ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1070/2018 от 07.05.2018 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1070/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 07 мая 2018 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре судебного заседания Пановой Ю.А.

с участием представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Управлению министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском в порядке, предусмотренном ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 46 КАС РФ уточнений (изменений) признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации Профессионального союза Учредителей СССР и обязать административного ответчика принять решение о регистрации вышеуказанной организации и направить документы в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области для внесения сведений о создании Профессионального союза Учредителей СССР в Единый государственный реестр юридических лиц.

В обоснование своих требований ФИО3 указал, что ДД.ММ.ГГГГ подал в Управление Минюста РФ по Волгоградской области заявление по форме Р1001 о регистрации профессионального союза учредителей СССР. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на свое обращение им было получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , в котором ему было отказано в регистрации указанной некоммерческой организации при её создании. В своем уведомлении Управление Минюста РФ по Волгоградской области ссылается на п.п. 1,2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Однако при принятии решения уполномоченным органом не было учтено, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отказ в государственной регистрации не допускается. Указанная норма права является специальной по отношению к положениям Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ.

Считая решение уполномоченного органа власти об отказе в регистрации некоммерческой организации при её создании не соответствующим требованиям ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и нарушающим его конституционное право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов, предусмотренное статьей 30 Конституции Российской Федерации и ст. 2 поименованного Федерального закона № 10-ФЗ, обратился за судебной защитой своего права.

В судебное заседание административный истец ФИО3, будучи надлежаще извещенным, не явился, воспользовавшись правом на ведение административного дела в суде через представителя.

Представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, приведя вышеуказанное обоснование. Суду пояснила, что поданное ФИО3 заявление в целом отвечало требованиям действующего законодательства, оснований для отказа в государственной регистрации Профсоюза учредителей СССР не имелось и возможность такого отказа законом не допускается. В сложившейся ситуации уполномоченный орган власти был обязан руководствоваться специальными нормами, регулирующими создание и деятельность профсоюзов, чего в настоящем случае административным ответчиком сделано не было, что повлекло за собой нарушение его конституционного права на создание профессионального союза для защиты своих интересов и свидетельствует о незаконности принятого административным ответчиком решения.

Представитель административного ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом власти в соответствии с требованиями закона при наличии соответствующих на то правовых оснований и не повлекло за собой нарушения предусмотренного ст. 30 Конституции Российской Федерации права административного истца. Суду пояснила, что действие Закона № 82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Перечень документов для регистрации и порядок регистрации общественной организации содержится в ст. 21 вышеуказанного закона. Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, в соответствии с которым по результатам рассмотрения предоставленных документов уполномоченным специалистом готовится соответствующее заключение и проект распоряжения, на основании которого производится направление комплекта документов в регистрирующий орган. При отказе в государственной регистрации некоммерческой организации документы в регистрирующий орган не направляются. Возможность отказа в государственной регистрации общественного объединения настоящим регламентом допускается. В настоящем случае в ходе проведения проверки представленных административным истцом документов были выявлены грубые нарушения в порядке их оформления, а представленный устав общества не позволял определить категорию и профессиональную группу объединяющихся граждан, что является основополагающим условием при создании профсоюза. Анализ представленных документов позволил сделать вывод о том, что профсоюз учредителей СССР не является профсоюзом и не может быть зарегистрирован в качестве такового. Совокупность выявленных несоответствий и нарушений требований действующего законодательства послужила основанием для направления в адрес подателя заявления оспариваемого уведомления в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 82-ФЗ. Доводы административного истца об ином применении положений Федеральных законов № 10-ФЗ и № 82-ФЗ несостоятельны и основаны на неверном правоприменении. Административный истец не лишен права повторного обращения с соблюдением порядка оформления подлежащих подаче документов. Более того, заявленный им способ восстановления нарушенного права таковым не является, поскольку административным истцом неверно определен орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку таковым в настоящем случае должна выступать ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда.

Выслушав позицию представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Указанному корреспондирует статья 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 1 ст. 219 КАС РФ по общему правилу, подлежащему применению к рассматриваемому административному спору, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Процессуальный срок для обращения за судебной защитой ФИО3 соблюден, поскольку предъявление настоящего административного иска последовало до истечения трех месячного срока со дня получения оспариваемого решения, а потому предъявленный ФИО3 административный иск подлежит рассмотрению по существу.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Управление Министерства юстиции России по Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации Профессионального союза учредителей СССР.

ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации юридического лица ему было отказано по причине предоставления необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащем порядке и наличия в представленных документах недостоверных сведений, препятствующих государственной регистрации общественного объединения, о чем ФИО3 было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за .

Так, в уведомлении указано, что представленное для государственной регистрации юридического лица заявление по форме Р11001 оформлено с нарушением требований п. 1.1. и п. 1.12 гл. 1 Приложения № 20 Приказа ФНС России от 25.01.2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» - при заполнении не соблюдены требования к шрифту, второй экземпляр заявления не пронумерован, не учтены правила сокращения, установленные п.п. 2.2. и 2.3. Приложения № 2 к Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (наименование адресного объекта). В нарушение п. 2.16 указанных Правил в заявлении отсутствует лист «И» - сведения о кодах по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Титульный лист заявления содержит наименование юридического лица, не соответствующее наименованию, указанному в остальных документах.

В представленном заявлении содержатся недостоверные сведения, а именно на странице 07 в строке 5.5 код подразделения указан 340-006, а в содержащемся пакете документов – 342-006, на странице 12 в строке 5.1.1 почтовый индекс указан 400002, в то время как на остальных листах – 400062.

Устав организации не соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "Об общественных объединениях". В названии организации отсутствует указание на территориальную сферу её деятельности.

Из содержания п. 5 Устава следует, что она осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, при таких обстоятельствах, в силу ФЗ "Об общественных объединениях", организацию по принципу территориальной сферы её деятельности можно отнести к общероссийской. Решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Устав организации не содержит положений, предусматривающих порядок внесения дополнений и изменений в устав и однозначного указания на категории и профессиональные группы объединяемых граждан, а п. 9 устава содержит положения, не предусмотренные действующим законодательством. Так, из его содержания следует, что профсоюз имеет право учреждать собственные предприятия, учреждения и организации, фонды, кассы взаимопомощи, управляющие компании, дирекции, кредитно-расчетные и страховые, равно как и участвовать в качестве соучредителя, в том числе за рубежом.

Пункт 56 устава противоречит действующему законодательству, поскольку самостоятельно исключает свою деятельность в качестве объекта налогообложения.

В рамках настоящего административного дела, ФИО3 заявляет о несоответствии принятого решения положениям ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которая предусматривает следующее.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.

При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Согласно п. 2 настоящей статьи Федерального закона № 10-ФЗ отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

Находя оспариваемое решение Управления Минюста РФ по Волгоградской области соответствующим требованиям закона и не влекущим нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК-028-2012 профессиональные союзы являются видом общественной деятельности.

Общественные объединения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием и деятельностью общественных организацией регулируются нормами Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», по нормам которого для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом № 82-ФЗ порядка государственной регистрации общественных объединений (ст. 21).

Действие Федерального закона № 82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2).

Кроме того, настоящий Федеральный закон обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, а также нормы, предусмотренные уставом общественного объединения.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 5).

Указанная норма права регламентирует порядок регистрации общественной организации.

Так, для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (часть 6).

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания (часть 7).

Статьей 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлены требования, предъявляемые к уставу общественного объединения.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, территориальный орган Минюста России по субъекту Российской Федерации, к каковым в настоящем случае относится административный ответчик, полномочен принимать решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений и ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (п. 63,69 ст. 6).

Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455.

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента в перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, в числе прочих включены и Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что вопреки доводам административного истца дает основание для вывода об установлении законодателем общего, распространяющегося и на профессиональные союзы, порядка государственной регистрации при их создании.

Настоящий Административный регламент в пункте 73 предусматривает обязательность проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, которая включает в себя проверку на: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

Согласно п. 64 Административного регламента, решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 50 Административного регламента.

В предусмотренном п. 50 Административного регламента исчерпывающем перечне оснований, при которых такая государственная услуга не предоставляется, к числу таковых отнесены и следующие случаи: устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.

Частью 11 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрена обязанность территориального органа федерального органа государственной регистрации в течение тридцати дней со дня подачи заявления принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Статьей 23 Федерального закона № 82-ФЗ допускается возможность отказа в государственной регистрации общественного объединения, в том числе: если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 1 части 1), и если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган (пункт 2 части 1), что в полной мере согласуется с п. 48-50 вышеуказанного Административного регламента.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения (часть 3 настоящей статьи).

Судом установлено, что уполномоченный орган власти данные требования закона выполнил, обосновав свое решение.

