дело № 2а-4/2020
(2а-106/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 10 февраля 2020 г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда
Республики Крым ФИО7,
при секретаре Колесник Е.А.,
с участием прокурора Воронковой Н.Ю.,
представителя административного истца ФИО8,
представителя заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Республики Крым ФИО9,
представителя заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Производственно-аграрное объединение «Массандра» ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транс-Лизинг» к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018г. № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»,
с участием заинтересованных лиц Администрации города Ялта Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Ялта - председателя Ялтинского городского совета, общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан», главы Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым, Министерства транспорта Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Производственно-аграрное объединение «Массандра»,
установил:
решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018 г. № 3 утверждён генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Лизинг» (далее ООО «Транс-Лизинг») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором просит, с учётом письменного уточнения (т.4 л.д. 15-17), признать недействующим с момента принятия генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018г. № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № к территории с неурегулированной градостроительной ситуацией, что противоречит пункту 5 статьи 1, пунктам 1, 2, 4 статьи 2, части 4 статьи 3, частям 10, 11 статьи 25, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 20, 21 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что на основании договора аренды земельного участка, заключённого с Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым 29 марта 2016 г., ООО «Транс Лизинг» является пользователем земельного участка, площадью 7000 кв.м, с видом разрешённого использования – «многоквартирная жилая застройка» (код 2.6), категория земель – земли населённых пунктов. Также административному истцу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №. На земельном участке, состоящем из арендованного земельного участка и земельных участков, находящихся в собственности, ООО «Транс Лизинг» начато строительство многоквартирного жилого дома в соответствии с декларацией о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной в Службе государственного строительного надзора Республики Крым 20 февраля 2016 г. № РК №. В соответствии с Картой функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения (приложение № к решению 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018 г. № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее решение от 3 декабря 2018 г. № 3), Картой предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (приложение № 7 к решению от 3 декабря 2018 г. № 3) земельный участок ООО «Транс Лизинг» был отнесён к «территориям, исключённым из проекта генерального плана, относящимся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии – территории неурегулированной градостроительной ситуации». Административный истец считает, что в генеральном плане незаконно используются понятия «потенциальная зона», «территория неурегулированной градостроительной ситуации», которые не предусмотрены законодательством о градостроительной деятельности, в частности Градостроительным кодексом Российской Федерации.
По мнению административного истца, наличие в генеральном плане муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым вышеуказанных положений относительно приведённого земельного участка нарушает нормы действующего законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также нарушает права и законные интересы ООО «Транс Лизинг» в градостроительной и земельно-имущественной сферах по освоению земельного участка в соответствии с его назначением, запланированными параметрами строительства и площадью застройки.
Представитель административного истца ООО «Транс Лизинг» ФИО8 доводы административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Республики Крым ФИО9 возражал против доводов административного искового заявления и просил отказать в его удовлетворении. Свою правовую позицию изложил в письменных пояснениях и дополнительных письменных пояснениях (т. 6 л.д. 1-3, т. 7 л.д. 175-177).
Представитель заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Производственно-аграрное объединение «Массандра» ФИО10 с доводами административного искового заявления не согласилась, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Свою правовую позицию изложила в письменных возражениях (т. 7 л.д. 154-162).
В судебное заседание представители административного ответчика Ялтинского городского совета Республики Крым, заинтересованных лиц Администрации города Ялта Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Ялта - председателя Ялтинского городского совета, общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан», главы Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым, Министерства транспорта Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили.
Ялтинским городским советом Республики Крым поданы письменные пояснения на административное исковое заявление (т. 4 л.д. 5-9), в которых административный ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Администрацией города Ялта Республики Крым поданы письменные возражения на административное исковое заявление (т. 6 л.д. 108-116), в которых административный ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Воронковой Н.Ю., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 31 июля 2019 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Ялта - городской округ Ялта.
