РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Торжок 24 февраля 2022 года
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мартысюк А.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (Управление Росреестра по г.Москве), государственному регистратору Управления Росреестра по г.Москве ФИО4 о признании незаконными решений государственного регистратора Управления Росреестра по г.Москве о приостановлении, а также об отказе в государственной регистрации права собственности (перехода прав) в отношении объекта недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
ФИО1, действуя через своего представителя ФИО2, обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве и просит признать незаконными решение государственного регистратора ФИО4 Управления Росрестра по г.Москве о приостановлении государственной регистрации перехода прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, с 01.09.2021 по 01.12.21, изложенное в уведомлении от 01.09.2021 №КУВД-001/2021-35104656/2, а также решение государственного регистратора ФИО4 Управления Росрестра по г.Москве об отказе в государственной регистрации прав в отношении вышеуказанной квартиры, изложенное в уведомлении от 01.12.2021 №КУВД-001/2021-35104655/12.
В обоснование заявленных требований указано, что уведомлением от 01.09.2021 №КУВД-001/2621-35104656/2 государственного регистратора ФИО4 Управления Росреестра по г.Москве ФИО1 извещен о принятии решения о приостановлении государственной регистрации перехода прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес>, кадастровый №, с 01.06.2020 по 01.09.2020. Указанное уведомление было направлено представителю ФИО1 - ФИО5
Уведомлением от 01.12.2021 №КУВД-001/2021-35104655/12 государственного регистратора ФИО4 Управления Росреестра по г.Москве ФИО1 извещен о принятии решения об отказе в государственной регистрации прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указанное уведомление также было направлено представителю ФИО1 - ФИО5
Вышеуказанные решение о приостановлении государственной регистрации перехода прав от 01.09.2021 и решение об отказе государственной регистрации прав от 01.12.2021 являются незаконными по следующим основаниям.
В качестве основания для приостановления регистрации государственный регистор ссылается на следующие обстоятельства: ранее в адрес Управления поступила информация от УУР ГУ МВД России по г. Москве, о том, что УУР ГУ МВД России по г.Москве осуществляет оперативное сопровождение уголовного дела № 96826. В случае поступления на регистрацию документов по переходу прав собственности на квартиру, незамедлительно сообщить в адрес УУР ГУ МВД России по г.Москве и принять меры по подтверждению подлинности представленных в них сведений. Учитывая вышеизложенное, в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации, а также для получения дополнительной информации, необходимой для проведения правовой экспертизы и принятия решения по делу, Управлением направлен соответствующий запрос в УУР ГУ МВД России по г.Москве об актуальности имеющейся информации, а также о возможности проведения государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
Обжалуемое решение государственный регистратор основывает положениями пунктов 5 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающими приостановление регистрации в случаях, когда не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, а также не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Однако запрашиваемая государственным регистратором информация не относится к документам, упомянутым в пунктах 5 и 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Положения пункта 5 части 1 статьи 26 указанного закона относятся к документам необходимым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 указанного закона, для государственной регистрации перехода прав на основании договора купли-продажи необходим непосредственно договор. Предоставление иных документов законом не предусмотрено.
В п.9 ч.1 ст. 26 закона указано на необходимость получения информации по межведомственным запросам.
В статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав.
В письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09 июля 2021 г. № 14-5293-ГЕ/21 «О типовых формулировках причин приостановления государственной регистрации перехода прав на квартиры» указано на ситуации, при которых «в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также в ЕГРН имеются аресты/запреты на совершение регистрационных действий». В этом случае регистрация приостанавливается на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.
При этом, в уведомлении о приостановлении регистрации государственный регистратор должен указать следующую формулировку оснований приостановления: «в орган регистрации прав поступил (указываются вид/наименование акта и органа, его вынесшего, дата и номер акта о наложении ареста на недвижимое имущество/запрета совершать в отношении него определенные действия/ об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации). На основании указанного акта в ЕГРН зарегистрирован (указать вид ограничения права, дату и номер его регистрации). Управлением направлен запрос (указать дату и номер) в (указывается орган, наложивший арест/запрет, в который направлен запрос).
