ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1070/17 от 21.12.2017 Кимрского городского суда (Тверская область)

дело № 2а-1070/17 подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кимрский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Аксёнова С. Б.

с участием прокурора Смирновой М. В.

при секретаре Иноземцевой К. А.,

а также административного истца ФИО1,

представителя административного истца – ФИО2,

представителя административного ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры 21 декабря 2017 года административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации г. Кимры Тверской области о признании постановления Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» частично недействительным,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, действуя через своего представителя – ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Кимры Тверской области о признании постановления Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» недействительным в части исключения из схемы НТО объекта под номером 41 – «павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес>, в районе <адрес> круглогодичным периодом функционирования».

Данные требования ФИО1 мотивировала тем, что, являясь индивидуальным предпринимателем, имея намерение заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию услуг страхования, она 11 октября 2016 года обратилась в Администрацию г. Кимры Тверской области о согласовании размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>, около <адрес> по ул. <адрес> 36 кв. м. для оказания услуг страхования с режимом работы понедельник - суббота с 9 часов 00 минут до 16 часов 00 минут.

По результатам рассмотрения заявления, на основании заключения комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» от 14 ноября 2016 года, письмом от 22 ноября 2016 года исх. № 8359 Администрация г. Кимры уведомила её, что данное заявление удовлетворено и павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес> круглогодичным периодом функционирования включён в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» (далее также схема НТО) на период с 1 марта 2016 года по 1 марта 2019 года, утверждённую постановлением Администрации г. Кимры Тверской области от 17 ноября 2016 года № 581 «О внесении изменений в постановление администрации города Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области», что является формой согласования размещения объекта оказания услуг без выделения земельного участка.

Таким образом, Администрация г. Кимры Тверской области разрешила ей установку указанного павильона для оказания услуг страхования до 1 марта 2019 года.

Однако 10 мая 2017 года она получила письмо Администрации г. Кимры Тверской области от 6 апреля 2017 года, исх. № 2040, в котором ответчик уведомлял её о том, что в связи с протестом Кимрского межрайонного прокурора на постановление от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» (с изменениями, внесёнными постановлением Администрации г. Кимры от 17 ноября 2016 года № 581-па), вышеуказанный павильон исключён из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области». В письме ей предписывалось произвести демонтаж павильона в срок до 10 апреля 2017 года.

На официальном сайте Администрации г. Кимры она нашла соответствующее постановление Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление администрации города Кимры Тверской области от 1 марта 2016 № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области», в соответствии с которым утверждены новая схема НТО, в которой отсутствует вышеуказанный павильон для оказания услуг страхования.

Полагает, что указанное постановление Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года в части исключения из схемы НТО объекта под номером 41 - «павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес>, в районе <адрес> круглогодичным периодом функционирования» является незаконным, поскольку принято в нарушение Порядка разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов, в том числе по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области», утвержденного постановлением Администрации г. Кимры Тверской области от 19 февраля 2016 года № 79-па (далее - Порядок) и нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает её возможности осуществлять деятельность по месту, которое ей было согласовано в установленном порядке и на оборудование которого ею затрачены значительные средства.

Так, указанный Порядок разработан в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановления Администрации Тверской области от 28 сентября 2010 года № 458-пa «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов», а также содержит нормативные положения, которые распространяют правила размещения торговых объектов на размещение нестационарных объектов для оказания услуг. Таким образом, указанным Порядком регулируются сходные правоотношения по двум разным направлениям: разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями указанных правовых актов РФ и субъекта и схемы размещения нестационарных объектов по оказанию услуг, которая разрабатывается, согласно Порядку, по правилам, установленным для торговых нестационарных объектов. Распространение правил размещения нестационарных торговых объектов на правила размещения нестационарных объектов по оказанию услуг на территории г. Кимры не является нарушениям указанных федерального и регионального правовых актов в части расширения предмета его регулирования, а является самостоятельным регулированием на местном уровне путём принятия муниципального нормативноправого акта, определяющего правила оказания услуг через нестационарные объекты по аналогии с установленным порядком нестационарной торговли. Оба направления регулирования объединены в единый порядок, который предусматривает разработку и утверждение единой Схемы нестационарных торговых объектов, в том числе по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области».

Указанным Порядком определён исчерпывающий перечень оснований исключения объектов из Схемы НТО. В оспариваемом решении поводом для исключения объекта из Схемы НТО, как указано ответчиком, послужил протест прокурора. Однако, на каком основании, предусмотренном Порядком, произошло такое исключение, в оспариваемом решении не указано.

Если провести анализ протеста прокурора на предмет наличия основания для исключения её объекта из Схемы НТО, предусмотренных Порядком, можно сделать вывод о том, что такие основания прокурором не указаны. Так, протест прокурора содержит две группы замечаний в отношении незаконности включения в Схему НТО её павильона. Первая группа состоит из доводов о том, что включение в Схему НТО объектов по оказанию услуг противоречит ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановлению Администрации Тверской области от 28 сентября 2010 года № 458-пa. Данные выводы необоснованны, поскольку указанные акты не регулируют порядок утверждения схемы объектов оказания услуг, который регулируется муниципальным Порядком, который прокурором не оспорен. Вторая группа доводов указывает, что павильон располагается в непосредственной близости к автомобильной дороге, что не запрещено законодательством и приведённые доводы прокурора в этой части не опровергают этого. Прокурором приведены определения понятий «полоса отвода автомобильной дороги» и «придорожные полосы автомобильной дороги». Однако прокурором не указаны, какие нормативы размещения павильона вблизи дороги в данном случае нарушаются.

Таким образом, протест прокурора является необоснованным и удовлетворен Администрацией г. Кимры безосновательно. Следовательно, решение об исключении её объекта их Схемы НТО принято без установленных Порядком оснований и является незаконным.

