Дело № 2а-1069/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2017 года г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Эрфурт Т.А., при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому Административному округу г. Омска, Управлению федеральной налоговой службы по Омской области об отмене требования № от .... по уплате пени по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Советский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением указав, что .... обратился в УФНС по Омской области с заявлением об отмене требования № по уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на .... ИФНС России по Омской области. В заявлении было указано, что недоимка по пени на НДФЛ, указанная в требовании в сумме <данные изъяты> руб., возникла по причине обнаружения ИФНС ошибки при предоставлении налогового вычета. Сумма, которую не имел право получать, возвращена в бюджет в полном объеме, как только ИФНС обнаружила ошибку (спустя 3 года) и сообщила об этом. В .... г.г. им были сданы в ИФНС на проверку пакеты документов, в том числе налоговая декларация 3-НДФЛ, справка 2-НДФЛ за .... г.г. с целью определения возможности предоставления налогового вычета на покупку квартиры. Для заполнения декларации обратился в Центр консультации «Бизнес Актив», далее правильность заполнения предоставленных документов на возмещение НДФЛ осуществлялась ИФНС. Трижды документы сдавались в ИФНС лично, однако никаких вопросов не возникало, не требовалось дополнительных документов. .... из ИФНС позвонили и сообщили, что незаконно воспользовался налоговым вычетом и его необходимо вернуть. На момент посещения ИФНС для уточнения, никакого документального решения предоставлено не было, сказали ждать уведомление, сумма для возврата составляет <данные изъяты> руб. .... вновь явился в ИФНС, так как никакого уведомления по почте не поступило и внес <данные изъяты> руб. через терминал «Сбербанк», находящийся в здании ИФНС, копию предоставил инспектору. .... по почте поступило требование, где указано, что имеется недоимка по НДФЛ за три периода .... – <данные изъяты> руб., .... – <данные изъяты> руб., .... – <данные изъяты> руб., на сумму <данные изъяты> руб. и пени на НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб. .... с помощью инспектора внес оставшуюся от <данные изъяты> руб. сумму, а именно <данные изъяты> руб. на указанный в требовании код бюджетной классификации налоговой инспекции. Решением руководителя УФНС по Омской области было отказано в отмене требования по уплате пени на НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб. Просит признать незаконным решение УФНС России по Омской области № дгс от ...., обязать УФНС России по Омской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав.
Позже требования уточнил и просил отменить требование ИФНС России по Советскому АО г. Омска № от .... в части взимания пени по НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы изложенные в уточненном административном исковом заявлении в полном объеме и дополнил, что его вины в получении налогового вычета нет, поскольку он обращался к специалистам, которые составили все документы для налоговой инспекции. При подаче декларации к нему не было вопросов, по камеральной проверке замечаний не было. И при выяснении неправильной выплаты, он сразу принял меры для возврата всей суммы, в связи с чем занял деньги, оказался в затруднительном положении.Просит суд принять указанные обстоятельства и отменить требование налоговой инспекции о начислении пени.
Представитель административного ответчика ИФНС России по САО г. Омска ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 79), заявленные требования не признал, пояснив, что налоговый вычет был предоставлен по наличию таких документов, как свидетельство о регистрации права, договор купли продажи, акт приема-передачи. В данном пакете документов отсутствовали данные о происхождении денежных средств и только в ноябре .... г. пришли списки, информация которых находилась в режиме «для служебного пользования», где указано о предоставлении государственной субсидии.