Частью 12 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Ялта: город Ялта; город Алупка; посёлок городского типа Гаспра; посёлок городского типа Гурзуф; посёлок городского типа Краснокаменка; посёлок Даниловка; посёлок Линейное; посёлок Партизанское; посёлок городского типа Кореиз; посёлок городского типа Ливадия; посёлок городского типа Виноградное; посёлок городского типа Курпаты; посёлок городского типа Ореанда; посёлок Высокогорное; посёлок Горное; посёлок Куйбышево; посёлок Охотничье; посёлок городского типа Массандра; посёлок городского типа Отрадное; посёлок городского типа Восход; посёлок городского типа Никита; посёлок городского типа Советское; посёлок городского типа Симеиз; посёлок городского типа Береговое; посёлок городского типа Голубой Залив; посёлок городского типа Кацивели; посёлок городского типа Парковое; посёлок городского типа Понизовка; село Оползневое; посёлок городского типа Форос; посёлок городского типа Санаторное; посёлок Олива.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа.
Аналогичная норма закреплена в пункте 29 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. № 1 (далее Устав).
Согласно части 1 статьи 28 Устава Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Устава к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым также относятся: принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа Ялта с целью решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1); утверждение генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 9).
Согласно части 2 статьи 67 Устава муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым и иным нормативным правовым актам Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.
Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава).
Порядок созыва и проведения сессий Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Ялтинского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Ялтинского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Ялтинского городского совета Республики Крым с Администрацией города Ялта Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Ялтинского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Ялтинским городским советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым в новой редакции, утверждённый решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 31 августа 2018г. № 1.
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентирована статьёй 24 Градостроительного кодекса.
Так, названной статьёй предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц (часть 3).
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 10, 11 названной статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в том числе по проектам генеральных планов, определяет Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённое решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 21 июня 2018 г. № 9 (далее Положение).
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Положения обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат: проект генерального плана городского округа, проект о внесении изменений в генеральный план городского округа (далее - проект генерального плана, проект внесения изменений в генеральный план).
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний регламентирован разделом 3 Положения.
Общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета (далее - председатель Ялтинского городского совета) путём издания соответствующего постановления (пункт 3.2 Положения).
Согласно пунктам 5.1, 5.6 Положения, в целях доведения до населения информации о содержании предмета общественных обсуждений или публичных слушаний в течение всего периода размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4 и подпунктом 2 пункта 3.5 настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта.
На экспозиции проекта должны быть представлены: 1) постановление о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний вправе направлять предложения и замечания в адрес Организатора по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, для включения их в протокол общественных обсуждений или публичных слушаний в сроки, указанные в оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 8.1 Положения).
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета от 19 июля 2018 г. № 16 «О назначении общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (т. 4 л.д. 215-225) назначены соответствующие общественные обсуждения, определён порядок их проведения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Временная комиссия) в составе, определённом в приложении № 2 к настоящему постановлению, и утверждено Положение о Временной комиссии (приложение № 3); определён срок для приёма предложений и замечаний от участников общественных обсуждений с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (включительно).
Указанное постановление от 19 июля 2018 г. № 16 с приложениями были размещены 20 июля 2018 г. на официальном портале Правительства Республики Крым на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/8756), а также опубликовано в газете «Ялтинские вести» (спецвыпуск № 2(2)//20 июля 2018 г. - т. 4 л.д. 226-230).
По результатам проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым был составлен соответствующий протокол от 22 августа 2018 г. № 8 (т. 3 л.д. 266-343).
Предложения и замечания, поступившие при проведении общественных обсуждений проекта генерального плана, были рассмотрены, о чём указано в приведённом протоколе.
К протоколу заседания Временной комиссии «О результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» от 22 августа 2018 г. № 8 приложена итоговая таблица замечаний/предложений от участников общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, рассмотренных Временной комиссией, поступивших с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г.
Временной комиссией 22 августа 2018 г. подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, проведённых с 20 июля 2018 г. по 24 августа 2018 г. (т. 3 л.д.132-265).
Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа регламентированы статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 названной статьи проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
В силу части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесёнными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом, в соответствии с частью 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в части 10 названной статьи документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путём их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путём подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 № 156 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее Положение) Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов, реализации жилищных программ, формирования региональной политики в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, и управляющим государственным имуществом, которое отнесено к его ведению, организации проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, участвующим в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняющим функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов государственной власти Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 1.1).
