ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1068/2017 от 24.04.2017 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. г.Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Малышева С.В., при секретаре Лютиковой Л.Г., с участием помощника Наро-Фоминского городского прокурора <адрес> Филинкова ФИО7, заинтересованных лиц депутатов Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> ФИО2 ФИО8, ФИО1 ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наро-Фоминского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> об оспаривании действий, выразившихся в принятии решения об отказе в удовлетворении представления прокурора, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Наро-Фоминский городской прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> с требованиями о признании незаконным действий, выразившихся в принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» об оставлении без удовлетворения представления городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ; обязании Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в течение <данные изъяты> дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> ФИО1 и ФИО2 в соответствии с требованиями ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; обязании Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения Наро-Фоминскому городскому прокурору <адрес>.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены депутаты Совета депутатов с.<адрес> ФИО1 и ФИО2

Административные исковые требования обоснованы тем, что депутаты Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> ФИО1 и ФИО2 в нарушение требований ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст.9 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в ДД.ММ.ГГГГ году не представили в Совет депутатов сельского поселения Волченковское сведения о своих доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, расходах, а также об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей.

В связи с выявленными нарушениями закона Наро-Фоминским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов с.<адрес> внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений с постановкой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов с.<адрес> ФИО1 и ФИО2 в соответствии с положениями ст.10.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По результатам рассмотрения представления Советом депутатов с.п.Волченковское в письменном виде отказано в его удовлетворении с приложением копии решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Наро-Фоминский городской прокурор считает действия Совета депутатов с.п.Волченковское по отказу в удовлетворении представления незаконными и просит суд обязать устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании помощник Наро-Фоминского городского прокурора <адрес> Филинков А.Н. поддержал административные исковые требования. Пояснил, что в ходе проверки городской прокуратуры был установлен факт не предоставления указанных сведений депутатами Совета депутатов с.<адрес> ФИО1 и ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ год. В удовлетворении представления городской прокуратуры Советом депутатов с.п.Волченковское отказано, в связи с чем прокурор обратился в суд.

Представитель административного ответчика Совета депутатов с.п.Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Решение по делу просил принять на усмотрение суда.

Заинтересованные лица депутаты Совета депутатов с.п.Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора не согласились. Пояснили, что в ДД.ММ.ГГГГ года после проверки городской прокуратуры они представили все необходимые сведения о доходах и имуществе.

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля инспектор категории Совета депутатов с.<адрес>ФИО5 пояснила, что разъясняла депутатам ФИО1 и ФИО2 до какого периода времени необходимо сдать указанные сведения. Данные сведения они представили в ДД.ММ.ГГГГ года после проверки городской прокуратуры.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Совета депутатов с.п.Волченковское Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Заслушав объяснения участвующих по делу лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года Наро-Фоминской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии коррупции в Совете депутатов с.п.Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес>.

В соответствии с ч.7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Cогласно ст.ст.2, 9 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих ( занимающих) муниципальные должности; должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязано представлять сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а именно: о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В силу ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

По имеющейся в деле информации Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района депутат сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ избрана депутатом по одномандатному избирательному округу . Депутат сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ избрана депутатом по одномандатному избирательному округу .

Проверкой городской прокуратуры выявлен факт не предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году депутатами Совета депутатов с.<адрес> ФИО1 и ФИО2 в установленный законодательством срок сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ год, что свидетельствовало о нарушении требований ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.9 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

По результатам проверки Наро-Фоминской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ за в Совет депутатов с.п.Волченковское Наро-Фоминского муниципального района Московской области внесено представление об устранении нарушений закона.

В силу ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

По результатам рассмотрения представления городского прокурора Советом депутатов с.п.Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ дан письменный ответ, из которого следовало, что представление рассмотрено и оставлено без удовлетворения. К ответу на представление прилагалась копия решения Совета депутатов с.п.Волченковское от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».

Действия Совета депутатов с.п.Волченковское, выразившиеся в отказе в удовлетворении представления городской прокуратуры суд находит необоснованными и незаконными.

Факт не предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей депутатами Совета депутатов с.<адрес> ФИО1 и ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ год в установленный законодательством срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ был выявлен в ходе проверки городской прокуратуры и также подтвержден в судебном заседании объяснениями самих депутатов с.п.Волченковское ФИО1 и ФИО2, показаниями свидетеля ФИО5, письменной информацией Совета депутатов с.п.Волченковское в Наро-Фоминскую городскую прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Мер по устранению нарушений закона во исполнение законных требований Наро-Фоминской городской прокуратуры Советом депутатов с.п.Волченковское не принято.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий ( бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия ( бездействие) не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них возложены какие-либо обязанности.

Поскольку Советом депутатов с.п.Волченковское незаконно и необоснованно было отказано в удовлетворении представления об устранении нарушений закона, Наро-Фоминский городской прокурор в порядке ст.ст.39, 218 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов с.п.Волченковское, так как оспариваемыми действиями Совета депутатов с.п.Волченковское затрагиваются права жителей сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района, которые в соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации» имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, надлежащим образом соблюдающими законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции.

Таким образом, суд находит административные исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия ( бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений.

В соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через тридцать дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Основания для досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО1 и ФИО2 появились у Совета депутатов с.п.Волченковское в ДД.ММ.ГГГГ года после внесения представления городской прокуратуры.

До настоящего времени несмотря на достоверно установленный факт не представления в установленный законом срок депутатами ФИО1 и ФИО2 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ год, их полномочия решением Совета депутатов с.п.Волченковское в нарушение части 10.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» досрочно прекращены не были.

Длительное непринятие представительным органом решения о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа.

В целях устранения допущенных нарушений прав граждан, в интересах которых действует Наро-Фоминский городской прокурор, и окончательного разрешения административного спора, суд считает возможным обязать Совет депутатов с.п.Волченковское в течение пятнадцати дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО1 и ФИО2 и находит этот срок с учетом установленных судом обстоятельств дела отвечающим критерию разумности.

В соответствии с п.1 части 3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу суд вправе указать на необходимость сообщения об исполнении решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия ( бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование прокурора об обязании Совета депутатов с.п.Волченковское

в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения Наро-Фоминскому городскому прокурору <адрес> согласуется с положениями п.1 части 3 ст.227 КАС РФ.

С учетом изложенного, суд обязывает Совет депутатов с.п.Волченковское сообщить об исполнении настоящего решения в Наро-Фоминский городской суд и Наро-Фоминскому городскому прокурору в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконными действия Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, выразившиеся в принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» об оставлении без удовлетворения представления городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ за .

Обязать Совет депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в течение пятнадцати дней с даты вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения закона, путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> ФИО1 ФИО10 и ФИО2 ФИО11 в соответствии с требованиями ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать Совет депутатов сельского поселения Волченковское Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в Наро-Фоминский городской суд <адрес> и Наро-Фоминскому городскому прокурору <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: С.В.Малышев