ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1075/2023 от 04.09.2023 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0033-01-2023-001397-98

Дело № 2а-1075/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 04 сентября 2023 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Селюдеевой О.Г.,

при секретаре Шульгиной Н.Н.,

с участием представителя административного истца

помощника прокурора Мостовского района Шунаева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беноковского сельского поселения Мостовского района о понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства,

установил:

прокурор Мостовского района Гаврилов Д.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к администрации Беноковского сельского поселения, в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации Беноковского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 27.06.2023 № 7-01/Прдп593-23-20030037 об устранении нарушений бюджетного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве;

- обязать администрацию Беноковского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 27.06.2023, путем разработки и принятия муниципального правового акта, устанавливающего порядок определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Свои административные исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере бюджетного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения. В соответствии с ч.5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации. Ранее в целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района 27.06.2023 главе Беноковского сельского поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения администрацией поселения указано, что принятие нормативно - правового акта, устанавливающего порядок определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, не целесообразно, таким образом органом местного самоуправления мер, направленных на устранение нарушений не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и, соответственно, не принят. Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт. В свою очередь, сложившиеся ситуация влечет нарушение требований ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, чем нарушается бюджетное законодательство, создаются условия для подрыва авторитета органа местного самоуправления, осуществляющего решение вопросов местного значения. В результате незаконного бездействия администрации Беноковского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушает права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Административный истец – помощник прокурора Мостовского района Шунаев В.А. в судебном заседании поддержал требования административного искового заявления и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – и.о. главы администрации Беноковского сельского поселения Геращенко Е.В. в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований прокурора.

Исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, в целях соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере бюджетного законодательства прокуратурой Мостовского района проведен соответствующий мониторинг, по результатам которого были выявлены нарушения.

На основании ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Согласно ч.5 ст. 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными автономными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

В силу ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, органом местного самоуправления должен быть разработан и принят правовой акт, устанавливающий порядок определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Из материалов дела следует, что в целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой Мостовского района 27.06.2023 главе Беноковского сельского поселения внесено представлением № 7-01/Прдп593-23-20030037.

Однако, по результатам его рассмотрения администрацией Беноковского сельского поселения Мостовского района указано, что принятие нормативно - правового акта, устанавливающего порядок определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, не целесообразно, таким образом органом местного самоуправления мер, направленных на устранение нарушений не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и, соответственно, не принят.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В свою очередь, сложившиеся ситуация влечет нарушение требований ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 47.1 БК РФ, чем нарушается бюджетное законодательство, создаются условия для подрыва авторитета органа местного самоуправления, осуществляющего решение вопросов местного значения.

Таким образом, незаконное бездействие администрации Беноковского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушает права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации, что предусмотрено ст. 4 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, что административным ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет административные требования прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Мостовского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беноковского сельского поселения Мостовского района о понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Беноковского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 27.06.2023 № 7-01/Прдп593-23-20030037 об устранении нарушений бюджетного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве.

Обязать администрацию Беноковского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 27.06.2023, путем разработки и принятия муниципального правового акта, устанавливающего порядок определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.Г. Селюдеева