ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1068/2017 от 29.05.2017 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-1068/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:председательствующего судьи Завгороднего А.В.,

при секретаре Мамыевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО4 <данные изъяты> к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконными требования и указания от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным требования и указания от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя требования тем, что истец как организатор публичного мероприятия в форме пикета ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующими нормами проводил указанное публичное мероприятие, согласованное с Администрацией г. Горно-Алтайска с использованием сборно-разборной конструкции. Уполномоченный представитель Администрации г. Горно-Алтайска ФИО1 в момент проведения публичного мероприятия вручила истцу требование об устранении нарушения правопорядка, где в качестве нарушений были указаны следующие: заявленная уведомлением цель не соответствуют цели проводимого пикетирования; пикетирование в силу ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 не предполагает раздачу листовок; в уведомлении о проведении публичных мероприятий не указана раздача листовок; публичное мероприятие в форме пикетирования не предполагает проведения беседы с прохожими (за исключением ответов на вопросы сотрудников полиции и сотрудников администрации). Истец полагает, что данное требование вынесено незаконно. Представителем Администрации указан закон, не имеющий никакого отношения к порядку проведения публичных мероприятий. Якобы нарушение, выразившееся в том, что «заявленная уведомлением цель не соответствует цели проводимого пикетирования» не соответствует действительности, поскольку цель заявленная в уведомлении и цель самого пикета одна и та же: выразить мнение относительно выдвижения ФИО2 и ФИО3 на новый срок, что и осуществлялось ФИО4 при проведении публичного мероприятия. Поскольку запрет при проведении пикетирования установлен только для использования звукоусиливающей аппаратуры, то беседы, как средство публичного выражения мнения не запрещены и могут на законных основаниях использоваться при проведении пикета без каких-либо ограничений. В отношении листовок, то этот довод представителя Администрации противоречит нормам, поскольку листовка является средством наглядной агитации. Раздача листовок является не целью публичного мероприятия, а средством агитации, следовательно, у истца отсутствует обязанность указывать в уведомлении о проведении пикета о применении такого средства агитации. Полагая, что предъявленное требование Администрации незаконно и нарушает права, истец продолжил проводить публичное мероприятие, в результате чего уполномоченный представитель Администрации г. Горно-Алтайска вручила указание о прекращении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что: цель публичного мероприятия не соответствует цели проводимого пикетирования; требование об исполнении нарушения правопорядка не исполнено; продолжается раздача листовок. На основании этого указания сотрудники полиции принудительно прекратили проведение истцом заявленного публичного мероприятия. Истец считает, что данное указание не соответствует требованиям закона ввиду отсутствия нарушений со стороны истца. На основании изложенного истец просит признать незаконными требование об устранении нарушения правопорядка, и указание о прекращении публичного мероприятия – уполномоченного представителя Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО4 требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Горно-Алтайска ФИО5, заинтересованное лицо ФИО1 возражали по требованиям истца, просили отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 в Администрацию г. Горно-Алтайска было подано уведомление о проведении публичного мероприятия – пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции («куба»), целью которого является выражение мнения относительно выдвижения ФИО2 и ФИО3 на новый срок. Место проведения публичного мероприятия – территория по адресу: <адрес> (перед входом в магазин «<данные изъяты>»). Дата, время начала и окончания публичного мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ с 16:00 до 20:00. Предполагаемое количество участников – 3 человека. Организатор публичного мероприятия – ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Горно-Алтайска вынесено распоряжение «О публичных мероприятиях в форме пикетирования», которым, на основании уведомления ФИО4 о проведении публичных мероприятий, ответственность за организацию и проведение публичных мероприятий возложена на ФИО4; уполномоченным представителем Администрации г. Горно-Алтайска при проведении публичного мероприятия назначена ФИО1, главный специалист 1 разряда Отдела информационной политики и связей с общественностью Администрации г. Горно-Алтайска.

ДД.ММ.ГГГГ в момент проведения публичного мероприятия уполномоченный представитель Администрации г. Горно-Алтайска ФИО1 вручила ФИО4 требование об устранении нарушения правопорядка, в котором указано о допущении нарушений: заявленная уведомлением цель не соответствуют цели проводимого пикетирования; пикетирование в силу ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 не предполагает раздачу листовок; в уведомлении о проведении публичных мероприятий не указана раздача листовок; публичное мероприятие в форме пикетирования не предполагает проведения беседы с прохожими (за исключением ответов на вопросы сотрудников полиции и сотрудников администрации). Далее содержится требование об устранении указанных нарушений в течение 15 минут до 17 час. 45 мин.

В связи с невыполнением ФИО4 указанного требования об устранении нарушения правопорядка, уполномоченный представитель Администрации г. Горно-Алтайска ФИО1 вручила ФИО4 указание о прекращении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу п. 6 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Согласно ст. 4 данного ФЗ, к организации публичного мероприятия относятся, в том числе: изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 6 указанного ФЗ, участники публичного мероприятия имеют право использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13, 16 ЗФ уполномоченный представитель органа местного самоуправления имеет право требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; принимать решение о прекращении публичного мероприятия в случае создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц, совершения участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований ФЗ, касающихся порядка проведения публичного мероприятия; неисполнения организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных ч.4 ст. 5 ФЗ.

Перечисленные в требовании уполномоченного представителя Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ нарушения – не основаны на законе, поскольку при проведении публичного мероприятия (пикетирования) законодательством РФ не установлен запрет на раздачу листовок, и на беседу с прохожими.

Кроме того, ответчиком не представлены доказательства несоответствия цели публичного мероприятия, указанной в уведомлении, цели проводимого пикетирования.

Соответственно у ответчика не имелось оснований для вынесения указания о прекращении публичного мероприятия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения правопорядка и указание от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении публичного мероприятия – являются незаконными, соответственно, исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО4 <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконными требование об устранении нарушения правопорядка и указание о прекращении публичного мероприятия уполномоченного представителя Администрации г.Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Завгородний

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2017 года.