ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1072/2016 от 18.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Лычагиной С.В.

При секретаре Рокотовой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Герасина Л.Н., Судницина Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С. к административному ответчику Федеральному агенству по управлению государственным имуществом о признании незаконным распоряжения и обязывании реализовать акции ОАО «ЧМЗ»,

У С Т А Н О В И Л :

Герасина Л.Н., Судницина Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Федеральному агенству по управлению государственным имуществом (далее-Росимущество) о признании незаконным распоряжения Федерального агенства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО «<данные изъяты> механический завод» в части приватизации в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, обязывании реализовать акции ОАО «<данные изъяты> механический завод», составляющие Фонд акционирования работников предприятия в размере 10% <данные изъяты> акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО «ЧМЗ» после продажи 15.5 % <данные изъяты> акций. Административные истцы обосновали требования тем, что по результатам приватизации государственного предприятия «<данные изъяты> механический завод» и преобразования его в акционерное общество открытого типа, утверждения плана приватизации с изменениями, 25,5% <данные изъяты>) акций от уставного капитала общества закреплены в федеральной собственности, образован ФАРП (фонд акционирования работников предприятия) в размере 10% (<данные изъяты> штук обыкновенных акций). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Челябинский механический завод» Министерство имущественных отношений Российской Федерации решило реализовать 25,5% акций ОАО «ЧМЗ» путем продажи единым лотом на аукционе. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «<данные изъяты> механический завод» в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «<данные изъяты> механический завод» в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене, возложена обязанность на Министерство имущественных отношений Российской Федерации предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций открытого акционерного общества «<данные изъяты> механический завод» через фонд акционирования работников предприятия «<данные изъяты> механический завод» лицам, имеющим право их приобретения способом, предусмотренным федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако, административным ответчиком издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций Открытого Акционерного общества «Челябинский механический завод», из которого следует, что пакет акций ОАО «ЧМЗ» в размере 25.5% оценен к продаже единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене. Указанным распоряжением нарушаются права и интересы административных истцов, поскольку они состоят в трудовых отношениях с ОАО «ЧМЗ» и имеют право на приобретение акций из ФАРП.

Герасина Л.Н., Судницина Е.Ю., Шабунина Н.В. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административных истцов и ОАО «<данные изъяты> механический завод» по доверенности в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, указав свои возражения в отзыве. (л.д.151).

Представитель административного ответчика с административным исковым заявлением не согласился, указав, что Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р в прогнозный план приватизации федерального имущества на ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ОАО «ЧМЗ» внесены дополнения, на основании которых издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду вступления в законную силу ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» утратил силу в связи с принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ такой способ приватизации как продажа акций через ФАРП действующим законодательством не предусмотрен, административными истцами пропущен срок для обращения в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд полагает возможным удовлетворить требования административных истцов в полном объеме.

По результатам приватизации государственного предприятия «Челябинский механический завод» и преобразования его в акционерное общество открытого типа, утверждения плана приватизации с изменениями, 25,5% <данные изъяты>) акций от уставного капитала общества закреплены в федеральной собственности, образован ФАРП (фонд акционирования работников предприятия) в размере 10% (<данные изъяты> обыкновенных акций).

В соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> комитета по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ Государственное предприятие «<данные изъяты> механический завод» было преобразовано в АООТ «<данные изъяты> механический завод», утвержден план его приватизации.

На основании статьи 25 Закона о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Плана приватизации Челябинского механического завода изменения в План приватизации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже» 25,5% акций Заявителя были закреплены в федеральной собственности.

Министерством имущественных отношений Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «<данные изъяты> механический завод», пунктом 1 которого установлено: «приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества <данные изъяты> механический завод» в размере 25,5% его уставного капитала <данные изъяты>) путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене».

Открытое акционерное общество <данные изъяты> механический завод», работниками которого являются административные соистцы, обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением об оспаривании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «<данные изъяты> механический завод» в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене, а также требованием обязать Министерство имущественных отношений Российской Федерации предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций открытого акционерного общества «Челябинский механический завод» через фонд акционирования работников предприятия «<данные изъяты> механический завод» лицам, имеющим право их приобретения способом, предусмотренным федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу Арбитражный суд <адрес> по заявлению ОАО «ЧМЗ» к Минимуществу РФ (позднее заменено на Росимущество), Комитету о признании недействительным п. 1 Распоряжения Минимущества РФ от ДД.ММ.ГГГГ в части приватизации находящихся в федеральной собственности 10% акций единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложения о цене, об обязании Миниимущества РФ предусмотреть в проекте плана приватизации (программы приватизации на соответствующий год) 10 % акций ОАО «ЧМЗ» через ФАРП «ЧМЗ», а также о признании незаконным бездействия Комитета в связи с отсутствием ответа на требование ОАО «ЧМЗ» об установлении срока и порядка реализации 10% акций ФАРП ОАО «ЧМЗ» путем принятия соответствующих изменений и дополнений к Решению , об обязании Комитета принять изменения и дополнения к решению , устанавливающего сроки и порядок реализации 10% акций ОАО (<qM3» через ФАРП, находящихся в государственной собственности, удовлетворил требования, заявленные к Минимуществу РФ, в удовлетворении требований к Комитету -отказал.

В соответствии с разделом 2 Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основным направлениям приватизации федерального имущества на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на ДД.ММ.ГГГГ годы» (далее - Распоряжение Правительства -р), количество обыкновенных акций, находящихся в федеральной собственности, составляет 17211 штук, что составляет 25,5% от уставного капитала ОАО «ЧМЗ».