В настоящее время нестационарный объект ИП ФИО1 размещён в согласованном месте и не находится в переделах придомовой территории (расположен на значительном расстоянии от многоквартирного <адрес>) и проезжей части дороги и не нарушает права граждан - жителей указанного дома, поскольку не нарушаются нормы санации, поскольку павильон отделён от окон указанного многоквартирного дома зелёными насаждениями, которые не были повреждены при установке объекта.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и её представитель – ФИО2 требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ФИО3 административный иск не признала, полагая, что постановление Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» в части исключения из схемы НТО объекта под номером 41 – «павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес> в районе <адрес> круглогодичным периодом функционирования» является законным, поэтому прав административного истца ФИО1 не нарушает.

Суд, заслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного истца – ФИО2, представителя административного ответчика – ФИО3, заключение прокурора Смирновой М. В., просившей индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме, исследовав материалы дела, в том числе обозрев надзорное производство №*, представленное Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области, приходит к следующему.

Исходя из части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, являющаяся индивидуальным предпринимателем, чему имеется документальное подтверждение, 11 октября 2016 года обратилась в Администрацию г. Кимры Тверской области о согласовании размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>, около <адрес> по ул. <адрес> 36 кв. м. для оказания услуг страхования с режимом работы понедельник - суббота с 9 часов 00 минут до 16 часов 00 минут.

Письмом от 22 ноября 2016 года Администрация г. Кимры уведомила административного истца, что её заявление удовлетворено и павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес> в районе <адрес> круглогодичным периодом функционирования включён в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» на период с 1 марта 2016 года по 1 марта 2019 года, утверждённую постановлением Администрации г. Кимры Тверской области от 17 ноября 2016 года № 581 «О внесении изменений в постановление администрации города Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области», что является формой согласования размещения объекта оказания услуг без выделения земельного участка.

Письмом Администрации г. Кимры Тверской области от 6 апреля 2017 года ФИО1 была уведомлена о том, что в связи с протестом Кимрского межрайонного прокурора на постановление от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» (с изменениями, внесёнными постановлением Администрации г. Кимры от 17 ноября 2016 года № 581-па), вышеуказанный павильон постановлением Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление администрации города Кимры Тверской области от 1 марта 2016 № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» исключён из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области». В этом же письме ей предписывалось произвести демонтаж павильона в срок до 10 апреля 2017 года.

ФИО1, полагая, что постановление Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года в части исключения из схемы НТО объекта под номером 41 - «павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес> в районе <адрес> круглогодичным периодом функционирования» является незаконным, нарушающим её права в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в суд с вышеназванными требованиями.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» дано определение понятия «деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке» - это продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащённые оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 10 этого же Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с Уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в неё изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учётом требований, определённых законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации Тверской области от 28 сентября 2010 года № 458-па утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 7 указанного порядка схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются: а) адрес местонахождения нестационарного торгового объекта и его площадь; б) специализация торговых объектов (продажа промышленных товаров, продажа продовольственных товаров, продажа продовольственных и непродовольственных товаров); в) тип торгового объекта (киоск, лоток, палатка, павильон, а также передвижные средства развозной и разносной торговли); г) период функционирования нестационарного торгового объекта (далее Порядок).

Вместе с тем, утверждённая Администрацией г. Кимры схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Кимры Тверской области» не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ и пункту 7 вышеуказанного Порядка.

Исходя из требований подпункта «б» пункта 7 Порядка, специализация торгового объекта включает в себя продажу промышленных товаров, продажу продовольственных товаров, продажу продовольственных и непродовольственных товаров.

Вместе с тем, в графе 3 схемы размещения торговых объектов (в редакции постановления от 17 ноября 2016 № 581-па) «специализация торгового объекта» в отношении объекта под порядковым номером 41 «услуги по страхованию» указывается не в соответствии с пунктом 7 Порядка.

Кроме того, указанная под № 41 территория по адресу <адрес>, в районе <адрес> где устанавливается павильон, располагается в непосредственной близости от автомобильной дороги.

При этом в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, её сохранности с учётом перспектив развития автомобильной дороги.

Определение мест размещения нестационарных торговых объектов на вышеуказанных территориях противоречит вышеуказанному законодательству.

В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определённых страховых случаев за счёт денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счёт иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Исходя из приведённых определений, страховую услугу можно определить как услугу, оказываемую в связи с осуществлением страхования и страховой деятельностью.

Учитывая данные обстоятельства, суд, соглашаясь с позицией представителя административного ответчика – ФИО3, также приходит к выводу, что услуги по страхованию не относятся к торговой деятельности и договору бытового подряда, а, следовательно, данный объект был незаконно включён в схему нестационарных торговых объектов, его включение в схему противоречило требованиям статей 2 и 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Поскольку суд пришёл к указанным выводам, постановление Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» в части исключения из схемы НТО объекта под номером 41 – «павильон площадью 36 кв. м. по оказанию услуг страхования по адресу: <адрес>, в районе <адрес> круглогодичным периодом функционирования» является законным, поскольку соответствует вышеприведённым нормативным правовым актам, прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 не нарушает, поэтому требования последней, принимая во внимание положения пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нельзя признать обоснованными, в связи с чем, в их удовлетворении административному истцу следует отказать в полном объёме.

При этом приведённые ФИО1 и её представителем – ФИО2 доводы не могут быть приняты судом во внимание, т. к. они основаны ими на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к Администрации г. Кимры Тверской области о признании постановления Администрации г. Кимры Тверской области № 193-па от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Кимры Тверской области от 1 марта 2016 года № 97-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории МО «Город Кимры Тверской области» частично недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья ________________

мотивированное решение составлено

19 января 2018 года