ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1071/2018 от 15.03.2018 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1071/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ульяновск 15 марта 2018 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Бойковой О.Ф.

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления физической культуры и спорта администрация города Ульяновска к судебному приставу исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Истец, Управление физической культуры и спорта администрация города Ульяновска, обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора. Свои исковые требования обосновывают тем, что 07.08.2015г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП в отношении комитета по делам молодежи, физической культуры спорта администрации города Ульяновска. Решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016г. №2 «Об утверждении структуры администрации города Ульяновска» с 11.05.2016г. данный комитет был переименован в Управление физической культуры и спорта администрация города Ульяновска в части реализации физической культуры и спорта в соответствии с решением УГД от 24.05.2006г. №90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска. Управление является бюджетным учреждением, все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018г., утвержденных решением Городской Думы от 29.11.2017г. №130 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018г. и на плановый период 2019г и 2020 г. Считают, что каких-либо виновных действий с их стороны не допущено. Просят освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала.

Административный ответчик, УФССП России по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в их отсутствие.

Административный ответчик, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ахмадиев Р.А. в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица, ООО «Асфодел» оставляет решение на усмотрение суда.

С учетом мнения представителя истца, представителя заинтересованного лица, суд находит возможным рассмотреть дело, при данной явке.

Выслушав пояснение представителя истца, представителя заинтересованного лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ.

В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.

Согласно части 2 статьи 112 названного Закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 6 статьи 112 этого же Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Изложенные выше правовые нормы, позволяют сделать вывод о том, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» относит исполнительский сбор к виду ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, являющемуся денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Из смысла понятия исполнительского сбора можно сделать вывод о том, что его основное правовое назначение - это «стимулирование» должника к своевременной уплате денежного долга и наложение ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Из вышеизложенного, следует, что исполнительский сбор представляет собой разновидность административной ответственности.

Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Ульяновской области, вступившего в законную силу 13.04.2015г., на комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска возложена обязанность по освобождению земельного участка с кадастровым номером 3:24:031205:10, находящийся по адресу: <адрес>Б путем демонтажа хоккейного корта.

Постановлением судебного пристава возбуждено исполнительное производство -ИП, которое окончено 07.08.2015г. в связи с его фактическим исполнением.

Постановлением от 03.08.2015г. заместителем начальника МОСП Ахмадиевым Р.А. взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. 07.08.2015г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора (-ИП). В последующем, в связи с неисполнением неоднократно выносились требования с установлением новых сроков исполнения.

Как следует из материалов дела, решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016г. №2 «Об утверждении структуры администрации города Ульяновска» с 11.05.2016г. данный комитет был переименован в Управление физической культуры и спорта администрация города Ульяновска в части реализации физической культуры и спорта в соответствии с решением УГД от 24.05.2006г. №90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска. Управление является бюджетным учреждением, все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018г., утвержденных решением Городской Думы от 29.11.2017г. №130 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018г. и на плановый период 2019г и 2020 г.

Из справки Управления физической культуры и спорта администрация города Ульяновска от 20.02.2018г. следует, что за период с 2015г. по 2018г. на оплату исполнительского сбора по требованию УФССП России по Ульяновской области бюджетные ассигнования не были предусмотрены.

По мнению суда, у истца реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, отсутствовала. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Суд считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В рассматриваемом случае в действиях должника истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Доводы заинтересованного лица в части того, что административным истцом пропущен срок для обращения с данным иском, суд считает несостоятельными, поскольку административный истец обратился не с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава, а об освобождении от исполнительского сбора.

Принимая во внимание приведенные выше нормы и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств, приходит к выводу об освобождении истца от исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления физической культуры и спорта администрация города Ульяновска удовлетворить.

Освободить Управления физической культуры и спорта администрация города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 07.08.2015г. по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение месяца.

Судья Бойкова О.Ф.