04RS0018-01-2020-000538-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по образованию Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным бездействие Комитета по образованию Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обязать Комитет по образованию Администрации <адрес> предоставить <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ г.р., путевку на поступление в детский сад по территориальности в <адрес> на МБДОУ № Рябинушка, в группе полного дня в течении одного месяца с момента вынесения решения по существу или расположенных на разумном географическом удалении от места проживания.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является матерью несовершеннолетнего <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец поставила ребенка на очередь на поступление в детский сад. В настоящее время ребенку <данные изъяты>, желаемая дата зачисления была указана - ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения, ответчики отказывают в выдаче путевки на поступление в детский сад.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в настоящее время ей надо выйти на работу, ребенка ей оставить не с кем.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представитель ФИО2 просила провести судебное заседание в отсутствии. В письменных возражениях указала, что Комитет считает требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Само по себе наличие очереди на получение места в муниципальные дошкольные образовательные учреждения нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца. Комитетом принмаются меры по ликвидации очереди, причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями ( бездействием) ответчика.
Основное комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений прошло в ДД.ММ.ГГГГ В целях обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях проведен ряд мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ г. заключены муниципальные контракты на приобретение 2 детских садов, ДД.ММ.ГГГГ заключены муниципальные контракты на приобретение 10 детских садов, в ДД.ММ.ГГГГ. планируется выкуп еще 3-х детских садов.
Таким образом, факт принятия комитетом по образованию мер по устройству ребенка истца подтверждается комплексом мер, принимаемых органами местного самоуправления по снижению и ликвидации очередности в детские сады, а также наличием возможности использовать вариативные формы дошкольного образования. В связи с этим отсутствует факт бездействия со стороны Комитета по образованию.
Выслушав административного истца, изучив отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что несовершеннолетний сын административного истца <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. в органе местного самоуправления поставлен на учет детей, подлежащих обучению по дошкольным образовательным программам в дошкольном образовательном учреждении и по настоящее время муниципальный детский суда не посещает.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась с заявлением в Комитет по образованию Администрации <адрес> о предоставлении ее ребенку <данные изъяты> путевки на поступление в детский сад в <адрес> МБДОУ № Рябинушка.
Ответ на заявление истцом не получен до настоящего времени.
При этом административным ответчиком не оспаривается, что в настоящее время <данные изъяты> не посещает муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Таким образом, установлено, что <данные изъяты> местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии ? федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования определены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 293 (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Согласно пункту 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Рассматривая настоящее административное дело, суд установил, что административным ответчиком произведены действия по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, однако сведений о том, что в отношении ребенка административного истца предпринимались конкретные мероприятия по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не принимались, при том, что несовершеннолетний <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГр. достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования, на этот момент состоял на соответствующем учете в органах местного самоуправления.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Действительно, суд принимает во внимание тот факт, что муниципальным образованием ведется работа по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях путем заключения контрактов, выкупа зданий для размещения в них новых дошкольных учреждений
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней <данные изъяты> на доступное и бесплатное дошкольное образование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по образованию Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МУ «Комитет по образованию <адрес>», выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на МУ «Комитет по образованию <адрес>» обязанность предоставить ребенку <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории <адрес> в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья М.М.Прокосова