ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/20 от 23.03.2020 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-106/2020

13RS0015-01-2020-000091-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснослободск

23 марта 2020 года

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Симонова В.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснослободского муниципального района Республики Мордовия к администрации Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Совету депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложения обязанности,

установил:

Прокурор Краснослободского района Республики Мордовия в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Совету депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона в области бюджетного законодательства.

Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно п. 4 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В ч. 7 ст. 150 КАС РФ указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск прокурора Краснослободского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно статьи 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании частей 1 - 3 статьи 52 указанного Закона, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).

В силу положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 14 указанного Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Согласно статьи 15 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия в ходе проведенной проверки деятельности администрации Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация), Совета депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее - Совет депутатов) выявлены нарушения бюджетного законодательства.

В ходе проверки установлены факты неполноты нормативного правового регулирования бюджетных правоотношений.

Советом депутатов до настоящего времени не приняты следующие нормативные правовые акты.

В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 9 БК РФ не принят порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета.

В нарушение подпункта 3 статьи 9 БК РФ не принят порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

В нарушение статьи 142.5 БК РФ не принят порядок и случаи предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

В нарушение пункта 1 статьи 187 БК РФ не принят порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете.

В нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 264.4 БК РФ не принят порядок проведения контрольно-счетным органом Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.

В нарушение пункта 1 статьи 264.5 БК РФ не принят порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета.

Администрацией до настоящего времени не приняты следующие нормативные правовые акты.

В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 9 БК РФ не принят порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся местному бюджету.

В нарушение пункта 7 статьи 47.1 БК РФ не принят порядок формирования ведения реестра источников доходов местного бюджета.

В нарушение пункта 6 статьи 78 БК РФ не принят порядок принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В нарушение пункта 2 статьи 79 БК РФ не принят порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты.

В нарушение пункта 5 статьи 87 БК РФ не принят порядок ведения реестра расходных обязательств Сивиньского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

В нарушение пункта 4 статьи 121 БК РФ не принят порядок ведения муниципальной долговой книги.

В нарушение пункта 4 статьи 170.1 БК не принят порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период.

В нарушение пункта 2 статьи 174 БК РФ не принят порядок разработки среднесрочного финансового плана Сивиньского сельского поселения Красно-слободского муниципального района Республики Мордовия.

В нарушение пункта 1 статьи 179 БК РФ не принят порядок определения сроков реализации муниципальных программ, а также порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Устава Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее - Устав) к вопросам местного значения Ефаевского сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета поселения.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 21 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Ефаевского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно подпункту 2 пункту 4 статьи 29 Устава Администрация исполняет бюджет Ефаевского сельского поселения.

Таким образом, учитывая положения Устава и вышеизложенных норм БК РФ, на Совет депутатов и Администрацию возложены обязанности по принятию нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.

Правовая неурегулированность бюджетных правоотношений влечет нарушение конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе, социально незащищенных категорий населения, а также субъектов предпринимательской деятельности.

Вышеуказанные нарушения бюджетного законодательства указаны в представлении прокурора района от 15.11.2019 № 7-1-2019/4199, направленном Совету депутатов. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены, нормативные правовые акты не приняты до настоящего времени.

Административные ответчики - Администрация Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Совет депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия против удовлетворения административного искового заявления прокурора Краснослободского района Республики Мордовия не возражали, представили заявления о признании исковых требований.

Как установлено в судебном заседании, в течение длительного времени Советом депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и Администрацией Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия нормативно - правовая база в части разработки и утверждения нормативного правового регулирования бюджетных правоотношений не приведена в соответствие с действующим законодательством; соответствующие правовые акты, административными ответчиками не разработаны и не приняты.

Учитывая, что не приведение нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством означает допустимость произвольной организации работы органов местного самоуправления в инвестиционной сфере, а также при исполнении бюджетного законодательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные исковые требования прокурора удовлетворить.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям,

руководствуясь статьями ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Совету депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложения обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка и случаев предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете; порядка проведения контрольно-счетным органом Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета.

Обязать Совет депутатов Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения закона, принять порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок и случаи предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете; порядок проведения контрольно-счетным органом Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета.

Признать бездействие администрации Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; порядка формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета; порядка принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядка ведения реестра расходных обязательств Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка ведения муниципальной долговой книги; порядка разработки и утверждения, периода действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период; порядка разработки среднесрочного финансового плана Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка определения сроков реализации муниципальных программ: порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.

Обязать администрацию Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения закона, принять порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; порядок формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета; порядок принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядок ведения реестра расходных обязательств Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок разработки и утверждения, период действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период; порядок разработки среднесрочного финансового плана Ефаевского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок определения сроков реализации муниципальных программ: порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

В.Ю.Симонов