ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1068/18 от 15.06.2018 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-1068/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2018 года город Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Зарипова Р.Р.,

при секретаре Журавлевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1068/18 по административному иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Росреестра по Ульяновской области об оспаривании решения об отказе в постановке на кадастровый учет, возложении обязанности произвести кадастровый учет земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Ульяновской области об оспаривании решения об отказе в постановке на кадастровый учет, возложении обязанности произвести кадастровый учет земельных участков. В обоснование административных исковых требований указали, что Постановлением администрации г.Ульяновска от 29.04.2014 года ФИО2 и ФИО1 были переданы в собственность бесплатно земельные участки пл. <данные изъяты> кв.м, расположенные в <адрес> Участок и для ведения садоводства. Местоположение земельных участков определено согласно предоставленного председателем СНТ «Сигнал» проекта организации территории садоводческого товарищества. Ими был заказан межевой план образованных земельных участков. Земельные участки и находятся в измененных границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Межевые границы были согласованы со смежными землепользователями. Межевой план и документы, подтверждающие право собственности были сданы на государственную регистрацию права. Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 13 декабря 2017 года было отказано в осуществлении кадастрового учета. Отказ был обоснован тем, что не устранены причины приостановления государственной регистрации права, а именно - не представлен утвержденный план земельного участка СНТ «Сигнал». Вопрос о наличии утвержденной схемы земельных участков выяснялся. В заключении кадастрового инженера указано, что Постановлением мэра города от 02.12.94 №1386 «О передаче земель в аренду садоводческому товариществу «Сигнал» в Железнодорожном районе была подтверждена площадь земельного участка в том числе под садовыми участками и под землями общего пользования. По невыясненным обстоятельствам в архивных документах отсутствует план земельного участка, в плане организации и застройки территории СНТ «Сигнал», что хранится в правлении СНТ отсутствует отметка об утверждении данного документа. Со слов председателя СНТ «Сигнал» данный проект у них является документом по определению местоположения земельных участков на территории СНТ. Практически, при уточнении местоположения всех земельных участков СНТ и поставленных на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, (более половины из всех участков СНТ) использована данная схема. При вынесении решения о передаче членам садоводческого товарищества земельных участков в собственность в том числе ФИО1 и ФИО2 администрация города Ульяновска также руководствовалась данной схемой. О том, что имеется решение об отказе в постановке на кадастровый учет им стало известно только в марте 2018 года.

Полагают, что они подтвердили свое право собственности на земельный участок, факт того, что земельные участки расположены в СНТ «Сигнал», ими представлен межевой план на земельные участки. Просят суд признать незаконным решение от 13 декабря 2017 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - земельных участков в СНТ «Сигнал» и , возложить обязанность осуществить кадастровый учет данных земельных участков.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель – адвокат Павлова Е.И. в судебном заседании административный иск полностью поддержали, привели доводы, аналогичные указанным в иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в иске отказать, считая решение от 13.12.2017 законным и обоснованным. Поддержала доводы, изложенные отзыве на исковое заявление, приобщенное к материалам дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела 05.09.2017 в орган регистрации прав поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет, межевой план от 19.07.2017, подготовленный кадастровым инженером ФИО3 в связи с выполнением кадастровых работ по образованию двух земельных участков путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

В разделе «Заключение кадастрового инженера» вышеуказанного межевого план отражено:

«Межевой план подготовлен в связи с образованием двух земельных участков путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписки из ЕГРН от 11.04.2017 земельный участок с К является не разграниченной государственной собственностью, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под садовыми участками и земли общего пользования.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2014 №2042 "О землепользовании в СНТ "Сигнал" Железнодорожного района г. Ульяновска" ФИО1 и ФИО2 переданы в собственность бесплатно земельные участки в СНТ "Сигнал" участок и соответственно, для ведения садоводства.