Таким образом, просьба незамедлительно сообщить в адрес УУР ГУ МВД России по г. Москве о предоставлении документов для регистрации перехода права и принятии мер по подтверждению подлинности представленных в них сведений в соответствии с действующим законодательством не является основанием для приостановления регистрации права.
Административный истец считает, что запрашиваемые сведения известны административному ответчику, поскольку в 2019 году в Лефортовском районном суде г. Москвы рассматривалось гражданское дело № 2-872/2019 по иску ФИО1 к Управлению уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве и Управлению Росреестра по Москве об обязании снять информационное ограничение, наложенное на основании письма Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве от 09.10.2015 г. № 3/14865, на совершение сделок с квартирой по адресу: <адрес>.
При рассмотрении указанного гражданского дела по запросу Лефортовского районного суда г. Москвы из Управления Росреестра по Москве было получено письмо ГУ МВД России по г. Москве от 09.10.2015 № 3/14865, из которого следует, что УУР ГУ МВД Росси по г. Москве осуществляет оперативное сопровождение уголовного дела № 96826, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, в отношении неустановленной преступной группы, на основании поручения следователя СО ОМВД России по району Нагатинский затон лейтенанта юстиции ФИО6 о производстве отдельных следственных действий, в соответствии с п.4 ст. 13 Закона «О полиции», ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» просят в случае поступления на регистрацию документов по переходу прав собственности на квартиру по адресу: <адрес> незамедлительно сообщить в их адрес с целью задержания лиц их подавших и принять необходимые меры по подтверждению подлинности представленных в них сведений.
Судом установлено, что согласно базы данных «АИС Уголовная статистика» уголовное дело № 96826 возбуждено 15 сентября 2015 г. СО Отдела МВД России по району Нагатинский затон по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, 20.02.2016 для дальнейшего расследования данное уголовное дело было передано в Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК России по г. Москве, где 3 июля 2016 г. было приостановлено по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ.
Вышеуказанное письмо ГУ МВД России по г.Москве от 09.10.2015 № 3/14865 до настоящего времени находится в регистрационном деле, не отозвано, административным ответчиком адресату не возвращено, уже в четвертый раз является основанием для приостановления регистрации сделок с вышеуказанной квартирой, то есть ограничивает право ФИО1 на свободное распоряжение его собственностью.
При рассмотрении гражданского дела № 2-872/2019 в возражениях на иск представитель ГУ МВД России по г.Москве указал, что к ФИО1 не применялись меры пресечения, равно как и меры процессуального принуждения, ГУ МВД России по г. Москве не осуществлялись действия, влекущие нарушение права владения, пользования или распоряжения имуществом административного истца.
В решении от 19 февраля 2019 года по делу № 2-872/2019 Лефортовский районный суд г. Москвы указал, что ограничение прав собственника возможно лишь по основаниям, предусмотренным законом, ограничение прав собственника недвижимости подлежит регистрации в установленном законом порядке, из материалов дела следует, что на квартиру по адресу: <адрес> каких-либо ограничений прав и обременений не зарегистрировано, доказательств обратного суду, вопреки ст.56 ГПК РФ, не предоставлено.
Таким образом, судом установлено, что отсутствуют какие-либо законные ограничения и обременения права ФИО1 на указанную квартиру. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку Управление Росреестра по Москве являлось стороной по гражданскому делу № 20872/2019. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.
В соответствии со статьей 6 ФЗ от 12 августа 1998 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Таким образом, действия, перечисленные в указанном письме ГУ МВД России по г. Москве от 09.10.2015 № 3/14865, не входят в перечень оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом.
Перечень признаков, перечисленных в письме ГУ МВД России по г. Москве от 09.10.2015 № 3/14865, относится к делам оперативного учета, заведение которых предусмотрено статьей 10 Федерального закона от 12 августа 1998 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
В соответствии с данной нормой закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и Систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
Арест на указанную квартиру в порядке, предусмотренном ст. ст. 115, 115.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, судом не накладывался.
Поскольку вся запрошенная государственным регистратором по межведомственному запросу информация была предметом рассмотрения гражданского дела № 2-872/2019, стороной которого являлся и административный ответчик, то отсутствуют правовые основания для её очередного запроса и приостановления регистрации.