В целях выполнения поставленных задач, согласно пункту 3.1 Положения, Министерство в установленном законодательством порядке: согласовывает генеральные планы, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территорий, местные нормативы градостроительного проектирования, предельные параметры строительства, рассматривает проектную документацию на предмет ее соответствия градостроительным и техническим регламентам в границах установленных зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории (подпункт 3.1.14-1); обеспечивает соблюдение процедур по подготовке и утверждению документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (подпункт 3.1.15).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 14 сентября 2018 г. № 1719-п «О создании согласительной комиссии по согласованию генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее постановление от 14 сентября 2018 г. № 1719-п) создана соответствующая комиссия (далее Согласительная комиссия), утверждён порядок её работы, а также состав.
Указанное постановление от 14 сентября 2018 г. № 1719-п с приложениями было размещено 14 сентября 2018 г. на официальном портале Правительства Республики Крым на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/9166).
Из пунктов 2.10, 2.11 Порядка работы согласительной комиссии по согласованию проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого постановлением от 14 сентября 2018 г. № 1719-п (далее Порядок), следует, что при принятии Согласительной комиссией решения о согласовании проекта генерального плана с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом, указанная комиссия по итогам своей работы представляет главе администрации города Ялта Республики Крым проект генерального плана с внесёнными в него изменениями вместе с протоколом заседания Согласительной комиссии, материалами в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
Согласно протоколу заседания Согласительной комиссии от 22 октября 2018 г. на повестке дня был вопрос об урегулировании замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и принятии взаимоприемлемых решений (т. 5 л.д. 176-193).
Согласительной комиссией были рассмотрены замечания Министерства сельского хозяйства Республики Крым (заключение от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (заключение от 10 сентября 2018 г. № 18402/01-10/5/1/1), Министерства экономического развития Республики Крым (заключение от 7 сентября 2018 г. № 100/12757/2), Министерства транспорта Республики Крым (заключение от 7 сентября 2018 г. № 05-16/5156/1/3/1/2).
При этом, заключение Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1 содержит следующие пункты: включение в границы населённых пунктов городского округа Ялта Республики Крым обозначенных в схемах земельных участков приведёт к непосредственному примыкаю планируемой жилой зоны к сельскохозяйственной зоне многолетних насаждений, что может являться нарушением санитарных требований, необходимых для обеспечения здоровья населения в период химических обработок; включение земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов допускается при подтверждении исключительности такого случая и/или непригодности их использования для ведения сельского хозяйства; изменение функционального назначения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ФГУП «ПАО «Массандра», без согласования с Управлением делами Президента Российской Федерации, в ведении которого находится предприятие.
В частности, вопросы, указанные в заключении Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1, в заключении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 10 сентября 2018 г. № 18402/01-10/5/1/1 отнесены к несогласованным вопросам, соответствующая информация отображена в карте разногласий по внесению изменений в проект генерального плана, а также в материалах проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с условным обозначением «территории, исключённые из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии – территории неурегулированной градостроительной ситуации», решение о которых будет принято после подготовки предложений о внесении изменений в генеральный план и утверждения их в установленном порядке.
По итогам заседания Согласительной комиссией принято решение согласовать проект генерального плана с отнесением изложенных при рассмотрении на заседании комиссии вопросов № 1 и № 2 повестки дня с формулировкой «Территории, исключённые из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации» и с предложением об исключении этих несогласованных вопросов из проекта генерального плана, путём их отображения в материалах проекта генерального плана и карте разногласий, в целях фиксации до момента их согласования в установленном порядке, которые прилагаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.
В материалах дела содержится соответствующая карта разногласий с указанием реквизитов заключений, содержанием замечаний и результатом их рассмотрения, в которой также отражено, что заключение Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1 не учтено и исключено из материалов проекта генерального плана.
