ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/19 от 08.07.2019 Баяндаевского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баяндай ДД.ММ.ГГГГ

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.,

при секретаре Ботогоевой Г.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Баяндаевского района Замбаловой Т.В.,

административного ответчика – главы администрации МО «Васильевск» Рябцева С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района к администрации муниципального образования «Васильевск» о признании незаконным бездействия по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МО «Васильевск» по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов и возложении обязанности на администрацию приобрести 28 контейнеров и обустроить контейнерные площадки на территории МО «Васильевск» Баяндаевского района в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В своем заявлении указывает, что прокуратурой Баяндаевского района в ходе анализа исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Васильевск» выявлено, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТКО) на территории МО «Васильевск» осуществляется ненадлежащим образом, а именно отсутствуют мусорные контейнеры и не обустроены контейнерные площадки для них.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Иркутской области (Баяндаевский район входит в состав Зоны 2 «Юг»).

По результатам электронных аукционов по определению оператора по транспортированию ТКО победителем было признано ООО «ИТК», с которым ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» были заключены договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО.

Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз.

Нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного числа граждан - жителей муниципального образования «Васильевск», а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми отходами.

В представленном уточненном исковом заявлении административный истец просит: возложить на администрацию муниципального образования «Васильевск» обязанность приобрести 28 контейнеров и обустроить контейнерные площадки на территории МО «Васильевск» Баяндаевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с вышеуказанным исковым заявлением, администрация МО «Васильевск» представила возражения на административное исковое заявление прокурора, указывая что поскольку границы АМО «Васильевск» не определены, отсутствует постановка границ на кадастровый учет в органах федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, территория МО является межселенной территорией. Следовательно, полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами по созданию и содержанию размещения мест (площадок) ТКО, определение схемы их размещения и ведение реестра являются полномочиями МО «Баяндаевский район».

В судебном заседании представитель административного истца Замбалова Т.В. поддержала заявленные уточненные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Срок исполнения решения суда считает разумным.

В судебном заседании административный ответчик глава АМО «Васильевск» с уточненными административными исковыми требованиями прокурора согласен частично и просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованное лицо администрация МО «Баяндаевский район» в судебное заседание не явилось, в своем ходатайстве просит рассмотреть административное исковое заявление без участия их представителя. В своем отзыве на административное исковое заявление прокурора Баяндаевского района указывают, что в целях заявки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Администрацией МО «Васильевск» направлена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском и Жигаловском районах. Однако до настоящего времени, схема размещения мест территориальным отделом не согласована. Кроме того администрацией МО «Баяндаевский район» направлено обращение министру природных ресурсов и экологии Иркутской области с просьбой об оказании содействия в получении вышеуказанного заключения.

Заинтересованные лица ООО «РТ-НЭО Иркутск», ООО «ИТК», надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания в суд не явились.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселений отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон ), с ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) их накопления;

3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.3 ст. 8 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вопросы местного значения, предусмотренные в п. 18 ч. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплены за сельскими поселениями.

Таким образом, полномочия, указанные в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат исполнению органами местного самоуправления сельских поселений.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вступили в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 указанных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. п. 11, 16 Правил, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО, в которой содержатся сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территории поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, к элементам благоустройства относится, в том числе уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование.

Мусорные контейнеры должны быть включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО, которые соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

При планировании и застройке сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, а также по благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Согласно ст.13 Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч. 1 и 2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона в числе принципов охраны окружающей среды и экологической безопасности закон называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.22 от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

ДД.ММ.ГГГГ принят Указ Президента Российской Федерации «О национальных проектах и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до ДД.ММ.ГГГГ». Согласно п.7 данного Указа необходимо обеспечить эффективное обращение с отходами производства и потребления, обеспечить решение задач по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

ДД.ММ.ГГГГ президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Экология», согласно которому в структуру национального проекта входит, в том числе, федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Вышеуказанные нормы обязательны для муниципальных образований местного самоуправления, которым является и МО «Васильевск» Баяндаевского района Иркутской области.

Согласно п. 18 ст. 6 Устава МО «Васильевск» Баяндаевского района, к вопросам местного значения администрации МО «Васильевск» относится участие в организации деятельности по сбору ( в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы МО «Васильевск» было внесено представление «Об устранении нарушений требований законодательства об отходах».

Из ответа на представление прокурора, а также информации АМО «Васильевск» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документы в сфере обращения с ТКО находятся на согласовании в территориальном отделе Управления Росприроднадзора Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском и Жигаловском районах, кроме того не установлены тарифы для организаций по обращению с ТКО, в связи с отсутствием методики расчета тарифов на обработку, на обезвреживание, на захоронение ТКО. Имеется потребность в контейнерах в количестве 28 штук, площадки накопления ТКО не обустроены.

Кроме того отсутствие контейнеров и площадок накопления ТКО подтверждается информацией администрации муниципального образования «Баяндаевский район», указано, что на территории Баяндаевского района контейнера имеются только в с. Баяндай в количестве 74 штуки, контейнерных площадок не имеется. Потребность МО «Васильевск» в контейнерах составляет 28 контейнеров, контейнерных площадок на 3 контейнера – 6, на 5 контейнеров - 2.

Данный факт не отрицается представителем административного ответчика в судебном заседании.

Оценивая доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Баяндаевского района является обоснованным, так как непринятие мер администрацией муниципального образования «Васильевск» по организации и обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов является грубым нарушением действующего законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения вреда здоровью.

Выявленные нарушения законодательства подлежат устранению административным ответчиком, в связи с чем уточненный административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на АМО «Васильевск» обязанность приобрести 28 контейнеров и обустроить контейнерные площадки на территории МО «Васильевск» Баяндаевского района подлежит удовлетворению в этой части.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия, суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению, а также объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным установить срок - до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно уточненные требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Решая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненное административное исковое заявление прокурора Баяндаевского района, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Васильевск» приобрести 28 контейнеров и обустроить контейнерные площадки на территории МО «Васильевск» Баяндаевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Баяндаевский районный суд Иркутской области.

Судья Л.Д.Цыренова