ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1073/2023 от 16.08.2023 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1073/2023

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алдан 16 августа 2023 г

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Степанова С.К.,

при секретаре судебного заседания Граниной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации городского поселения «Поселок Нижний Куранах» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району об оспаривании предписания,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением с требованием о признании предписания от 28.04.2023г. № 13/3 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным и отменить в части выявленных нарушений:

- 1. ПГ№3 ул. Строительная д. 1в - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

- 8. ПГ №14 ул. Школьная д. 29 - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

- 9. ПГ№15 ул. Школьная д. 42 - не соответствует расположение гидранта;

- 11. ПГ№17 ул. Нагорная д. 23 - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

- 12. ПГ№21 ул. Федоренко д. 103 - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

- 17. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, 1 микрорайон, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 18. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, ул. Школьная, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 19. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, ул. Юбилейная, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 20. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, ул. Нагорная, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 21. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Нагорная №23-70, ул. Федоренко №1-69, ул. Старательская №1-75, ул. Шахтерская №1-62, ул. магистральная №1-63;

- 22. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Строительная, д. 21 (район гаражей);

- 23. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. магистральная (район гаражей);

- 24. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Федоренко № 115-129, у. Шахтерская №112-124, ул. Гусова № 5-25;

- 25. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: мкр-н Дражный;

- 26. В населенном пункте п. Верхний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Нагорная, ул. Трудовая, ул. Разрезная;

- 27. В населенном пункте с. Якокит имеется безводный участок по адресу: ул. Советская, ул. Совхозная, ул. Почтовая.

Мотивируя тем, что в отношении Администрации ГП «Поселок Нижний Куранах» Государственным инспектором Алданского района по пожарному надзору Главного управления деятельности и профилактической работы по Алданскому району ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) Непомнящим Д.А. проводилась внеплановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора (учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре мероприятий - 142305570741).

Согласно Акта внеплановой выездной проверки № 13 от 28.04.2023г., Предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 13/3 от 28.04.2023г. следует, что на территории ГП «Поселок Нижний Куранах» выявлены 28 нарушений.

Согласно Концессионного соглашения о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации в отношении системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжений, водоотведения, очистки сточных вод теплоснабжения Республики Саха (Якутия), находящихся на территории муниципального образования «Алданский район» от 01 мая 2012 года, заключенного между Республикой Саха Якутия) от имени которого выступает Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я), ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ОАО «ТЭС» (ТЭС - выступает как концессионер). Концессионер обязан за свой счет ремонтировать, создать, реконструировать и эксплуатировать имущество, состав и описание которого приведены в Приложении к данному Соглашению.

В данный список входят также сети водоснабжения, расположенные на территории городского поселения «Поселок Нижний Куранах». Также согласно ст. 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное. Соответственно, пожарные гидранты в данном случае не являются самостоятельными объектами, а входят в состав сложной вещи - водопроводной сети как принадлежность главной вещи, связанной с ней общим назначением. То есть функционирование пожарных гидрантов отдельно от водопроводной сети без обеспечения подачи воды невозможно.

Таким образом, вменяемые администрации ГП «Поселок Нижний Куранах» нарушения в части несоответствия диаметра труб противопожарного водопровода, необеспечения требуемого расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте, должны быть адресованы АО АФ «ТЭС», так как водоотведение находится в балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО АФ «ТЭС».

При этом обращают внимание, что ни в Предписании, ни в Акте внеплановой выездной проверки, ни в Протоколе не содержится информация о фактическом расходе воды на наружное пожаротушение в населенном пункте, также не указан способ замера такого расхода, а также не указаны данные последней поверки манометра (при этом специалист администрации, присутствующий при проверке задавала данные вопросы, ответ на них получен не был).

Касаемо безводных участков - указанные адреса располагаются в жилом секторе, имеющие круглогодичные проезжие части. На территории п. Н-Куранах в черте населённого пункта располагается пожарная часть и по времени прибытия не превышает установленное время, в связи с чем нецелесообразна прокладка водопровода в данные местности. Установка утепленных емкостей также невозможна, в связи с тем, что все участки, расположенные вблизи проезжей части находятся в собственности граждан.

В судебном заседании представитель административного истца Искужина А.В. заявленные требования поддержала по указанным в заявлении основаниям. Дополнила, что предписание адресованное ГП «Поселок Нижний Куранах», содержит неясности, невозможно понять каким образом требования они должны выполнить. При этом имеющиеся трубопроводы находятся по Концессии у Алданского филиала АО Теплоэнергосервис.

В судебном заседании представитель административного ответчика Непомнящий Д.А. административный иск не признал, полагал Предписание законным и обоснованным. Пояснил, что в предписании речь идет не о гидрантах, которые установлены, а о диаметре трубопровода, на котором эти гидранты установлены. В некоторых местах гидрант диаметром 100 мм, установлен на трубу 50мм, поэтому она не выдает нужный напор. Обязанность по обеспечению пожарной безопасности возложена на муниципалитет, поэтому предписание выдано в их адрес.

Представитель третьего лица АФ АО «Теплоэнергосервис» Амирова Г.Я. суду пояснила, что действительно, по концессионному соглашению АО «ТЭС» приняли на баланс сети водоснабжения и водоотведения, которые являются собственностью ГУП ЖКХ РС (Я). Вместе с тем, это сети коммунального назначения, не предназначены для обеспечения пожарной безопасности п. Нижний Куранах. Источников наружного противопожарного обеспечения на балансе АО «ТЭС» нет и требует проектирования при ремонте и реконструкции трубопроводов. Вместе с тем, идя навстречу муниципальному образованию, АО «ТЭС» разрешило установить пожарные гидранты на водопроводах питьевого водоснабжения на территориях, где проходит трасса. Трубы питьевого водоснабжения не соответствуют диаметру гидрантов, потому что они не предусмотрены для этого. Предписание сложно исполнить в столь короткий срок, т.к. необходимо разработать полностью систему: предусмотреть емкости, насосные станции. Считает, что обеспечение мер противопожарной безопасности является расходным обязательством администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах».

Суд, выслушав стороны, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

По смыслу положений статей главы 22 КАС РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу, являются действующими и влекут нарушение гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.

Суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд отказывает в удовлетворении иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Следовательно, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям промышленным объектам, пожарно - технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. 68 Технического регламента территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Согласно ст. 19 Федерального закона « О пожарной безопасности» № 69 – ФЗ от 21 декабря 1994 г, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

Согласно п. 75 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (ст. 14).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативно правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом « О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Следовательно, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проверка проводилась с целью надзора за реализацией мероприятий направленных на защиту населенных пунктов от лесных пожаров.

Таким образом, должностное лицо ГУ МЧС России по РС (Я) Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району уполномочен на осуществление государственного пожарного надзора, в том числе ГП «Поселок Нижний Куранах».

Из материалов дела следует, что 30 марта 2023 г принято решение главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору ФИО6 № 13 о проведении выездной внеплановой проверки в отношении объектов ГП «Поселок Нижний Куранах» - п. Нижний Куранах, с. Верхний Куранах, с. Якокит. Срок проверки установлен с 3 апреля 2023 г 10:00ч, по 28 апреля 2023 г 18:00ч.

Проверка проведена государственным инспектором Алданского района по пожарному надзору Непомнящим Д.А., составлен Акт внеплановой выездной проверки № 13, согласно которому проверка проведена, с осмотром объектов, истребованием документов, выявлены ряд нарушений пожарной безопасности на территории ГП «Поселок Нижний Куранах», выдано предписание № 13/3.

В ходе проверки в частности было установлено, что:

1. ПГ№3 ул. Строительная д. 1в п. Нижний Куранах - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

8. ПГ №14 ул. Школьная д. 29 п. Нижний Куранах - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

9. ПГ№15 ул. Школьная д. 42 п. Нижний Куранах - не соответствует расположение гидранта;

11. ПГ№17 ул. Нагорная д. 23 п. Нижний Куранах - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

- 12. ПГ№21 ул. Федоренко д. 103 п. Нижний Куранах - не соответствует диаметр труб противопожарного водопровода;

- 17. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, 1 микрорайон, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 18. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, ул. Школьная, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 19. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, ул. Юбилейная, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 20. Противопожарный водопровод, находящийся по адресу: п. Нижний Куранах, ул. Нагорная, не обеспечивает требуемый расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте;

- 21. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Нагорная №23-70, ул. Федоренко №1-69, ул. Старательская №1-75, ул. Шахтерская №1-62, ул. магистральная №1-63;

- 22. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Строительная, д. 21 (район гаражей);

- 23. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. магистральная (район гаражей);

- 24. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Федоренко № 115-129, у. Шахтерская №112-124, ул. Гусова № 5-25;

- 25. В населенном пункте п. Нижний Куранах имеется безводный участок по адресу: мкр-н Дражный;

- 26. В населенном пункте п. Верхний Куранах имеется безводный участок по адресу: ул. Нагорная, ул. Трудовая, ул. Разрезная;

- 27. В населенном пункте с. Якокит имеется безводный участок по адресу: ул. Советская, ул. Совхозная, ул. Почтовая.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее «Технический регламент») 1. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

2. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

3. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Согласно ст. 68 «Технического регламента» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

Статьей 90 «Технического регламента» предусмотрено обеспечение деятельности пожарных подразделений.

Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:

1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений;

3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);

В зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.

В соответствии с п. 48 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства № 1479 от 16 сентября 2020 г, руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Пункт 75 «Правил противопожарного режима» № 1479 от 16 сентября 2020 г устанавливает, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 225 утвержден Свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности». Пункт 8 СП 8.13130 содержит требования к водопроводным сетям и сооружениям на них, в том числе в п. 8.8, 8.9 СП 8.13130 указаны требования к установке, расстановке гидрантов, которая должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.

Согласно п. 8.13 СП 8.13130 диаметр труб противопожарного водопровода в населенных пунктах и на промышленных предприятиях должен быть не менее 100 мм, в населенных пунктах с числом жителей не более 5 тыс. чел - не менее 75 мм.

Предписание, выданное по итогам проведенной внеплановой проверки, на основании Акта проверки, содержит место, в котором установлено нарушение, ссылки на нормы права, нарушенные на данном участке, сроки устранения.

Установленные в ходе выездной внеплановой проверки нарушения на территории подведомственной Городскому поселению «Поселок Нижний Куранах» свидетельствует о нарушениях, допущенных со стороны администрации поселения вышеприведенных норм права.

Доводы о том, что установка и обеспечение работы пожарных гидрантов относятся к зоне ответственности ресурсоснабжающих организаций «АО «Теплоэнергосервис», суд отклоняет, поскольку Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения возложено именно на администрацию поселения.

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования, закрепленные в СНиП, обязательны к применению, поскольку установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нарушения, указанные в обжалуемом предписании являются обязательными требованиями пожарной безопасности и касаются безопасности людей, что может привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара.

Принимая во внимание, что в судебном заседании нашли подтверждение все выявленные при проведении проверки, нарушения пожарной безопасности в деятельности ГП «Поселок Нижний Куранах», учитывая приведенные нормы права, фактические обстоятельства дела, суд полагает, что требования, изложенные в предписании № 13/3 от 28 апреля 2023 г, являются обоснованными и законными.

Таким образом, требования административного истца подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований администрации городского поселения «Поселок Нижний Куранах» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району о признании незаконным предписания в части пунктов 1, 8, 9, 11, 12, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району ГУ МЧС России по РС (Я) № 13/3 от 28 апреля 2023 г., - отказать.

Решение может быть обжаловано Верховный Суд РС (Я) путем подачи апелляционной жалобы через Алданский районный суд РС (Я) в течение одного месяца.

Судья С.К. Степанов