Дело №2а –1070/2021
76RS0008-01-2021-001693-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2021 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего Цуцуи А.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Целоусовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа города Переславля-Залесского об обязании направить сведения в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
<#>2 обратился в суд с иском к Администрации городского округа <адрес скрыт> об обязании незамедлительно направить в Управление Росреестра по <адрес скрыт> заявление о внесении сведений в ЕГРН об изменении категории земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> на основании решения Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года №126.
Требования мотивирует тем, что <#>2 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> с 15.05.2015 года по14.06.2018 года. Земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> был образован из земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в результате его раздела на два участка: <номер скрыт> и <номер скрыт>. Постановлением Администрации Переславского муниципального района <номер скрыт> от <дата скрыта> земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> переведен из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов». Перевод категории земель производился на основании Генерального плана Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением Собрания Переславского муниципального района Ярославской области от 17.12.2009 года №227 и на основании правил землепользования и застройки пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденных решением Собрания Переславского муниципального района Ярославской области от 17.12.2009 года №226. Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 04 октября 2018 года по делу №3а-84/2018 признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденные решением Собрания Переславского муниципального района Ярославской области от 17.12.2009 года №226, в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны. 19.01.2021 года Администрация городского округа города Переславля- Залесского направила в адрес ПО «Виктория» (собственник земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> образованным в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>) выписку из генерального плана городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года №126, согласно которой земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт>, общей площадью 686 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, планируется перевести в категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, функциональная зона: земли сельскохозяйственного использования. Собственник земельного участка обратился в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в части изменения категории земель на «земли сельскохозяйственного назначения», приложил к заявлению выписку из генеральной плана городского округа города Переславля-Залесского Ярославский области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года №126. Однако, Управление Росреестра по Ярославской области, изменения в ЕГРН не внесло, вынесло отказ, разъяснило, что указанные сведения в ЕГРН возможно внести только на основании заявления органа местного самоуправления, поступившему по межведомственному взаимодействию. ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию городского округа Переславль-Залесский с просьбой направить в Управление Росреестра по Ярославской области заявление о внесении изменений в ЕГРН в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером 76:11:141201:102 на основании решения Переславль- Залесской городской Думы от 24.12.2020 года №126 согласно полномочий органа местного самоуправления. В адрес истца поступил ответ, что 20 мая 2021 года, Администрация обратилась в Управление Росреестра по ЯО с заявлением о внесении изменений в ЕГРН на основании утвержденного генплана. Истец обратился в Росреестр повторно, работники Росреестра пояснили, что Администрация не направила в Росреестр информацию о внесении изменений по земельному участку с кадастровым номером <номер скрыт>.
Однако, работники Администрации до настоящего времени, не обратились с заявлением в Управление Росреестра по ЯО в порядке, установленном законодательством. Информация - выписка из генплана была направлена в Росреестр по электронной почте, что противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В отношении истца налоговый орган возбудил дело о банкротстве в связи с неуплатой земельного налога. ФИО1 обратился в налоговый орган с заявлением произвести перерасчет земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 76:11:141201:102, исходя из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Налоговый орган направил ответ, в котором указал, что перерасчет земельного налога возможен только после внесения сведений в ЕГРН.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Также пояснила, что в январе 2021 года получили выписку из генерального плана, в данной выписке изменилась категория земельного участка из земель населенных пунктов на земли сельхоз. назначения, ФИО1 принадлежит данный земельный участок, интересы затрагиваются в части пересчета земельного налога, генеральный план утвердили 20 декабря 2020 года, публикация была 30.12.2020 года, в январе администрация должна была провести эту работу, обращались в прокуратуру, Администрация направила в Росреестр документы по электронной почте, им прислали ответ о неправильной подаче документов, предоставление документов представителями Администрации не свидетельствует об исполнении решения, долг доверителя по налогам вырос порядка 10 миллионов рублей, перерасчет земельного налога произведен не был, Департамент земельных и имущественных отношений на обращении о замене категорий земель пояснил, что Администрация должна обращаться в Росреестр, автоматически замена не происходит. Просит обратить решение к немедленному исполнению, т.к. в ходе процедуры банкротства ФИО1 назначены торги по имуществу.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала, пояснила, что также возражает против немедленного исполнения, представитель Администрации <#>6 обращалась с заявлением об изменении категории земельного участка. Заявление возвращено Росреестром. Администрацией проводится работа, работа объемная, необходимо вносить изменения в границы каждого населенного пункта. Администрация не бездействует. В Росреестр направлены сведения о границах населенных пунктов. Это графическая часть изменения границ на карте.
Заслушав истца, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включал решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт>, который являлся объектом налогообложения по земельному налогу (л.д. 51-53). Как следует из обстоятельств дела, категория земель является предметом спора между административным истцом и налоговым органом для определения размера начисленной налоговой недоимки, т.е. бездействие административного ответчика затрагивает права и законные интересы ФИО1
Согласно генеральному плану городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года №126, земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт>, общей площадью 686 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, планируется перевести в категорию земель: «земли сельскохозяйственного назначения», функциональная зона: «земли сельскохозяйственного использования». (л.д. 10).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
В соответствии с ч. 16 той же статьи перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указывается в п. 21 указанной статьи, за непредставление указанных в частях 1 - 11, 13 - 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, указанные в настоящей статье (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, представителем УМС Администрации городского округа города Переславля-Залесского в электронном виде было направлено заявление о внесении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, но было возвращено Росреестром.
Доводы представителя административного ответчика о том, что обязанность по направлению сведений административным ответчиком была выполнена, судом отвергаются, т.к. в силу ч. 1, ч. 16 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в порядке межведомственного электронного взаимодействия должны соответствовать требованиям к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Соответственно, и обязанность по внесению указанных сведений может считаться выполненной только после внесения сведений в ЕГРН с соблюдением установленного порядка.
Из письменных объяснений Управления Росреестра по Ярославской области следует, что 16.08.2021 г. представителем УМС Администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области <#>6, действующей на основании доверенности от 09.02.2021 г. было подано электронное заявление о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:11:141201:102, в соответствии со частью 1.4. статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи в части изменения категории земельного участка с «Земли населенных пунктов» на «Земли сельскохозяйственного назначения». 06.09.2021г. государственным регистратором принято решение о возврате документов без рассмотрения в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона, согласно которой заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Для изменения категории земельного участка с кадастровым номером 76:11:141201:102 с «Земли населенных пунктов» на «Земли сельскохозяйственного назначения» органу местного самоуправления необходимо представить заявление с приложением установленных законом документов, соответствующих требованиям, в составе которых должно быть подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов.
Таким образом, судом установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в невыполнении обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Срок на обращение административного истца в суд не пропущен, т.к. в силу ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Представителем административного истца заявлено требование о немедленном исполнении решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Оснований для обращения решения к немедленному исполнению суд не усматривает, т.к. каких-либо доказательств того, что замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа города Переславля-Залесского незамедлительно после вступления в законную силу решения суда направить в Управление Росреестра по Ярославской области заявление о внесении сведений в ЕГРН об изменении категории земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> на основании решения Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года №126.
Заявление об обращении решения к немедленному исполнению оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья А.М. Цуцуи
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2021 г.