Местоположение земельных участков (ЗУ1) и (ЗУ2) определены согласно предоставленного председателем СНТ "Сигнал" проекта организации территории садоводческого товарищества, использована геодезическая съемка и выписки из ЕГРН, а так же учтена фактически сложившейся ситуация. Постановлением мэра города от 02.12.94 №1386 «О передаче земель в аренду садоводческому товариществу «Сигнал» в Железнодорожном районе» была подтверждена площадь земельного участка (земли населенных пунктов) в том числе под садовыми участками и под землями общего пользования.

В архивных документах отсутствует план земельного участка, в плане организации и застройки территории СНТ «Сигнал», что хранится в правлении СНТ отсутствует отметка об утверждении данного документа. При вынесении решения о передаче членам садоводческого товарищества земельных участков в собственность в том числе ФИО1 и ФИО2 администрация города, так же руководствовалась этой схемой.

В ходе выполнения кадастровых работ выявлены сведения о границах образуемых земельных участков: - 1: от т. н1 до т. н2 - земельный участок (выписка из ЕГРН от 11.04.2017 , правообладатель ФИО8 пожизненное наследуемое владение); от т. н2 до т. н3 - земельный участок с К, не разграниченная государственная собственность, (выписка из ЕГРН ) граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; от т. н3 до т. н6 - участок , сведения из ЕГРН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 11.04.2017, постановлением администрации г.Ульяновска от 29.04.2014 передан в собственность ФИО2); от т. н6 до т. н1 - участок , сведения из ЕГРН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 11.04.2017). : от т. н6 до т. н3 -участок , сведения из ЕГРН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 11.04.2017, постановлением администрации г.Ульяновска от 29.04.2014 передан в собственность ФИО1); от т. н3 до т. н4 - земельный участок с К, не разграниченная государственная собственность, (выписка из ЕГРН .988) граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; от т. н4 до т. н5 - участок , сведения из ЕГРН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 11.04.2017); от т. н5 до т. н6 - участок а, сведения из ЕГРН отсутствуют (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 29.05.2017). В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 (с изменениями и дополнениями) и постановления администрации г.Ульяновска от 19.03.2015 г. "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2014 г. ", образуемые земельные участки расположены в зоне садоводства и дачного хозяйства- Ж7Д. В указанной зоне минимальный размер земельного участка для садоводства и дачного хозяйства - 200 кв.м., максимальный не установлен. Межевой план подготовил кадастровый инженер ФИО3, являющийся членом СРО КИ Ассоциация Саморегулируемой органицации "Объединение профессионалов кадастровой деятельности" (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ N 2645). Сведения о СРО КИ Ассоциация Саморегулируемой органицации "Объединение профессионалов кадастровой деятельности" содержатся в государственном реестре СРО КИ (уникальный номер реестровой записи от "08" июля 2016 г. N 003).».

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации), государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав.

Согласно ст.7 Закона о регистрации, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из 6 разделов, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В соответствии с п.1 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.

Для постановки на кадастровый учет земельного участка необходимо представить в орган регистрации прав заявление от лиц, указанных в ст. 15 Закона о государственной регистрации прав, с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с требованиями к его подготовке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». Поступившая в орган регистрации прав документация анализируется в установленные законом сроки на соответствие требованиям законодательства. В случае отсутствия оснований для приостановления либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права (ст.ст.26,27 Закона о государственной регистрации прав) осуществляется государственный кадастровый учет.

По результатам рассмотрения поданных ФИО1 и ФИО2 документов органом регистрации прав принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на основании п.7, 25 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации прав.

Из Уведомления от 13.09.2017 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета следует:

1. Содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015г. №921 (далее - Требования к подготовке межевого плана), а именно:

1.1. В соответствии со ст.2 Закона о государственной регистрации прав, правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Закон и другие федеральные законы Российской Федерации, в том числе Земельный кодекс РФ и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно п.2 ч.3 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В состав Приложения межевого плана включена копия проекта организации и застройки территорий садоводческого товарищества, в которой отсутствуют сведения об утверждении данного Проекта. Кроме того, приложенная копия проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества не содержит наименования садоводческого товарищества.