Таким образом, приостановление государственной регистрации перехода прав по указанным основаниям является незаконным и ограничивает конституционные права и свободы административного истца, в частности, гарантированное частью 2 статьи 35 Конституции РФ право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
ФИО1 приобретал указанную квартиру в 2015 г. для своих нужд, поскольку получил предложение по организации бизнеса в г.Москве и планировал там проживать, также дочь ФИО1 собиралась поступать в ВУЗ в г.Москве. После финансового кризиса 2015 г. открытие бизнеса стало экономически невыгодно, а дочь поступила в ВУЗ на юго-западе Москвы, ей сняли квартиру недалеко от ВУЗа, поскольку дорога до ул. Волочаевской занимает много времени. ФИО1 необходимо продать указанную квартиру для того, чтобы получить денежные средства. В настоящее время у ФИО1 имеется ипотечный кредит, ещё один ипотечный кредит оформлен на имя супруги административного истца - ФИО7 Денежные средства нужны семье для того, чтобы погасить эти кредиты. Из-за невозможности продать квартиру и погасить кредиты истец вынужден оплачивать проценты по кредитным договорам.
Более того, на сведения в ЕГРН о том, что квартира свободна от обременений, полагались и покупатель квартиры ФИО3, и Банк «ВТБ» (ПАО). Банк «ВТБ» (ПАО) предоставил ФИО3 на приобретение указанной квартиры ипотечный кредит в размере 9280 000 рублей. Заемные и собственные денежные средства в общей сумме 11570 000 рублей находятся на счете ООО «Жилищная экосистема ВТБ» на основании договора оказания услуг № СБР772021001-158891 от 24.08.2021 и могут быть перечислены продавцу только после государственной регистрации перехода права собственности на квартиру к покупателю. При этом с сентября 2021 года ФИО3 ежемесячно оплачивает в счет погашения кредита по 116 553 рубля. Кроме того, ФИО3 начал в квартире ремонт и потратил на него уже порядка 1 300 000 рублей.
Таким образом, незаконные приостановление и отказ в государственной регистрации права причиняют убытки, как административному истцу, так и покупателю.
В соответствии с п.9 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны РФ.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика государственный регистратор Управления Росреестра по г.Москве ФИО4, в качестве заинтересованных лиц ФИО3, ФИО5, ГУ МВД России по г.Москве в лице УУР ГУ МВД России по г.Москве, СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве в лице Симоновского МРСО СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве.
Административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, указанные в иске.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, указав, что имел намерение приобрести указанное жилое помещение; перед покупкой документы на квартиру проверял, все было в порядке; он уже произвел в квартире ремонт, взял кредит, который в настоящее время аннулировал, поскольку было отказано в государственной регистрации перехода прав на квартиру. В данной ситуации полностью поддерживает истца, полагает незаконно отказано в регистрации прав.
Административные ответчики – государственный регистратор Управления Росреестра по г.Москве ФИО4, Управление Росреестра по г.Москве при надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного заседания участия в судебном заседании не приняли, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, их явка в судебное заседание обязательной не признавалась, вследствие чего дело на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотрено в отсутствие административных ответчиков.
