ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1072/19 от 14.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело 2а-1072/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С.,

с участием административного истца Константиненко Д.Н., представителя административного ответчика Волгина Д.В., действующего на основании доверенности № 03/114-СТ от 13.11.2018, заинтересованного лица Пономаренко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Константиненко Дмитрия Николаевича к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованное лицо Пономаренко Оксана Николаевна, о признании незаконными решений административного ответчика № 61/001/007/2018-227406 от 20.12.2018 и № 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости: земельный участок, кадастровый номер расположенный по адресу: <адрес>, и расположенный на указанном земельном участке жилой дом, кадастровый номер и об обязании административного ответчика выполнить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Росреестра по Ростовской области с требованиями о признании незаконными решений административного ответчика № 61/001/007/2018-227406 от 20.12.2018 и № 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости: земельный участок, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> и расположенный на указанном земельном участке жилой дом, кадастровый номер , и об обязании административного ответчика выполнить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что им в Управление Росреестра по Ростовской области было подано «соглашение сторон об отмене дарения» недвижимости в целях государственной регистрации перехода права на жилой дом, расположенный по адресу<адрес>, и расположенный на указанном земельном участке жилой дом, кадастровый номер

Административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации №61/001/007/2018-227406 и 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018г.

Административный истец полагает незаконными указанные уведомления, указывает, что приостановлением регистрации прав на недвижимое имущество нарушаются его права хозяйствования, оперативного распоряжения в будущем, включая право на проживание при условии отсутствия другого жилья, считает, что уведомления незаконны и не соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уведомление не подписано уполномоченными лицами, в вышестоящую инстанцию уведомления не обжаловались.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными оспариваемые уведомления № 61/001/007/2018-227406 и № 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018 о приостановлении государственной регистрации, обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании соглашения об отмене договора дарения.

Административный истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности Волгин Д.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что возможность отказа от дара может быть реализована только до регистрации перехода права собственности к одаряемому, соглашение об отмене договора дарения не соответствует требованиям норм ст. 578 ГК РФ, доказательств нарушения права административного истца административным ответчиком не имеется.

Заинтересованное лицо Пономаренко О.Н. в судебное заседание явилась, пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 8.1ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Порядок государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества регулируется нормами Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации).

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;

2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Статьей 26 названного Закона, установлен перечень условий, при которых возможно приостановление государственной регистрации объекта недвижимости.

Проверка юридической силы документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В силу требований Закона о регистрации, Управление Росреестра по Ростовской области обязано проводить правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.

Как установлено судом, 10.12.2018 в Управление Росреестра по Ростовской области обратились Пономаренко Оксана Николаевна и Константиненко Дмитрий Николаевич с заявлением о государственной регистрации права собственности (перехода права) на жилой дом с кадастровым номером , и на земельный участок с кадастровым номером расположенные по адресу <адрес>. На государственную регистрацию предоставлено соглашение сторон об отмене договора дарения земельного участка и дома на нем от 10.12.2018. Согласно содержанию соглашения, стороны расторгают заключенный ранее договор дарения указанных земельного участка и жилого дом на нем.

Административным ответчиком была проведена правовая экспертиза документов, представленных на регистрацию, по результатам которой вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации № 61/001/007/2018-227406 и № 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018 года.

Административный истец полагает указанные уведомления о приостановлении государственной регистрации незаконными, нарушающими его права.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи оспариваемые действия административного ответчика, а именно решения административного ответчика № 61/001/007/2018-227406 от 20.12.2018 и № 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости – суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

Статьей 21 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ).

Согласно содержанию имеющегося в материалах дела соглашения, сторонами расторгнут заключенный ранее договор дарения от 26.10.2012.

Согласно содержанию договора дарения от 26.10.2012, обязательства по договору дарения выполнены, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ определено, что договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 408 ГК надлежащее исполнение прекращает обязательство. По основаниям ч.1 ст. 408 ГК РФ, договор дарения прекратил свое действие при выполнении обязательств сторонами по дарению, то есть договор считается исполненным.

Из смысла статей 450 и 453 ГК РФ не может быть прекращен по соглашению сторон договор, обязательства по которому уже были исполнены сторонами.

В силу положений ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи дара от него отказаться. В этом случае договора дарения считается расторгнутым.

Исходя из изложенного, возможность отказа от дара может быть реализована только до регистрации перехода права собственности к одаряемому.

Статьей 578 ГК РФ определены основания для отмены дарения:

1. Даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.

В случае умышленного лишения жизни дарителя одаряемым право требовать в суде отмены дарения принадлежит наследникам дарителя.

2. Даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

3. По требованию заинтересованного лица суд может отменить дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений закона о несостоятельности (банкротстве) за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, в течение шести месяцев, предшествовавших объявлению такого лица несостоятельным (банкротом).

4. В договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.

5. В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре к моменту отмены дарения.

В данном случае, исходя из текста соглашения от 10.12.2018 по отмене договора дарения земельного участка и дома нем от 26.10.2018, зарегистрированного 14.12.2012, ни одно из оснований отмены дарения, предусмотренных статьей 578 ГК РФ, в соглашении не указано.

Данное соглашение составлено после регистрации перехода права собственности к одаряемому.

Согласно содержанию договора дарения от 26.10.2012, обязательства по договору дарения выполнены, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, соглашение об отмене договора дарения, в данном случае, в контексте норм ст. 21 Закона о регистрации не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, что приводит суд к выводу о правомерности решения административного органа о приостановлении государственной регистрации, принятого в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оспариваемые уведомления о приостановлении государственной регистрации вынесены в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, подписаны уполномоченными лицами, в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 20.12.2018 указаны причины приостановления государственной регистрации прав, что соответствует требованиям ст. 26 Закона о регистрации, следовательно, прав административного истца не нарушают.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалам дела и не оспорены сторонами, что приводит суд к выводу о правомерности позиции административного ответчика, выраженной в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации в этой части.

Административным истцом не были представлены надлежащим образом оформленные документы, соответствующие требованиям действующего законодательства РФ, бесспорно свидетельствующие о наличии правовых и законных оснований для государственной регистрации перехода права собственности на заявленные объекты недвижимого имущества, что, в свою очередь, лишает регистрирующий орган в рамках предоставленных ему законом полномочий возможности исполнить обязанность по осуществлению такой регистрации.

Такие документы в материалах настоящего административного дела также отсутствуют.

Исходя из содержания главы 22 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица, и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, с учетом принятия административным ответчиком оспариваемого решений о приостановлении государственной регистрации в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Константиненко Дмитрия Николаевича к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованное лицо Пономаренко Оксана Николаевна, о признании незаконными решений административного ответчика № 61/001/007/2018-227406 от 20.12.2018 и № 61/001/007/2018-227421 от 20.12.2018 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости: земельный участок, кадастровый номер расположенный по адресу: <адрес>, и расположенный на указанном земельном участке жилой дом, кадастровый номер , и об обязании административного ответчика выполнить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2019 года.

Судья