В соответствии с решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ б-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на ДД.ММ.ГГГГ годы в отношении ОАО «ЧМЗ» внесены следующие дополнения: «10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество) от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях приватизации акций ОАО «ЧМЗ» определены условия приватизации всех находящихся в федеральной собственности акций ОАО «ЧМЗ», в том числе акций, составляющих 10% уставного капитала общества, а именно - продажа на открытом аукционе.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и постановлением Совета Министров - Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия» право на приобретение акций из ФАРП имеют только лица, состоящие в трудовых отношениях с обществом; реализуются акции ФАРП этим лицам после завершения продажи акций акционерного общества (кроме акций ФАРП), находящихся в государственной собственности.

Принятие оспариваемого распоряжения Министерством имущественных отношений Российской Федерации о продаже акций заявителя единым лотом фактически означает отказ государства от исполнения своих публично-правовых обязанностей, возникших из ранее действовавших правовых актов о приватизации. Это приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами и юридическими лицами приобретенного ими права.

Прекращение права на реализацию акций из ФАРП по существу означает придание обратной силы правовым актам государства, ухудшающим положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что противоречит п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации.

В п.2,3,17 ст.43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» говорится о реализации акций ФАРП, если в планах приватизации предприятий ФАРП предусмотрен

Изданием оспариваемого распоряжения ОАО «ЧМЗ», как лицу: -

-план приватизации которого содержит положение об образовании ФАРП;

-состоящему в трудовых отношениях с гражданами, имеющими право на приватизацию акций ФАРП и заинтересованному в реализации этого права;

-обязанному перед названными гражданами, в том числе обеспечить фактическую реализацию их права на получение акций из ФАРП (организовать прием заявок на получение акций из ФАРП, установить круг лиц, имеющих такое право, провести закрытую подписку на акции ФАРП, провести собрание трудового коллектива предприятия и т.д.);

-наряду с членами трудового коллектива ОАО «ЧМЗ» было отказано в реализации права на выкуп акций ФАРП и, как следствию этого, возможности исполнить перед гражданами, состоящими в трудовых отношениях с заявителем обязанности, возложенные на него законодательством о приватизации - абзац 5 стр.6 решения.

Таким образом, пункт 1 распоряжения Министерства имущественных
отношений Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ в части, превышающей передачу <данные изъяты> штук обыкновенных акций ОАО «ЧМЗ», принято с нарушением действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.

В качестве доказательств, свидетельствующих о закреплении в федеральной собственности 25,5% акций от уставного капитала ОАО «ЧМЗ», в том числе 10 % акций фонда акционирования работников предприятия, о наличии права лиц, состоящих в трудовых отношениях с обществом на выкуп акций из фонда акционирования работников предприятия, Арбитражным судом <адрес> принят типовой план приватизации <данные изъяты> механического завода, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ (решение Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ

Решение Арбитражного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ направлено на запрет продажи единым лотом акций ОАО «ЧМЗ», находящихся в федеральной собственности в размере 25,5 % от его уставного капитала.

В соответствии с ч.1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные соистцы состоят в трудовых отношениях с открытым акционерным обществом «<данные изъяты> механический завод», что подтверждается приложенными к административному исковому заявлению трудовыми договорами и трудовыми книжками

Соответственно каждый из административных соистцов имеет право на приобретение акций из ФАРП. Это право было, как указано выше, защищено и восстановлено решением Арбитражного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Челябинский механический завод» противоречит ст.1, ст.ст.2,18, ч.1 ст.54, ч.2 и 3 ст.55 Конституции Российской Федерации ст. 25 Закона п.2 и 3, 17 ст.43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 213 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия», распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ б-р «О внесении изменений в распоряжение Правительство Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р которыми предусмотрена приватизация 10 % акций через фонд акционирования работников предприятия, а также решению Арбитражного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ, которым признана незаконной приватизация 10 % акций путем продажи единым лотом и восстановлено право лиц, состоящих в трудовых отношениях, на приобретение акций из ФАРП.

Ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены способы приватизации государственного и муниципального имущества. Довод представителя ответчика о том, что такой способ приватизации, как продажа акций через ФАРП, не предусмотрен ст. 13 ФЗ , не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований на основании следующего. На основании ст. 43 п. 17 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа акций открытых акционерных обществ, указанных в планах приватизации таких обществ для их реализации через фонды акционирования работников предприятий, осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Следовательно, продажа акций через фонды акционирования работников предприятий Федеральным Законом, действующим на момент вынесения решения суда, не запрещена. В указанном Федеральном Законе не предусмотрено, что приватизация акций, реализация которых предусмотрена ранее через фонд акционирования работников предприятия, возможна путем продажи единым лотом на аукционе в открытой формой подачи предложений о цене, тем самым нарушив права и интересы работников ОАО «ЧМЗ».

Кроме того, на основании ст. 64 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Ссылка представителя ответчика в отзыве на пропуск срока административным истцом на обращение в суд несостоятельна, поскольку административные истцы согласно конверта обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ об оспаривания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение трех месяцев.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд полагает, что вынесенным административным ответчиком распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р права и интересы административных ответчиков нарушены, сроки обращения в суд соблюдены, следовательно, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь, ст. 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Герасина Л.Н., Судницина Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «<данные изъяты> механический завод» в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества <данные изъяты> механический завод» в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализовать акции Открытого акционерного общества <данные изъяты> механический завод», составляющие Фонд акционирования работников предприятия в размере 10% (<данные изъяты>) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с Открытым акционерным обществом «<данные изъяты> механический завод», после продажи 15.5% (<данные изъяты> штук) акций.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд

Председательствующий Судья Лычагина С.В.