Административный ответчик – Управление Росреестра по г.Москве представило в адрес суда письменные возражения на иск, указав, что требования не подлежат удовлетворению. Согласно обстоятельствам дела 25.08.2021 в Управление поступило заявление о государственной регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 24.08.2021, заключенного между ФИО1 и ФИО3 В порядке п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о недвижимости) в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что в Управление поступила информация, препятствующая проведению регистрационных действий в отношении заявленного объекта недвижимости, на основании информационного письма Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г.Москве от 09.10.2015 №3/14865. 01.09.2021 Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности в соответствии с п.п.5,9 ч.1 ст.26 Закона о недвижимости. 02.09.2021 ФИО1 обратился в Управление с заявлением о принятии дополнительных документов. 03.09.2021 Управлением принято решение о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав. Ссылаясь на п.9 ч.1 ст.26 Закона о недвижимости, указывают, что в целях получения дополнительной информации, необходимой для принятия решения по делу, с учетом Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в порядке п.9 ст.29 Закона о недвижимости в УУР ГУ МВД России по г.Москве был направлен соответствующий запром. 01.10.2021 в Управление поступил ответ начальника 5 отдела УУР ГУ МВД России по г.Москве о перенаправлении их запроса и.о. руководителя Симоновского МРСО СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве, пооскольку уголовное дело №96826 приостановлено 15.12.2015 и находится в Симоновском МРСО СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве. Ответ из Симоновского МРСО СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве в их адрес до настоящего времени не поступал, в связи с чем Управлением на основании ст.27 Закона о недвижимости принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности №КУВД-001/2021-35104655, в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий. Со ссылкой на положения статей 218, 226 КАС РФ указывают, что законные права и охраняемые законом интересы административного истца действиями Управления не нарушены, доказательств обратного не представлено. Просят отказать в удовлетворени заявленных требований ФИО1
Заинтересованные лица: ФИО5, ГУ МВД России по г.Москве в лице УУР ГУ МВД России по г.Москве, СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве в лице Симоновского МРСО СУ по ЮАО ГСУ РФ по г.Москве при надлежащем извещении участия в судебном разбирательстве не приняли, об уважительных причинах неявки суду не соообщили, ходатайств об отложении дела, рассмотрении в их отсутствие не представили.
Участвующие в деле лица также извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Торжокского межрайонного суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Руководствуясь положениями статьи 150, части6 статьи226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признавалась, с последующим направлением копий решения суда в порядке статьи182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав административного истца, его представителя, заинтересованное лицо, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Статья 46 Конституции России гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при условии установления судом совокупности таких обстоятельств, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом, при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
В соответствии с положениями части 11 статьи 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными ли иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Анализ вышеприведенных положений правовых норм свидетельствует о том, что нарушение закона, а также прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении являются обязательными основаниями для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Как следует из ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно материалам административного дела указанные выше сроки обращения в суд административным истцом не нарушены.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. На основании ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
ФИО1 на основани договора купли продажи недвижимого имущества от 07 сентября 2015 года, договора купли-продажи доли квартиры от 03 сентября 2015 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве 21 сентяюря 2015 года произведена запись регистрации №77-77/003-77/003/282/2015-524/3, и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.09.2015 серии 77 АС 476693.
24 августа 2021 года ФИО1 в сооветствии со своим волеизъявлением произвел отчуждение вышеуказанного объекта недвижимости, заключив с ФИО3 договор купли-продажи квартиры.
25 августа 2021 года ФИО1, действуя через своего представителя ФИО5, обратился в Управление Росреестра по г.Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 24.08.2021, заключенного между ним, ФИО1, и ФИО3, в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом регистрационных действий, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, что соответствует положениям п.3 ч.3 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон, Закон о государственной регистрации недвижимости), согласно которым государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора.
Согласно расписке в получении документов на государственный кадастровый учет и(или) государственную регистрацию прав к заявлению о государственной регистрации перехода права собственности административным истцом представлены доверенность от 24.08.2021 №7503109, 77 АГ, согласие супруга на совершение сделки от 06.12.2011, договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 24.08.2021.
Уведомлением от 01.09.2021 №КУВД-001/2621-35104656/2 государственного регистратора ФИО4 Управления Росреестра по г.Москве ФИО1 извещен о принятии решения о приостановлении государственной регистрации перехода прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: Москва, <адрес>, кадастровый №, с 01.06.2020 по 01.09.2020. Указанное уведомление было направлено представителю ФИО1 - ФИО5
02 сентября 2021 года ФИО1 предоставил в Управление Росреестра по г.Москве дополнительные документы: заявление о направлении обращения от 12.12.2017, о рассмотрении запроса от 09.02.2018, уведомление о приостановлении государственной регистрации от 29.11.2016.
В ответе ОМВД России по району Нагатинский затон г.Москвы от 21.09.2016, предоставленного ФИО1 в качестве дополнительного документа, содержится информация о том, что предварительное следствие по уголовному делу №96826 приостановлено, арест на спорную квартиру, принадлежащую ФИО1, в рамках указанного уголовного дела не накладывался.