Принятое административным ответчиком решение в полной мере отвечает требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 года № 455, взаимосвязанным положениями Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ввиду наличия объективных данных о том, что представленные на регистрацию профсоюза документы не отвечали требованиям действующего законодательства и препятствовали его регистрации в качестве юридического лица.

Установленные Управлением противоречия представленных на регистрацию документов действующему законодательству не позволяли отнести создаваемое юридическое лицо к заявленному виду общественной организации – профессиональному союзу.

Поданное ФИО3 заявление по форме Р11001 было заполнено некорректно и ненадлежаще, не отвечая требованиям Приказа ФНС Росии от 25.01.2012 № ММВ-7-6\25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», что объективно следует из оценки его содержания и нашло свое отражение в мотивировочной части оспариваемого решения.

Не согласиться с обоснованностью данных выводов у суда нет оснований.

Вопреки доводам административного истца не усматривается судом оснований и для вывода о несоответствии данного решения положениям 8 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ, поскольку настоящий Федеральный закон, устанавливая правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулируют отношения профсоюзов с органами государственной власти, органов местного самоуправления, работодателями и другими лицами, определяет правовое положение профсоюзов и их объединений, в т.ч. особенности их гражданско-правового положения как видов общественных объединений (ст. 1), но не определяет порядок и сроки государственной регистрации создания профсоюза как юридического лица.

В соответствии со ст. 6 настоящего Федерального закона права профсоюзов в отношении с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

А согласно ст. 4 Федерального закона № 82-ФЗ особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.

Тем самым, Федеральный закон № 10-ФЗ не освобождает профсоюзы от исполнения установленного Законом № 82-ФЗ порядка государственной регистрации, а следовательно такой порядок следует применять по нормам Федерального закона «Об общественных объединениях».

По смыслу п. 1,3 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или включения иных данных, не связанных с изменением устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В настоящем случае объективно подтверждено, что предусмотренный законом порядок обращения за государственной регистрацией профсоюза ФИО3 соблюден не был, представленные им на регистрацию заявление и документы содержали противоречия в сведениях, подлежащих включению в единый государственный реестр юридических лиц, что объективно препятствовало совершению регистрационных действий.

Наличие оспариваемого решения уполномоченного органа власти не лишает ФИО3 возможности реализовать свое конституционное право путем повторной подачи заявления о государственной регистрации профсоюза с соблюдением требований к оформлению заявления и представлению документов, содержащих необходимые и корректные сведения для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.

Более того, закон допускает функционирование профессионального союза и осуществление им соответствующего вида деятельности и без его регистрации в качестве юридического лица, что при оценке имеющихся обстоятельствах позволяет сделать вывод о том, что принятие оспариваемого решения само по себе не повлекло за собой ущемление предусмотренных ст. 30 Конституции Российской Федерации и ст. Федерального закона № 10-ФЗ прав на свободу объединения, создание профсоюза и свободу деятельности общественных объединений.

Таким образом, анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволяет суду признать установленный законом порядок принятия оспариваемого решения соблюденным, а решение в целом – соответствующим требованиям действующего законодательства.

В ходе судебного разбирательства нашло свое объективное подтверждение то, что оспариваемое административным истцом решение было принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий в соответствии с действовавшими на день его принятия нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, при наличии необходимых и достаточных к тому правовых оснований.

При этом нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением административного ответчика вопреки доводам ФИО3 своего объективного подтверждения не нашло.

Изложенное в своей совокупности препятствует признанию оспариваемого решения уполномоченного органа власти незаконным и возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения о регистрации Профессионального союза Учредителей СССР и направлению документов в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области для внесения сведений о создании Профессионального союза Учредителей СССР в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке устранения так называемого нарушения его конституционного права, а потому в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме надлежит отказать.

Доводы административного истца признаются судом несостоятельными, поскольку они основаны на неверной оценке имеющихся фактических обстоятельств и неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а заявленный им способ восстановления так называемых нарушенных прав таковым не является, поскольку им неверно определен орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку таковым в настоящем случае согласно утверждениям представителя административного ответчика должна выступать ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО3 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании и возложении на Управление министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обязанности по принятию решения о регистрации Профессионального союза Учредителей СССР и направлению документов в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> для внесения сведений о создании Профессионального союза Учредителей СССР в Единый государственный реестр юридических лиц в полном объеме отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14 мая 2018 года.

Председательствующий Т.Ю. Болохонова