1.2. В представленном межевом плане в сведениях об адресе образуемого земельного участка с условным обозначением неверно указано наименование садоводческого товарищества. Согласно п. 50 Требований к подготовке межевого плана, сведения об адресе земельного участка вносятся в межевой план при наличии соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам. Копия такого акта включается в состав Приложения межевого плана. Если земельный участок расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, в описании местоположения земельного участка в строке "Дополнительные сведения о местоположении земельного участка" указывается наименование такого некоммерческого объединения и номер земельного участка, присвоенный ему в соответствии с проектом межевания территории, проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

1.3. В реквизите «Сведения о земельных участках, смежных с образуемым земельным участком» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и в акте согласования местоположения границ образуемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> граница н1-н2 указана смежная с земельным участком с кадастровым номером (<адрес>). В данных разделах неверно указан кадастровый номер смежного земельного участка по отношению границ н1-н2. Смежный земельный участок, расположенный по адресу: обл. <адрес>, принадлежащий ФИО9 имеет кадастровый .

2. При установлении границ земельного участка нарушен установленный Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее -Закон о кадастре) порядок согласования местоположения границ земельных участков, а именно:

Согласно сведениям раздела «Акт согласования местоположения границы земельного участка» границы образуемого земельного участка с условным обозначением заявлен смежным с земельным участком с кадастровым номером и согласование местоположения границ земельных участков проведено путем публикации извещения о проведении собрания в печатном издании «Ульяновск сегодня» от 16.06.2017, в которой указан смежный земельный участок с кадастровым номером Извещение о проведении собрания о согласовании границ опубликовано 16.06.2017 о том, что собрание состоится 10.07.2017, то есть сроки извещения не соблюдены.

Согласно ч.8 ст.39 Закона о кадастре опубликование извещения в печатном издании о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если отсутствуют сведения о почтовом адресе правообладателя смежного земельного участка или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности вручения.

21.09.2017 органом регистрации прав было принято решение об отказе в снятии приостановления в связи с тем, что при рассмотрении дополнительных документов от 13.09.2017, предоставленных в целях устранения причин приостановления, выявлено: причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета, указанные в пунктах 1.1, 1.3, 2 уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 13.09.2017 не устранены.

13.12.2017 органом регистрации прав принято решение об отказе в осуществлении учетных действий в связи с тем, что течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены (ст.27 Закона о государственной регистрации прав).

В соответствии со ст.2 Закона о государственной регистрации прав, правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Закон и другие федеральные законы Российской Федерации, в том числе Земельный кодекс РФ и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно ч.1 ст.32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон №66-ФЗ) организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

Согласно п.8 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускается утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом №66-ФЗ до 01.01.2018.

Согласно ч.9 ст.34 Закона №171-ФЗ в случае, если в соответствии с Федеральным законом №66-ФЗ утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с данным документом до 1 января 2020 года. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.

Согласно п.22 Требования к оформлению межевого плана в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);

4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;

5) утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;

7) решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

8) вступившие в законную силу судебные акты;

9) иные предусмотренные законодательством документы.

Согласно п.26 Требований к оформлению межевого плана, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения.

Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д., содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.

Таким образом, представленный межевой план для осуществления постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в СНТ «Сигнал» №, . не соответствовал требованиям действующего законодательства, соответственно осуществление государственного кадастрового учета на основании такого документа не представляется возможным.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

На территории Ульяновской области апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав создана при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в соответствии с Распоряжением Росреестра №Р/0108 от 05.04.2017г.

Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 13.09.2017 в установленном законном порядке не обжаловалось.

Таким образом, решение Управления Росреестра по Ульяновской области от 13.12.2017 об отказе в осуществлении учетных действий в связи с тем, что в течении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены было принято с соблюдением установленного законом порядка. Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 не имеется.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Росреестра по Ульяновской области об оспаривании решения об отказе в постановке на кадастровый учет, возложении обязанности произвести кадастровый учет земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.Р. Зарипов