ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1074/20 от 22.01.2021 Чунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УИД38RS0027-01-2020-001329-03

22 января 2021 года р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Зиганьшиной Л.Ф.,

с участием истца помощника прокурора Чунского района Ильенковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-118/2021 по административному исковому заявлению прокурора Чунского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству о возложении обязанности организовать очистку лесных участков от порубочных остатков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чунского района Иркутской области обратился в суд исковым заявлением, указав, что проведена проверка исполнения лесного законодательства Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству. В ходе проверки установлено, что земельный участок, расположенный <адрес>, захламлен порубочными остатками в результате незаконных рубок прошлых лет, произведенные неустановленными лицами. По данному факту органами предварительного следствия возбуждено уголовное дело. В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 178-гш задачами министерства являются управление в сфере лесного хозяйства, а также управление в сфере лесопромышленного комплекса. Организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях является одной из функций Министерства в сфере лесного хозяйства (п. 7 п. 7 Положения). Учитывая, что договоры аренды вышеуказанных лесных участков, а также купли-продажи лесных насаждений, произрастающих на них, с кем-либо не заключались, захламление произошло в результате незаконной рубки, обязанность по организации очистки указанных лесных участков в соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области возлагается на Министерство лесного комплекса Иркутской области. Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству до настоящего времени не организована такая очистка, что создает угрозу лесным насаждениям.

В связи с чем, просит суд обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству организовать очистку лесного участка, расположенного в <адрес>, от порубочных остатков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Ильенкова А.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился; извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; возражений по существу заявленных требований суду не представлено.

Выслушав прокурора, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп) Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

В соответствии с п. 7 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе: 7) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно п. 1, пп. 25 п. 8 Положения о Территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству, утвержденном Приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 06 октября 2017 года № 90-мпр Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству является территориальным подразделением министерства Лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; осуществляет организацию использования лесов, их охраны, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров; защиты: организация предупреждения лесных пожаров и противопожарного обустройства лесов; организация мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Чунского района проведена проверка исполнения лесного законодательства Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству, которой установлено, что лесной участок в <адрес> захламлен порубочными остатками в результате незаконных рубок, произведенных неустановленными лицами. Указанное обстоятельство в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

Несоблюдение ответчиком лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия. Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.

Прокурором в судебное заседание представлены доказательства о наличии на земельным участке, расположенном <адрес> захламлений леса в виде порубочных остатков, а именно: постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, и принятия его к производству от 11 октября 2019 года, копия протокола осмотра места происшествия на указанном участке, подтверждающего наличие порубочных остатков на лесном участке. Лица, виновные в вырубке леса, которая привела к его захламлению, не установлены.

Суд при принятии решения исходит из того, что в силу возложенных полномочий в обязанности ответчика входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, включая мероприятия по организации осуществления мер пожарной безопасности, к которым относится очистка от порубочных остатков; что на осуществление таких мероприятий предоставляются субвенции из федерального бюджета.

Доказательств того, что участки лесного фонда, расположенные в указанных кварталах находятся в аренде у иных лиц, в ходе судебного разбирательства не представлено, договора купли-продажи и разрешительные документы на вырубку древесины порода сосна, лиственница, береза на указанных лестных участках, не выписывались. Лица, виновные в вырубке леса, которая привела к его захламлению, не установлены. При этом последующее установление виновных лиц не исключает возможности предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от порубочных остатков.

При указанных обстоятельствах требования прокурора к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку судом установлено, что незаконное бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и здоровье, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения путем обязания Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству организовать очистку лесного участка, расположенного в квартале 248 выделе 2 Ковинской дачи Выдринского участкового лесничества, от порубочных остатков, установив срок для устранения нарушений с учетом пожароопасного сезона на землях лесного фонда Чунского лесничества, а именно- 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда включительно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 - 228 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Чунского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству о возложении обязанности организовать очистку лесных участков от порубочных остатков - удовлетворить.

Обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству организовать очистку лесного участка, расположенного в <адрес> от порубочных остатков в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.

В окончательной форме решение суда изготовлено 28 января 2021 года.

Председательствующий: Е.В. Шурыгина