В судебном заседании 13 января 2020 г. в качестве свидетеля была допрошена консультант отдела земельной политики Управления земельных и имущественных отношений Министерства сельского хозяйства Республики Крым ФИО1, которая была членом Согласительной комиссии и принимала участие при проведении заседания 22 октября 2018 г. ФИО1 пояснила, что Министерством сельского хозяйства Республики Крым были подготовлены замечания в отношении проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым поскольку, в частности в отношении земельного участка, кадастровый №, на основании сопоставления границ по государственным актам на право постоянного пользования землёй ГП «Ливадия» было установлено изменение функциональной зоны сельскохозяйственного назначения на иную зону.
Из письменных пояснений Администрации города Ялта Республики Крым, письменных возражений ГУП РК «ПАО «Массандра» следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №№ являлись участками сельскохозяйственного назначения и находились в пользовании Государственного предприятия «Ливадия» (ранее Винсовхоз «Ливадия», Совхоз-завод «Ливадия», на сегодняшний день входит в состав ГУП РК «ПАО «Массандра»), на основании Государственного акта на право постоянного пользования землёй ІІ-КМ № от 6 декабря 1999 г. (т. 7 л.д. 110-119).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, и указанные выше нормы права, суд приходит к выводу, об отсутствии нарушений процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной частями 10,11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
26 октября 2018г. Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом за № 5687/02 согласовало проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, при условии, что при его утверждении:
- учтены замечания региональных министерств и ведомств Республики Крым согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» и иных требований законодательства;?
- учтены решения согласительных комиссий, созданных главой администрации муниципального образования на основании статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации на предмет урегулирования разногласий по представленным замечаниям на проект генерального плана;
- учтены замечания и предложения по результатам публичных слушаний по проектам ГП в соответствии со статьёй 28 Градостроительного кодекса РФ (в случае проведения публичных слушаний по проекту ГП до 1 января 2018 г.);
- учтены замечания и предложения по результатам общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту ГП в соответствии со статьёй 5.1. Градостроительного кодекса РФ;
- учтены (при наличии) неурегулированные замечания, представленные уполномоченными органами на проект генерального плана.
При направлении проекта генерального плана на утверждение в представительный орган местного самоуправления (исключительно редакцию проекта ГП по согласованным вопросам) к направляемым материалам согласно п. 10-12 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ включить неотъемлемым приложением карту с фиксацией неурегулированных и несогласованных вопросов (замечаний) при их наличии, а также план урегулирования указанных замечаний, разработанных на основании решений согласительных комиссий, согласно установленной Минстроем Крыма форме, направленной письмом от 17 сентября 2018 г. № 2492/02-15.
31 октября 2018г. Администрацией города Ялта Республики Крым было принято постановление № 2137-п «О согласии с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и направлении его в Ялтинский городской совет Республики Крым на утверждение» (т. 3 л.д. 101-103).
1 ноября 2018г. за № 7522/02.1-22 глава Администрации города Ялта Республики Крым направил главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателю Ялтинского городского совета проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с материалами по его обоснованию, с учётом представленных рекомендаций, который был получен Ялтинским городским советом 2 ноября 2018 г. (т. 3 л.д. 104-105).
Согласно протоколу расширенного совместного заседания постоянных комитетов Ялтинского городского совета от 9 ноября 2018 г. принято решение о направлении проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на доработку главе администрации города Ялта Республики Крым.
В последующем, после приведения разработчиком в соответствие с представленными рекомендациями генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, глава Администрации города Ялта Республики Крым направил письмом от 26 ноября 2018г. за № 8146/02.1-22 проект указанного генерального плана с материалами по его обоснованию, с учётом представленных рекомендаций, в адрес главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета, который был получен Ялтинским городским советом Республики Крым в этот же день – 26 ноября 2018 г. вх. № 01.01-16/140.
Согласно протоколу расширенного совместного заседания постоянных комитетов Ялтинского городского совета от 26 ноября 2018 г. принято решение о рекомендации председателю Ялтинского городского совета внести на очередную сессию городского совета проект решения «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» с учётом предложений и замечаний депутатов.