Представитель административного ответчика УФНС России по Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д. 25) исковые требования не признала, дала пояснения согласно письменного отзыва, в котором указала, что Административное заявление ФИО1 не содержит материально-правовых требований к Управлению и доводов о нарушенных правах при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий. При рассмотрении апелляционной жалобы Управлением новое решение не принималось. Доводов о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, а также о выходе за пределы предоставленных полномочий административный истец не приводит. Сами по себе решение Управления об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы от ....№дгс@ не порождает для ФИО1 |. каких-либо правовых последствий, а, следовательно, не нарушает его права и законные интересы. Учитывая вышеизложенное, на основании части 1 статьи 43 КАС РФ, просим заменить ненадлежащего административного ответчика - УФНС по Омской области надлежащим - ИФНС России по САО г.Омска. В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно пункту 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, заявителю по результатам камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на доходы физических лиц за .... годы предоставлялся имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры. На основании решений о возврате от ....№ (за .... год в сумме <данные изъяты> рублей), от ....№ (за .... год в сумме <данные изъяты> рублей), от ....№ (за .... год в сумме <данные изъяты> рублей) Инспекцией произведен возврат налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. Позже налоговым органом на основании сведений, представленных УМВД Российской Федерации по г.Омску, установлен факт неправомерного предоставления имущественного налогового вычета по причине того, что ФИО1 в .... году получил единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей. При этом необходимо отметить, что представленный заявителем с декларациями комплект документов (свидетельство о государственной регистрации права от ...., договор купли-продажи от .... с отметкой о том, что расчет произведен в полном объеме и акт приема-передачи квартиры) не содержал сведений об источнике получения денежных средств, затраченные ФИО1 на приобретение квартиры. Вследствие чего в ходе камеральных налоговых проверок у Инспекции отсутствовали основания для отказа в предоставлении имущественного налогового вычета. В соответствии со статьей 69 Кодекса налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ....№ на общую сумму <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> рублей - по налогу и <данные изъяты> рубль - по пени. Указанную в требовании сумму задолженности заявителю предложено оплатить в срок ..... По состоянию на .... ФИО1 погашена только сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. Согласно разъяснениям, приведенным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ....№-О и от ....№, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь бюджета в результате недополучения сумм налога в срок. Поскольку заявитель на протяжении ряда лет пользовался денежными средствами при отсутствии на то оснований, налоговым органом, в соответствии В пунктом 3 статьи 75 Кодекса, правомерно произведен расчет пени с .... (с даты получения суммы налога) по дату фактического возврата указанных сумм налога (....). Просит отказать в удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным решения УФНС России по Омской области от ....№ (л.д. 22-24).
Представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Омску ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д. 81), дала пояснения согласно письменного отзыва, а именно в соответствии со ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. УМВД России по городу Омску ФИО1 единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья не выплачивало, то и заинтересованной стороной по указанному спору не является, поскольку названный спор не затрагивает интересы УМВД России по городу Омску. Просила исключить УМВД России по г. Омску из числа сторон по данному иску(л.д. 83-84).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 года N 202-ФЗ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться, в том числе, расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
В силу пункта 2 указанной статьи (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ, от 30 мая 2001 года N 71-ФЗ, от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, от 27 декабря 2009 года N 368 –ФЗ) имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи от .... (л.д. 52-53), акта приема-передачи (л.д. 54), свидетельства о государственной регистрации права от .... ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес (л.д. 51).
Согласно требованию № об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на .... за ФИО1 числится общая задолженность в сумме <данные изъяты> руб., в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> руб. (л.д. 7).
.... ФИО1 обратился в УФНС России по Омской области с заявлением об отмене требования по уплате пени на НДФЛ (8-9).
Согласно решению УФНС России по Омской области жалоба ФИО1 на требование ИФНС России по САО г. Омска об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ....№ в размере <данные изъяты> руб. оставлена без удовлетворения (л.д. 10-12).
Согласно разъяснения, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с которыми при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Поскольку оплата за приобретенную квартиру произведена за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, следовательно, у административного истца отсутствовало право на имущественный вычет в виде подоходного налога. Данные обстоятельства ФИО1 в судебном заседании оспорены не были.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным требования является одновременное несоответствие его закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Конституционный Суд российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996г. №20-П, определение от 08.02.2007 г. №381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж- пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
С учетом изложенного, административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому Административному округу г. Омска, Управлению федеральной налоговой службы по Омской области об отмене требования № от .... по уплате пени по налогу на доход физических лиц, следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому Административному округу г. Омска, Управлению федеральной налоговой службы по Омской области об отмене требования № от .... по уплате пени по налогу на доход физических лиц, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Омска.
Судья Т.А.Эрфурт
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2017 г.
Судья Т.А.Эрфурт