Уведомлением от 03.09.2021 №КУВД-001/2021-35104655/8 принято решение о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении указанного выше помещения. Указано, что для получения дополнительной информации, необходимой для проведения правовой экспертизы и принятия решения по делу, Управлением направлен соответствующий запрос в УУР ГУ МВД по г.Москве об актуальности имеющейся информации, а также о возможности проведения государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости (ответ до настоящего времени не поступал).
Уведомлением от 01.12.2021 №КУВД-001/2021-35104655/12 государственного регистратора ФИО4 Управления Росреестра по г.Москве ФИО1 извещен о принятии решения об отказе в государственной регистрации прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый №. Указанное уведомление также направлено представителю ФИО1 - ФИО5
Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд за их защитой с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд руководствуется следующими правовыми нормами.
Основания для приостановления государственной регистрации прав (перехода прав) изложены в статье 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления регистрации прав.
Государственная регистрация прав в отношении вышеуказанного объекта недвижимости приостановлена административным ответчиком на основании п.п.5,9 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации недвижимости, указано, что ранее в адрес Управления поступила информация от УУР ГУ МВД России по г. Москве, о том, что УУР ГУ МВД России по г. Москве осуществляет оперативное сопровождение уголовного дела № 96826. В случае поступления на регистрацию документов по переходу прав собственности на квартиру, незамедлительно сообщить в адрес УУР ГУ МВД России по г. Москве и принять меры по подтверждению подлинности представленных в них сведений. В связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации, а также для получения дополнительной информации, необходимой для проведения правовой экспертизы и принятия решения по делу, Управлением направлен соответствующий запрос в УУР ГУ МВД России по г. Москве об актуальности имеющейся информации, а также о возможности проведения государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
Как следует из положений п.п.5,9 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации недвижимости, в качестве оснований для приостановления государственной регистрации прав указано на не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также не представление (не поступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии с положениями ст.29 Закона в случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе (п.8); факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт, а подлинность нотариально удостоверенного документа и достоверность содержащихся в нем сведений - в порядке получения информации из единой информационной системы нотариата, установленномОсновамизаконодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1. Предусмотренная в настоящей части проверка проводится в течение двух рабочих дней в пределах срока осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.10).
Государственная регистрация прав приостанавливается в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальнымзаконодательствомРоссийской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральнымизаконами (п.37 ч.1 ст.26 Закона).
Оспариваемое решение об отказе государственной регистрации прав принято на основании ст.27 Закона о государственной регистрации недвижимости, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав, указанного в уведомлении от 01.09.2021 №КУВД-001/2021-35104655/2.
В материалах регистрационного дела на спорный объект недвижимости имеется письмо от 09.10.2015 №3/14865 за подписью Врио заместителя начальника полиции – начальника Управления уголовного розыска ФИО8, в котором указано, что УУР ГУ МВД России по г.Москве осуществляет оперативное сопровождение уголовного дела №96826, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, в отношении неустановленной преступной группы, которая заниматеся похищением людей из социально-неблагополучных слоев населения, получают или подделывают документы для государственной регистрации и незаконно заявладевают правом собственности на недвижимое имущество, после чего бывшие собственники бесследно исчезают или умирают. На основании поручения следователя СО МВД России по району Нагатинский затон ФИО6 о производстве отдельных следственных действий, в соответствии с п.4 ст.13 Закона «О полиции», ст.6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» просит в случае поступления на регистрацию документов по переходу прав собственности на квартиру по адресу: <адрес>, незамедлительно сообщить в их адрем с целью задержания лиц их подауших и принять необходимые меры по подтверждению подлинности представленных в них сведений.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 12.08.1998 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Между тем, действия, перечисленные в приведенном выше письме ГУ МВД России по г. Москве от 09.10.2015 № 3/14865, не входят в перечень оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 19.02.2019 ФИО1 отказано в удовлетворении заявленных требований к Управлению уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве и Управлению Росреестра по Москве об обязании снять информационное ограничение, наложенное на основании письма Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве от 09.10.2015 г. № 3/14865, на совершение сделок с квартирой по адресу: <адрес>.
