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Рассматривая настоящее административное дело, суд установил, что административным ответчиком произведены действия по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, однако сведений о том, что в отношении ребенка административного истца предпринимались конкретные мероприятия по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не принимались, при том, что несовершеннолетняя <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГр. достигла возраста для обеспечения её местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования, на этот момент состояла на соответствующем учете в органах местного самоуправления.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Действительно, суд принимает во внимание тот факт, что муниципальным образованием ведется работа по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях путем заключения контрактов, выкупа зданий для размещения в них новых дошкольных учреждений
Вместе с тем, указанных мер недостаточно для обеспечения всех детей, достигших возраста 3-х лет доступного дошкольного образования в муниципальных учреждениях, как предписывает действующее законодательство.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней ФИО3 на доступное и бесплатное дошкольное образование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> к Комитету по образованию <адрес> о признании незаконными действий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МУ «Комитет по образованию <адрес>», выразившееся в непредставлении места несовершеннолетней <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на МУ «Комитет по образованию <адрес>» обязанность предоставить ребенку <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории <адрес> в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: М.М.Цыренова
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах административного дела №а- 1066/2020