К делу №2а-1071/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Геленджик 07 августа 2020 г.
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Попова П.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Хиониди К.Е. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Хиониди К.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконными действий административного ответчика, выразившихся во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым № сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда и в водоохранной зоне ручья и обязании административного ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения путем исключения из градостроительного плана сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда, о расположении земельного участка в водоохранной зоне ручья, внести изменения в Чертеж градостроительного плана, указав места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, на расстоянии 3 метров от границ земельного участка.
В обоснование своего требования указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приемки в эксплуатацию от 19.12.1991г. ему принадлежит жилой дом лит. «А» по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ему предоставлен в пожизненное наследуемое владение занимаемый указанным жилым домом земельный участок площадью 1400 кв.м. Проектом границ от 07.11.2007 года №1279, согласованным главой администрации Дивноморского ВО, утвержденным заместителем администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по вопросам строительства и благоустройства установлена площадь земельного участка 1680 кв.м. На основании данного проекта границ выполнена карта (план) границ земельного участка, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела по городу-курорту Геленджик УФАКОН по Краснодарскому краю. На основании указанных документов, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с площадью 1680 кв.м, ему был присвоен кадастровый №, за административным истцом было зарегистрировано право собственности.
В 2019 году административный истец разделил земельный участок площадью 1680 кв.м на два земельных участка: площадью 400 кв.м с кадастровым номером 23:40:0503001:4231 по адресу: <адрес>, пер.Туристический, в районе дома № и площадью 1280 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес>, зарегистрировал на них право собственности.
На основании обращения Хиониди К.Е. в отношении земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым № административным ответчиком подготовлен градостроительный план от 16.12.2019г. №, согласно которому земельный участок расположен на землях лесного фонда. В связи с этим, в Чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствуют места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Кроме того, согласно Чертежу градостроительного плана, земельный участок расположен в водоохранной зоне ручья. Считает, что внесение органом местного самоуправления сведений об ограничении использования земельного участка в градостроительный план является незаконным и необоснованным, нарушает его права и законные интересы.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель Хиониди К.Е. по доверенности просит рассмотреть дело в свое отсутствие и в отсутствие административного истца, принять уточненные требования административного иска, согласно которым Хиониди К.Е. просит признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся во внесении в градостроительный план земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес> сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда и обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения путем исключения из градостроительного плана указанного земельного участка сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда, внести изменения в Чертеж градостроительного плана земельного участка, указав места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, на расстоянии 3 метров от границ земельного участка.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в разрешении уточненного иска полагается на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края и Кубанского бассейнового водного управления, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно п.4 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
На основании п.4 ст.291, ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает уточненный административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного секретарем Дивноморского сельского Совета народных депутатов <адрес>, р.№, акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома и хозяйственных построек от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 68,2 кв.м, с кадастровым № по адресу: <адрес>., о чем в ЕГРН была внесена запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу предоставлен в пожизненное наследуемое владение занимаемый указанным жилым домом земельный участок площадью 1400 кв.м, о чем выдано свидетельство о праве пользования землей в пожизненное наследуемое владение № о ДД.ММ.ГГГГ.
Проектом границ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласованным главой администрации Дивноморского ВО, утвержденным заместителем администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по вопросам строительства и благоустройства установлена площадь земельного участка 1680 кв.м. На основании данного проекта границ выполнена карта (план) границ земельного участка, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела по городу-курорту Геленджик УФАКОН по Краснодарскому краю. На основании указанных документов, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с площадью 1680 кв.м, ему был присвоен кадастровый №, за административным истцом было зарегистрировано право собственности, о чем в ЕГРН была внесена запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
По заказу административного истца кадастровым инженером Т.В. Левченко выполнены кадастровые работы и подготовлен межевой план от 26.11.2019 года в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 23:40:0503001:546 на два земельных участка: площадью 400 кв.м и 1280 кв.м.
Образованные в результате раздела земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности Хиониди К.Е. зарегистрировано в установленном законом порядке:
земельный участок площадью 1280 кв.м с кадастровым №, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, запись о государственной регистрации права от 11.12.2019г. №;
земельный участок площадью 400 кв.м с кадастровым №, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, запись о государственной регистрации права от 11.12.2019г. №.
На основании обращения административного истца ИО начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик подготовлен градостроительный план земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес> от 16.12.2019г. №.
Согласно п. 5 градостроительного плана от 16.12.2019г. № земельный участок с кадастровым № расположен на землях лесного фонда в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 года, а также по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
В связи с этим, в Чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствуют места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Кроме того, согласно Чертежу градостроительного плана, земельный участок расположен в водоохранной зоне ручья.
Суд считает действия административного ответчика, выразившиеся во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:40:0503001:4231 сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда незаконными и нарушающими права и законные интересы Хиониди К.Е.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. (п. 1).
Учитывая, что в соответствии с п.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, необоснованное указание в градостроительной плане информации об ограничении использования земельного участка создает административному истцу препятствия для проектирования и осуществления индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно представленным в материалы дела документам, право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0503001:546, из которого образован земельный участок с кадастровым №, возникло на основании Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и подтверждено свидетельством о праве пользования землей в пожизненное наследуемое владение № о ДД.ММ.ГГГГ, которым вышеуказанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу пп. 3 п. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок.
Исходя из выписки из ЕГРН от 12.02.2020г. №, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ООО «НовоТех» №45/2020 от 24.07.2020г., спорный земельный участок находится в границах населенного пункта, в его границах отсутствуют земли лесного фонда.
Экспертами установлено, что вблизи земельного участка находится водный объект – ручей, приток реки Адерба, ориентировочной протяженностью 700 м, шириной 1-2 метра. Расстояние от береговой полосы до границы земельного участка с кадастровым № составляет 17.43 и 15,73 м. Земельный участок расположен в водоохранной зоне 23.40.2.20 шириной 50 м от береговой полосы водного объекта.
Таким образом, внесение административным ответчиком в градостроительный план № от 16.12.2019г. информации о расположении земельного участка с кадастровым № на землях лесного фонда не соответствует действительности.
Согласно п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГг. № (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№).
Судом установлено, что правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик земельный участок административного истца отнесен к зоне малоэтажной жилой застройки сельского типа (Ж-1), что подтверждается п. 2 градостроительного плана № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с градостроительным регламентом зоны малоэтажной жилой застройки сельского типа (Ж-1) одним из основных видов разрешенного использования земельного участка является вид: «для индивидуального жилищного строительства».
Таким образом, отсутствие на Чертеже градостроительного плана земельного участка мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений противоречит градостроительному регламенту.
В соответствии с подпунктом 4.3.28 пункта 4.3 нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 26 июня 2012 года №769 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик» жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 метров, от красной линии проездов - не менее чем на 3 метра.
В связи с этим, на Чертеже градостроительного плана земельного участка должны быть указаны места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, на расстоянии 3 метров от границ земельного участка.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 291 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Хиониди К.Е. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконными действий органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выразившиеся во внесении в градостроительный план земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес> сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда.
Обязать управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения путем исключения из градостроительного плана земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес> сведений о расположении земельного участка на землях лесного фонда, внести изменения в Чертеж градостроительного плана земельного участка, указав места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, на расстоянии 3 метров от границ земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.
Судья: