Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной Н.Ю., с участием административного истца ФИО1, представителя межрайонной ИФНС № России по Нижегородской области ФИО2, представителя заинтересованного лица нотариуса Р. С.В. – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области, УФНС по <адрес> о признании незаконным и отмене решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области, УФНС по Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал следующее.
СНТ «Окское» является юридическим лицом, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, учредителями которого являются граждане – владельцы садовых участков, расположенных на территории земельного массива площадью 127,5 га, предоставленного в собственность садоводам распоряжением главы администрации Богородского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ по причине изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: были внесены сведения о ФИО4 как о председателе правления СНТ «Окское».
Наименование регистрирующего органа, которым запись внесена в ЕГРЮЛ: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Нижегородской области.
Решение МРИ ФНС № по Нижегородской области о государственной регистрации изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц является незаконной и подлежащей отмене, как считает административный истец, в силу следующего.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату принятия решения о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, у МРИ ФНС № по Нижегородской области имелись обоснованные письменные возражения ФИО1 относительно предстоящей регистрации изменений сведений о юридическом лице – внесении сведений ФИО4 как о председателе правления СНТ «Окское». Однако МРИ ФНС №15 Нижегородской области не провел проверку достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, как того требует законодательство и незаконно осуществил государственную регистрацию изменений.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 представил в МРИ ФНС № заявление № об изменении учредительного документа и/или иных сведений о юридическом лице № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному заявлению в ЕГРЮЛ предстоит внести изменения в сведения о юридическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно, внесение сведений о ФИО4 как о председателе правления СНТ «Окское».
Основанием для такого изменения являлось проведение внеочередного общего собрания членов СНТ «Окское», проводимого в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, на котором ФИО4 был избран председателем СНТ «Окское».
К заявлению ФИО4 не был приложен протокол указанного внеочередного собрания членов СНТ «Окское», которое и является единственным основанием для предъявления такого заявления и внесение в НГРЮЛ соответствующих изменений.
Уведомлений о проведении внеочередного общего собрания членов СНТ «Окское», проведенного в период с 10-00 час ДД.ММ.ГГГГ до 16-00 час. ДД.ММ.ГГГГ в форме заочного голосования члены СНТ «Окское» не получали.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, на тот момент являвшийся председателем СНТ «Окское» случайно узнал о подаче такого заявления, представил возражение в налоговый орган относительно государственной регистрации изменений.
В обоснование своих возражений ФИО1 указал, что никаких очных собраний в СНТ в 2021 году не проводилось по данному вопросу. Члены СНТ не получали никаких объявлений на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства. К возражениям также приложен был протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям из ЕГРЮЛ, в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ и внесены сведения о председателе правления ФИО5 П.В. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Административный истец считает, что административный ответчик обязан был провести проверку достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Окское» по заявлению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку до окончания срока государственной регистрации таких изменений налоговый орган получил возражения административного истца относительно предстоящей регистрации в установленной законом форме.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
Признать решение МРИ ФНС № по Нижегородской области о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице СНТ «Окское», содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц незаконным и отменить указанное решение, исключить внесенные изменения.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Нижегородской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, СНТ «Окское», врио нотариуса ФИО6, нотариус Р. С.В., Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (Росреестр).
В судебном заседании истец административные исковые требования поддержал, дал пояснения по существу иска, просил административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица считал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Иные лица, в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд, на основании ст.150-152, 226 КАС РФ, находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в 2 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие (налоговые) органы руководствуются законодательством о государственной регистрации, состоящим из Гражданского кодекса РФ, Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Порядок государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ определен главой 6 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Перечень документов, предъявляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ установлен п.2 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с п.2 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Для государственной регистрации в регистрирующий орган представляется среди прочего, подписанное заявителем заявление по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по форме №Р13014, утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МРИ ФНС № по Нижегородской области лично ФИО4 подано заявление о государственной регистрации о внесении изменений в сведения о юридическом лице, предусмотренное п.2 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по форме №Р13014.
Указанное заявление представлено с целью государственной регистрации изменений, связанных с прекращением полномочий председателя правления СНТ «Окское» ФИО1 и возложении полномочий на ФИО4.
По результатам рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № по Нижегородской области в ЕГРЮЛ внесена запись о смене руководителя.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Своей подписью в заявлении заявитель подтвердил, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны, также заявитель извещен, что в случае предоставления в регистрирующий орган недостоверных сведений, он несет ответственность, установленную законодательством РФ.
В соответствии с пп. «л» п.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Предусмотренные п.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о юридическом лице вносятся в ЕГРЮЛ регистрирующим органом на основании документов, представленных при государственной регистрации, которые являются частью государственного реестра.
Предоставление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями в учредительных документах юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 18).
В соответствии с п.1.2 ст. 9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При этом представление иных документов, кроме заявления о государственной регистрации, названной нормой закона предусмотрено только в случаях внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
В силу ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается настоящими Основами и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ, а также Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
В силу п.5 ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают, в том числе, свидетельствование подписи на документах.
Свидетельствуя подлинность документов, нотариус удостоверяет, что подпись на документах сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документах (ч.1 ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО6, временно исполняющим обязанности нотариуса города областного значения Нижнего Новгорода ФИО7 засвидетельствована подлинность подписи представителя СНТ «Окское» ФИО4 на заявлении о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма Р13014)
Согласно п.4 ст. 9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать предоставление других документов кроме документов, установленных настоящим законом.
Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о руководителе СНТ «Окское» необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица, поданное по установленной форме.
Иного, кроме заявительного порядка закон не предусматривает, закрепляя презумпцию достоверности сведений в реестре, основанных на нотариально удостоверенной односторонней сделке, подтверждающей подлинность подписи заявителя, его паспортных данных.
Положениями ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, в целях регистрации изменений в налоговый орган ФИО4 представлены все необходимые документы, подлинность заявления удостоверена нотариусом. У регистрирующего органа отсутствует право на проверку правомерности представленных документов и содержащихся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных п.4.2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с п.4.2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
В соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации должно быть подано в налоговый орган по форме №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган поступило возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения изменений в ЕГРЮЛ по форме № (возражение) от ФИО1, которое содержало информацию об оспаривании протокола общего собрания членов СНТ «Окское», а также информацию о том, что ФИО1 намеревается подать в Богородский суд Нижегородской области исковое заявление о принятии обеспечительных мер и о признании решения общего собрания членов СНТ «Окское», проведенной в 2021 году недействительным.
Пунктом 5 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ» указан исчерпывающий список обстоятельств, не являющихся основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Одним из обстоятельств является, если в поступившем в регистрирующий орган возражений относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражения или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Таких документов в налоговый орган не представлено.
В материалы дела представлено решение Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, не вступившее в законную силу о признании недействительными решения принятые на внеочередном общем собрании членов СНТ «Окское», проведенном в период ч 10-00 час. ДД.ММ.ГГГГ по 16-00 час. ДД.ММ.ГГГГ в форме заочного голосования.
Однако на момент внесения изменений регистрирующим органом указанного решения не существовало.
Административный истец, после вступления указанного решения в законную силу вправе обратиться в налоговый орган с заявлением.
В соответствии с пп. «м» п.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган потупит судебный акт ли акт судебного пристава – исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
Судом установлено, что на момент рассмотрения документов в регистрирующем органе отсутствовали сведения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на проведение регистрационных действий, связанных с внесением записи об изменении сведений о лице, действующем от имени юридического лица без доверенности, а также иных документов, которые влекли бы проведение проверки, а также отсутствовало решение суда о признании общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не законным.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах действия межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области, выразившиеся в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице СНТ «Окское», содержащихся в ЕГРЮЛ (запись № от ДД.ММ.ГГГГ) приняты в соответствии с законом и не влекут нарушение прав административного истца.
Срок на обращение с административными исковыми требования в суд, административным истцом не пропущен, в связи с тем, что он поздно узнал об осуществлении указанных действий.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области, УФНС по Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Е. Маркина