ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10714/2021 от 16.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО3, с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений, в котором просит признать запись о наименовании объекта «Жилой дом» общей площадью 36,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>, литер «Б» реестровой ошибкой, признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении кадастровой ошибки в наименовании объекта «Жилой дом» общей площадью 36,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>, литер «Б» на «<адрес>» и обязать внести соответствующие исправления в сведения ЕГРН о наименовании объекта.

В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Наследником по закону к имуществу ФИО4 является ФИО1 После смерти ФИО4 открылось наследство, состоящее в том числе из <адрес> расположенной по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>. ФИО1 в установленном порядке обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство. Между тем, свидетельство о праве на наследство по закону выдано не было, поскольку данные ЕГРН «наименование – жилой дом» не соответствуют данным в представленных нотариусу правоустанавливающих документах на указанное жилое помещение. С целью устранения реестровой ошибки ФИО1 неоднократно обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ приняты решения об отказе в исправлении ошибки.

ФИО1 считает указанные решения государственного регистратора необоснованными и полагает, что имеются основания для исправления кадастровой ошибки в наименовании объекта «Жилой дом» общей площадью 36,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>, литер «Б» на «<адрес>», в связи, с чем обратилась в суд с данным административным иском.

В судебном заседании административный истец и ее представитель требования административного иска поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования административного иска не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – ФЗ ).

Согласно части 1 статьи 61 ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

Частью 5 статьи 1 ФЗ установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из чего следует, что если исправление каких-либо несоответствий в Едином государственном реестре недвижимости документам, явившимся основанием для государственной регистрации прав на недвижимость, повлечет или может повлечь прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, данные несоответствия не могут быть устранены под видом исправления технической ошибки.

Соответственно если сторона полагает о наличии технической ошибки, необходимо обратиться в регистрирующий орган в заявительном порядке.

Между тем, в разбираемом случае наличие технической ошибки суд не усматривает в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 14 указанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта недвижимости, а именно: в наименовании объекта «жилой дом», общей площадью 36,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>, литер Б на «<адрес>».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

В ходе правовой экспертизы документов предоставленных административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю государственным регистратором установлено, что собственником указанного помещения является ФИО4

При этом согласно пункта 1 статьи 21 ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Исходя из чего, государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Ранее ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращалась в регистрирующий орган с заявлением об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0407027:140 а именно: сведениях кадастра недвижимости: кадастровый внесены сведения: задвоение кадастровых номеров 23:43:0208008:189 и 23:43:0407027:140, однако правильные сведения 23:43:0407027:140.

По сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером 23:43:0208008:189 (ранее присвоенный кадастровый ) с назначением – «жилое», с наименованием – «жилой дом», поставлено на технический учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на технический учет от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов (постановление главы администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт). При этом в графу «примечания» внесена отметка следующего содержания: «Особые примечания: <адрес> занимает 100% лит.Б.

Согласно сведениям ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0208008:189, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул.им.Кирова, <адрес>, площадью 36,1 является ФИО4 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в исправлении технической ошибки, поскольку ранее по заявлению об исправлении технической ошибки в отношении данных объектов недвижимости исключен двойной учет.

Таким образом, на момент рассмотрения административного дела техническая ошибка отсутствует.

Исключение двойного кадастрового учета осуществлялось в связи с заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она просила исправить техническую ошибку в записях ЕГРН в отношении объекта недвижимости 23:43:0208008:189, а именно в сведениях кадастра недвижимости: кадастровый внесены сведения: задвоение кадастровых номеров 23:43:0208008:189 и 23:43:0407027:140.

Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ была исправлена техническая ошибка в записях Единого государственного реестра недвижимости в сведения ЕГРН: «Содержание» исправлены на «Статус объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0407027:140 изменен на «архивный», в связи с тем, что сведения о данном объекте недвижимости дублируют сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:43:0208008:189». Сведения ЕГРН о: «Наименование» исправлены на «Исключение двойного учета».

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день, объект с КН 23:43:0407027:140 является двойником объекта недвижимости с КН 23:43:0208008:189 и имеет статус архивный. Актуальный кадастровый . Следовательно, в связи с тем, что изменения ранее внесены, не представляется возможным произвести изменения в отношении объекта недвижимости со статусом «Архивный», а так же в данном случае отсутствует техническая ошибка.

Относительно внесения изменений в отношении помещения с кадастровым номером 23:43:0208008:189, расположенного по адресу: <...> <адрес>, <адрес>, а именно: изменение вида объекта недвижимости жилого помещения (жилой дом) на квартиру, судом установлено следующее.

При проведении правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов, было установлено, собственником вышеуказанного помещения, согласно сведений ЕГРН, является ФИО4

В силу статьи 15 ФЗ осуществление кадастрового учета изменений в ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости или его представителя, при наличии документа, подтверждающего соответствующие полномочия, тогда как ФИО1 не является собственником объекта недвижимости.

С учетом изложенного, оспариваемые решения государственного регистратора суд считает правомерными и при установленных обстоятельствах не усматривает законных оснований для их отмены.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований законодательства о государственной регистрации недвижимости, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: