...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Грасс Л.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев 04 марта 2020 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Задание бани общественного типа по ...», об обязании повторно рассмотреть заявление от ** ** ** о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» с учетом уточнений о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «... по ...», об обязании повторно рассмотреть заявление от 30.10.2019 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №11/4259 от 11.11.2013 ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ... площадью .... сроком на 2 года для строительства объекта «...» по ......, в связи с чем 19.11.2013 заключен договор аренды указанного земельного участка № 01/13-404 до 11.11.2015. 30.10.2015 срок указанного договора аренды продлен по соглашению сторон до 30.10.2018. 15.05.2018 администрацией МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 выдано разрешение на строительство объекта «......». 30.10.2019 ФИО1 обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Письмом от 08.11.2019 № 28/186637 администрация МО ГО «Сыктывкар» отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку не представлен правоустанавливающий на земельный участок документ, а срок представленного договора аренды земельного участка истек 30.10.2018. Считает данный отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным, поскольку указанное в ответе администрации МО ГО «Сыктывкар» основание для отказа в установленный нормативными правовыми актами перечень не входит, что создает препятствия для реализации ее законных прав на ввод объекта в эксплуатацию. Также указывает, что продолжает вносить арендные платежи по договору аренды земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», начальник Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.
Административный ответчик и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание свих представителей не направили. Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» в направленном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела 2а-1315/2019, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» № 11/4259 от 11.11.2013 ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ... площадью .... для строительства объекта «...», по ... сроком на 2 года.
19.11.2013 между ФИО1 и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заключен договор аренды указанного участка № 01/13-404 на срок до 11.11.2015.
30.10.2015 между ФИО1 и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заключено соглашение к договору аренды земельного участка, и срок действия договора продлен до 30.10.2018 для целей завершения строительства объекта «...».
22.01.2014 администрацией МО ГО «Сыктывкар» выдано ФИО1 разрешение ... на строительство объекта «... по ...».
** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» выдано ФИО1 разрешение ... на строительство объекта «......)».
25.10.2018 ФИО1 обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Письмом от 06.11.2018 № 28/154408 администрацией МО ГО «Сыктывкар» в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1 было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27.05.2019 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.02.2019 отменено, вынесено новое решение, которым признан незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Здание бани общественного типа по ...», выраженный в письме от 06.11.2018. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «......», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
24.09.2019 ФИО1 обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Письмом №28/181854 от 02.10.2019 ФИО1 отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как указала в ходе рассмотрения дела административный истец и участвующий ходе судебного заседания от 20.12.2019 представитель административного ответчика, письмо администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.10.2019 является исполнением апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 27.05.2019.
30.10.2019 ФИО1 вновь обратилась в отдел по организации предоставления муниципальной услуги по принципу «одного окна» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар».
Письмом от 08.11.2019 № 28/186637 администрация МО ГО «Сыктывкар» отказала ФИО1 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В обоснование отказа указано, что согласно выписке из ЕГРН и соглашению о внесении изменений и дополнений в договор №01/13-404 от 19.11.2013 аренда земельного участка ... срок аренды данного земельного участка истек 30.10.2018.
Полагая данный отказ незаконным, административный истец обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
В силу статей 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства производится в соответствии с положениями статьи 52 ГрК РФ.
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен статьей 55 ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и не определяет момент окончания строительства, а удостоверяет его выполнение.
Момент окончания строительства определяется датой приемки работ, зафиксированной в акте приемки заказчиком (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
Частью 8 статьи 55 ГрК РФ установлено, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу части 2 статьи 55 ГрК РФ, в целях ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В части 3 статьи 55 ГрК РФ указан исчерпывающий перечень документов необходимый для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 4.1 статьи 55 ГрК РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.
Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, среди прочих документов, необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приведен в части 6 статьи 55 ГрК РФ, в частности к ним относятся: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 1/155 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее Административный регламент).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуга и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления содержится в пункте 2.6 Административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен пунктом 2.10 Административного регламента.
Согласно подпункту 1 пункта 2.10.2 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, указанных в пункте 2.6, 2.7 настоящего регламента, в том числе отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (представляются в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости) (подпункт 3 пункта 2.6 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судом, при обращении ФИО1 30.10.2019 в отдел по организации предоставления муниципальной услуги по принципу «одного окна» администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар» предоставлены документы в соответствие с требованиями пункта 2.6 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.01.2019 № 1/155, а также части 3 статьи 55 ГрК РФ.
При этом в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок был представлен договор аренды земельного участка от 19.11.2013 № 01/13-404 и соглашение к указанному договору аренды земельного участка, со сроком действия до 30.10.2018.
Вместе с тем отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок не идентично истечению срока действия такого документа на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения ввода объекта в эксплуатацию.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Так, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
Соответственно, документы на земельный участок должны быть действующими на период осуществления работ по строительству объекта. Истечение срока их действия на момент обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не свидетельствует о проведении работ с нарушением разрешения на строительство и не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку правоустанавливающим документом в отношении земельного участка, на который выдано ФИО1 разрешение на строительство объекта «...», является в настоящем случае договор аренды земельного участка от 19.11.2013 № 01/13-404 с соглашением от 30.10.2015, которые на момент завершения строительства действовали, следовательно, указание в оспариваемом отказе на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок на момент подачи заявления ФИО1 30.10.2019, является ошибочным.
Принимая во внимание, что иных оснований для отказа в выдаче разрешения ФИО1 на ввод объекта в эксплуатацию административным ответчиком в отказе от 08.11.2019 № 28/186637 не приведено, то, с учетом установленных по делу обстоятельств, применительно к вышеизложенному законодательству, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 соблюдена установленная статьей 55 ГрК РФ процедура получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку в администрацию МО ГО «Сыктывкар» представлен весь необходимый пакет документов, перечисленных в указанной норме, которыми подтверждается соответствие возведенного объекта проектной документации и техническим требованиям эксплуатации, а истечение срока действия договора аренды земельного участка на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не идентично отсутствию правоустанавливающего документа на земельный участок.
При таких обстоятельствах у администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче ФИО1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по тому основанию, которое указано в ответе от 08.11.2019 № 28/186637, в связи с чем, суд признает данный отказ незаконным, а заявленные требования административного истца в данной части, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в соответствии с частями 1, 8 статьи 55 ГрК РФ в судебном порядке может быть оспорен только отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а разрешение вопроса о выдаче такого разрешения отнесено к компетенции органа местного самоуправления, суд, учитывая признание незаконным отказа администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта недвижимости от 08.11.2019 № 28/186637, возлагает на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность в месячный срок повторно рассмотреть заявление ФИО1
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Задание бани общественного типа по ...», об обязании повторно рассмотреть заявление от 30.10.2019 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Задание бани общественного типа по ...», выраженный в письме от 08.11.2019 №28/186637.
Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Задание бани общественного типа по ..., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2020 года.
Судья И.С. Мишарина