Из материалов дела также следует, что 3 декабря 2018 г. состоялась очередная 75 сессия Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 26 депутатов.
На повестке дня указанной сессии (пункт 3) был поставлен вопрос об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
По данному вопросу, после выступления докладчика – главы Администрации города Ялтинского городского ФИО2, пояснений ФИО3, ФИО4, ФИО5, за его принятие проголосовали 26 депутатов.
Таким образом, Ялтинским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 75 сессии 3 декабря 2018 г. принято решение № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (т. 3 л.д. 1-3).
Пунктом 1 указанного решения утверждён соответствующий генеральный план в составе: Положение о территориальном планировании (приложение №1), карта планируемого размещения объектов местного значения городской округ (приложение № 2), карта границ населённых пунктов, входящих в состав городского округа (приложение № 3), карта функциональных зон городского округа (приложение № 4), карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, относящихся к областям водоснабжения и водоотведения (приложение № 5), карта функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения, относящихся к областям водоснабжения, водоотведения и связи (приложение № 6).
Пунктом 6 данного решения установлено, что урегулирование разногласий в отношении территорий, указанных в «карте предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам» (Приложение № 7), осуществляется в соответствии с законодательством, регламентирующим градостроительную деятельность.
Согласно пункту 9 решения от 3 декабря 2018 г. № 3 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Указанное решение было опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 6 декабря 2018 г. (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/10012), а также в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 г.).
Проверив полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, введение в действие и опубликование, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке.
В указанной части сторонами не оспариваются полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, форма и вид оспариваемого в части нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование.
Изучив материалы дела в части работы Согласительной комиссии, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части решение от 3 декабря 2018 г. № 3 принято в результате согласительных процедур, назначенных и проведённых в соответствии с требованиями пункта 2 части 2, частей 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд, проверив полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, введение в действие и опубликование, приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и виду, процедура его принятия, согласования, установленная статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена, опубликован в установленном порядке и надлежащим образом доведён до всеобщего сведения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
Обращаясь в суд, административный истец, уточнив требования заявлением от 26 августа 2019 г. (т. 4 л.д. 15-17), ссылается на нарушение его прав отнесением земельных участков с кадастровыми номерами № к территории с неурегулированной градостроительной ситуацией, что не соответствует градостроительному законодательству, и не позволяет в объёме предоставленных законом собственнику земельных участков прав использовать их в соответствии с назначением, на осуществление строительства согласно запланированным параметрам строительства и площадью застройки.
Из материалов дела следует, что между ООО «Транс-Лизинг» и Муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым 29 марта 2016 г. заключён сроком на 10 лет договор аренды земельного участка, площадью 7000 кв.м, для строительства и эксплуатации многоквартирного жилого дома с комплексом зданий, сооружений и коммуникаций, необходимых для обслуживания дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Вид разрешённого использования земельного участка – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), категория земель – земли населённых пунктов (т. 1 л.д. 11-22).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости ООО «Транс-Лизинг» принадлежат на праве собственности следующие земельные участки с категорией земель – земли населённых пунктов, а именно: кадастровый №, площадь 476 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый №, площадь 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый №, площадь 490 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый №, площадь 411 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый №, площадь 454 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 23-28).
В материалы дела представлена декларация о начале выполнения строительных работ «Строительство многоквартирного жилого дома № 1» по адресу: <адрес> зарегистрированная в Службе государственного строительного надзора Республики Крым 20 февраля 2016 г. № № (т. 1 л.д. 29-31).
Согласно представленным в материалы дела фрагментам проекта карты функциональных зон муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, вынесенного на общественные обсуждения, земельные участки с кадастровыми номерами № были отнесены к функциональной зоне среднеэтажной многоквартирной жилой застройки.
При этом, согласно карте функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением от 3 декабря 2018 г. № 3, указанные выше земельные участки вошли в территории, исключённые из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения Согласительной комиссии – территории неурегулированной градостроительной ситуации.
Данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Как ранее указывалось, по итогам заседания 22 октября 2018 г. Согласительной комиссией, созданной постановлением от 14 сентября 2018г. № 1719-п, принято решение согласовать проект генерального плана с отнесением изложенных при рассмотрении на заседании комиссии вопросов № 1 и № 2 повестки дня с формулировкой «территории, исключённые из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации» и с предложением об исключении этих несогласованных вопросов из проекта генерального плана, путём их отображения в материалах проекта генерального плана и карте разногласий, в целях фиксации до момента их согласования в установленном порядке, которые прилагаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.
В материалах дела содержится соответствующая карта разногласий с указанием реквизитов заключений, содержанием замечаний и результатом их рассмотрения, в которой также отражено, что заключение Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1 не учтено и исключено из материалов проекта генерального плана.
Допрошенный в судебном заседании 24 января 2020 г. главный специалист отдела градостроительства и зонирования Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым ФИО6 пояснил, что на общественные обсуждения был вынесен проект генерального плана, в котором спорные земельные участки административного истца были отнесены к функциональной зоне среднеэтажной жилой застройки. В утверждённом генеральном плане на указанную функциональную зону установлен дополнительный слой в виде штриховки, которая в пояснительной части указана как территория, исключённая из проекта генерального плана, относящаяся к несогласованным вопросам. В данной формулировке подразумевается то, что территория, на которую распространяется данная штриховка, информация, указанная в проекте генерального плана, не подлежит применению, на неё не распространяются действия установленных нормативов и, соответственно, она считается как территория с отсутствующей документацией по предварительному урегулированию именно в части территориального планирования. Данная территория была установлена на период до урегулирования спорных правоотношений с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Министерством сельского хозяйства Республики Крым. После утверждения генерального плана ведётся работа с заинтересованными министерствами по урегулированию данных правоотношений, по ряду территорий достигнуты соглашения, по ряду территорий идут обсуждения и принимаются определённые решения. В виду нецелесообразности внесения изменений в генеральный план в какой-либо части, принято решение, в том числе согласовано с Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, о работе в целом по всем несогласованным территориям.
Как уже указывалось, в силу части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесёнными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом, в соответствии с частью 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в части 10 названной статьи документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путём их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путём подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в несогласованной части проект генерального плана может быть представлен согласительной комиссией главе местной администрации, а затем в представительный орган местного самоуправления в виде отдельных материалов по несогласованным вопросам, которые подлежат дальнейшему согласованию после того, как генеральный план будет утверждён в согласованной части.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и приведённые выше нормы права, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 90:25:050801:466, 90:25:050801:693, 90:25:050801:694, 90:25:050801:695, 90:25:050801:696, 90:25:050801:697 и 90:25:050801:698 находятся на территории, отнесённой к несогласованным вопросам и исключённой из утверждённого генерального плана, решение об исключении которой принято в результате согласительных процедур, назначенных и проведённых в соответствии с требованиями статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, наличие в утверждённом генеральном плане территорий с несогласованными вопросами носит временный характер, так как несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию.
Данное обстоятельство следует и из пункта 6 решения от 3 декабря 2018г. № 3, которым установлено, что урегулирование разногласий в отношении территорий, указанных в карте предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (Приложение № 7), осуществляется в соответствии с законодательством, регламентирующим градостроительную деятельность.
Также суд принимает во внимание показания главного специалиста отдела градостроительства и зонирования Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым ФИО6, подтвердившего, что в настоящее время ведётся соответствующая работа по урегулированию разногласий с заинтересованными министерствами в отношении территорий, указанных в карте предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отнесение земельных участков с кадастровыми номерами № к территориям, указанным в «карте предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам» (Приложение № 7), не противоречит действующему федеральному законодательству, генеральный план в оспариваемой части не противоречит как нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (часть 3).
Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как правообладателя земельных участков, не создаёт препятствий для их дальнейшей эксплуатации и не исключает возможности использования земельных участков по назначению. Административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному им способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.
На основании изложенного, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Транс-Лизинг» отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Транс-Лизинг» к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018г. № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 25 февраля 2020 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым ФИО7