Дело № 2а -106 /2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июня 2019 года село Нижняя Омка Нижнеомский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Шаульского А.А., при секретаре Малородовой Н.В., рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 к Совету Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании Решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 21.02.2019 года недействительным, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7 у с т а н о в и л : ФИО12 обратился в суд с административным иском к Совету Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании Решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 21.02.2019 года недействительным, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7 В обоснование направленного административного иска указал, что он является депутатом Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, на заседании Совета Новотроицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ депутаты отказались досрочно прекращать полномочия депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7 поскольку ими, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в срок не позднее 30 апреля года, не были представлены, были представлены в установленном порядке, фактически ДД.ММ.ГГГГ Административный истец полагает, что указанный отказ, ввиду неисполнения установленной Федеральными законами от 25.12.2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Законом Омской области от 22.03.2018г. № 2060-03 " О предоставлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений" обязанности по предоставлению достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, является основанием для прекращения полномочий депутатов. В ходе судебного заседания административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования, пояснив, что требование о представлении депутатами справок о доходах является императивным, в случае нарушения указанной обязанности их полномочия следует прекратить. На вопрос ответчика пояснил, что не смотря на то, что он сам указанную обязанность не выполнил и его статус подлежит прекращению, его права вследствие вынесения указанного постановления нарушены вследствие невыполнения депутатами данной обязанности. Представитель административного ответчика, ФИО8 не признала заявленные требования, пояснила суду, что указанное постановление не может быть отменено, поскольку, права истца вследствие вынесения указанного постановления, не нарушены; депутатами были представлены справки о доходах в Управление Губернатора, но они были возвращены на доработку. Кроме того, просит применить последствия истечения срока исковой давности, поскольку о нарушении сроков сдачи справок депутату ФИО1 стало известно 05.09.2019 года. Представитель административного ответчика, Глава администрации Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО11 участие в судебном заседании не принимала, в отзыве на иск указала, что прекращение полномочий депутатов производится в случае непредставления указанных справок или представление заведомо недостоверных данных, однако указанные справки депутатами были представлены и опубликованы в средствах массовой информации. Указанные справки были предоставлены в Управление Губернатора, но возвращены для доработки, не представлены в срок ввиду бездорожья. Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.02.2019 года Решением Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского района Омской области было принято решение о не прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7 Учитывая характер требований административного истца, направленный на признание незаконным оспариваемого постановления, выраженного в виде действий по его вынесению, отсутствием указанного требования в КАС РФ в формулировке, указанной истцом, учитывая, что законодатель в ст. пп. 7 п. 1 ст. 333.19 части второй НК РФ, говорит о тождестве указанных требований требованиям о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, указанный иск фактически является требования в порядке ст.218 КАС РФ (согласно которого гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности) о признании незаконным действий Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании Решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 21.02.2019 года, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7, имевшим место 21.02.2019 года при заседании Совета Новотроицского СПО. Решением Нижнеомского районного суда Омской области от 16.04.2019 года судом было постановлено: «Административное исковое заявление ФИО1 к Совету Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского района Омской области в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7 и досрочном прекращении полномочий ФИО9, Главы Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения» Между тем, учитывая позицию явившихся сторон, суд полагает, что в данном случае имеет место иной предмет заявленных требований, -обжалование Решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 21.02.2019 года, требование о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7, указанное Решение Совета Новотроицкого сельского поселения не было предметом оценки при рассмотрении вышеназванного административного дела, решение по которому вступило в законную силу, учитывая право истца на судебную защиту, суд считает возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований. Так, в ходе судебного заседания установлено, что решением Совета Новотроицкого сельского поселения от 24.04.2017 года было утверждено Положение о порядке предоставлении депутатами Совета Новотроицкого сельского поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, указанные лица сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляют ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата осуществляется в соответствии с законодательством РФ постоянной комиссией Совета. Однако, Решением Совета Новотроицкого сельского поселения от 23.04.2018 года в указанное Положение было внесено изменение, установлено, что соответствующие справки предоставляются