Как следует из данного решения, судом установлено, что согласно базы данных «АИС Уголовная статистика» уголовное дело № 96826 возбуждено 15 сентября 2015 г. СО Отдела МВД России по району Нагатинский затон по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, 20.02.2016 для дальнейшего расследования данное уголовное дело было передано в Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК России по г. Москве, где 3 июля 2016 г. было приостановлено по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ.
При рассмотрении гражданского дела № 2-872/2019 в возражениях на иск представитель ГУ МВД России по г.Москве указал, что к ФИО1 не применялись меры пресечения, равно как и меры процессуального принуждения, ГУ МВД России по г. Москве не осуществлялись действия, влекущие нарушение права владения, пользования или распоряжения имуществом административного истца.
По итогам инициированного ФИО1 спора судом указано, что ограничение прав собственника возможно лишь по основаниям, предусмотренным законом, ограничение прав собственника недвижимости подлежит регистрации в установленном законом порядке, из материалов дела следует, что на квартиру по адресу: <адрес> каких-либо ограничений прав и обременений не зарегистрировано.
Таким образом, судом установлено, что отсутствуют какие-либо законные ограничения и обременения права ФИО1 на указанную квартиру. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку Управление Росреестра по Москве являлось стороной по гражданскому делу № 20872/2019. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.
Учитывая изложенное, просьба незамедлительно сообщить в адрес УУР ГУ МВД России по г. Москве о предоставлении документов для регистрации перехода права и принятии мер по подтверждению подлинности представленных в них сведений сама по себе в соответствии с действующим законодательством не является основанием для приостановления регистрации права.
01 октября 2021 года начальник 5 отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г.Москве на запрос Управления Росреестра по г.Москве указал, что уголовное дело №96826 приостановлено 15.12.2015 и находится в Симоновском МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г.Москве.
Во исполнение запроса суда о предоставлении сведений по уголовному делу №96826, возбужденному 15.09.2015 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК России по г.Москве информировал суд, что в ходе проверки архива следственного отдела данное уголовное дело не установлено. Согласно акту приема-сдачи материалов, дел и имущества от 26.02.2019 уголовное дело №96826 не было передано от предыдущего руководителя к и.о. руководителя Симоновского МРСО г.Москвы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" разъяснил, что, как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что ФИО1 представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прав (перехода прав) в отношении спорной квартиры, при этом, отсутствуют какие-либо законные ограничения и обременения права ФИО1 на указанную квартиру.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения о приостановлении государственной регистрации перехода прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер 77:04:0001007:2796, а также об отказе в государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости не соответствует указанным выше нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1 и ограничивает конституционные права и свободы административного истца, в частности, гарантированное частью 2 статьи 35 Конституции РФ право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, вследствие чего у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования, заявленные ФИО1, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве, государственному регистратору Управления Росреестра по г.Москве ФИО4 о признании незаконными решений государственного регистратора Управления Росреестра по г.Москве о приостановлении, а также об отказе в государственной регистрации прав (перехода прав) в отношении объекта недвижимого имущества удовлетворить.
Признать незаконными: решение государственного регистратора ФИО4 Управления Росрестра по г.Москве о приостановлении государственной регистрации перехода прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, с 01.09.2021 по 01.12.21, изложенное в уведомлении от 01.09.2021 №КУВД-001/2021-35104656/2, а также решение государственного регистратора ФИО4 Управления Росрестра по г.Москве об отказе в государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, изложенное в уведомлении от 01.12.2021 №КУВД-001/2021-35104655/12, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве устранить допущенные нарушения прав ФИО1, касаемых государственной регистрации права собственности (перехода права) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>Б, <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Торжокский межрайонный суд.
Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева
Решение в окончательной форме принято 14 марта 2022 года.
Подлинник решения находится в материалах административного дела №2а-106/2022 (УИД 69RS0032-01-2021-003702-08) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.
Судья Е.Ю. Арсеньева
1версия для печатиДело № 2а-106/2022 (2а-1373/2021;) ~ М-1389/2021 (Решения)