руководителю высшего исполнительного органа РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, порядок размещения соответствующих сведений был принят Решением Совета Новотроицкого сельского поселения только 26.06.2018 года, то есть, возможность исполнить данную обязанность в новом порядке появилась у ответчика исключительно после вступления в законную силу соответствующих муниципальных правовых актов. Из материалов дела усматривается, что соответствующие справки были представлены депутатами представительного органа в комиссию Новотроицкого сельского совета в феврале 2018 года, как усматривается из представленных материалов, 19.02.2019 года ФИО11 выдала на имя представителя администрации Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО10 доверенность на представление декларации Губернатору Омской области, 01.03.2019 года представила Бабицкой соответствующую декларацию для передачи Губернатору Омской области, однако соответствующие декларации были возвращены для доработки. Однако, указанные справки были получены Губернатором Омской области 10.09.2019 года,. Так, по мнению суда, не установлено нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца. Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, в силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Однако, при рассмотрении данного дела нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено, вопреки требованиям части 11 статьи 226 КАС РФ административным истцом не доказан факт нарушения их прав, свобод либо законных интересов. Более того, ч.7.3 ст. 40 ФЗ N 131 предусмотрено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 этой статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые предусмотрены Законом о противодействии коррупции, высшее должностное лицо субъекта РФ обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Таким образом, предписания частей 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, непосредственно указывают, что правом требовать досрочного прекращения полномочий депутатов является прерогативой высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Указанные исковые требования фактически являются иском о признании бездействия органа местного самоуправления о прекращении полномочий депутатов, то есть иском о прекращении полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, однако депутат представительного органа местного самоуправления, Совета Новотроицкого сельского поселения ФИО1 не является высшим должностным лицом субъекта РФ, не наделен соответствующими полномочиями, Суд не соглашается с доводами истца о том, что несвоевременное представление соответствующей справки влечет прекращение полномочий выборного должностного лица представительного органа местного самоуправления. По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Поэтому при решении вопроса о применении к депутатам меры ответственности за указанное правонарушение, следует исходить из вышеприведенных критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния. В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Согласно словарей русского языка, имеющихся в свободном доступе, а так же в сети «интернет», под «непредставлением» понимается замалчивание, сокрытие, умолчание, утаение, под словом «заведомо» понимается осознанное, сознательно совершение каких-либо действий. Таким образом, прекращение полномочий депутатов представительного, исполнительного органа местного самоуправления, Главы исполнительного органа производится в случае сокрытия, утаения соответствующей справки вообще, либо осознанного представления неверных, недостоверных данных, по воле законодателя несвоевременное представление соответствующей справки является нарушением действующего законодательства, однако не влечет прекращение полномочий соответствующего должностного лица. По мнению суда, имеет место нарушение срока исковой давности для обращения в суд. Согласно протокола открытого заседания Совета Новотроицкого сельского поселения, ФИО1 27.09.2018 года присутствовал на заседании Совета Новотроицкого сельского поселения, на котором обсуждался вопрос о несвоевременном представлении указанных справок депутатами. Совокупность указанных выше доказательств свидетельствует о том, что ФИО1 в период не позднее 27.09.2018 был ознакомлен о несвоевременном представлении депутатами указанного выше представительного органа, однако с иском до 27.12.2019 года не обратился. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. (определение от 18.11.2004 года N 367-О, постановление от 17.03.2010 года N 6-П). Однако, административным истцом объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд с административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока в суд не представлено. Таким образом, поскольку административный истец не наделен правом на предъявление административного иска анализируемой категории, предъявил иск за пределами сроков давности, не представил доказательств наличия оснований, предусмотренных законом, для признания действий незаконными, для прекращения полномочий Главы Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, при вынесении решения суд особо учитывает, что не смотря на иной предмет обжалования – обжалование Решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 21.02.2019 года недействительным, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7, фактически указанное административное исковое заявление направлено на переоценку вступившего в законную силу решения Нижнеомского районного суда Омской области от 16.04.2019 года. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 286-290 КАС РФ, суд,- решил: Административное исковое заявление ФИО1 к Совету Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании Решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области оставить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7 оставить без удовлетворения. Решение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области. Судья Нижнеомского районного суда Омской области Шаульский А.А. Решение в окончательной форме изготовлено 13.06.2019 года. |