Дело №2а–10760/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,
при секретаре А.М.Низамовой,
с участием представителя административных ответчиков, в отсутствии административных истцов,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, заместителю руководителя аппарата- начальнику правового управления Аппарата Исполнительного комитета г.Казани Яковлеву В.И. о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия,
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани), заместителю руководителя аппарата - начальнику правового управления Аппарата Исполнительного комитета г.Казани Яковлеву В.И. о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия. В обосновании требований заявитель указал, что 06.10.2016г. руководителю ИК МО г.Казани административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
- пикетирования с осуждением уголовного преследования за добровольный гей-секс в странах мира с целью призыва к всеобщей декриминализации добровольных гомосексуальных отношений в странах мира. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 12 октября 2016 года с 10 до 11 часов в сквере Вахитова города Казани с количеством участников до 300 человек;
- митинга в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в российское законодательство прямого запрета дискриминации людей по признакам сексуальной ориентации и тендерной идентичности. Согласно поданному уведомлению, митинг должен был состояться 15 октяб-ря 2016 года с 20 до 21 часа на площади Свободы города Казани с количеством участников до 300 человек;
- шествия Казанского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 20 октября 2016 года с 11 до 13 часов по проезжей части улицы Московская от улицы Татарстан до улицы Ташаяк с количеством участников до 300 человек;
В.И. Яковлев сослался на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Должностное лицо заметил, что «к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и информацию, отрицающую семейные ценности, по смыслу правового регулирования, может быть отнесена, и пропаганда гомосексуализма, лесбиянства». В.И. Яковлев предупредил, что «в случае несоблюдения требований 54-ФЗ и нарушения установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий, Вы можете быть привлечены к ответственности согласно статье 20.2 КоАП РФ».
Полагают, что указанные действия исполняющего обязанности руководителя аппарата Исполнительного комитета муниципального образования города Казани В.И. Яковлева, отказавшего в согласовании проведения заявленных шествия, митинга и пикетирования, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
По мнению административных истцов, основной причиной отказа Исполнительного комитета в согласовании проведения шествия, митинга и пикетирования является неприятие должностным лицом Комитета целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, би-сексуалов и трансгендеров в России. Таким образом, решение должностного лица является дискриминационным по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось его проведение.
Административные истцы просят признать незаконным решение Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан - отказ в согласовании исполняющим обязанности - заместителем руководителя Аппарата В.И. Яковлевым №34315/исх-05-03-09 от 07 октября 2016 года заявленных публичных мероприятий в форме шествия, митинга и пикетирования и обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
Административные истцы в судебное заседание не явились.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании административный иск не признал.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации за-конных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вы-шестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 06.10.2016г. руководителю ИК МО г.Казани административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
- пикетирования с осуждением уголовного преследования за добровольный гей-секс в странах мира с целью призыва к всеобщей декриминализации добровольных гомосексуальных отношений в странах мира. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 12 октября 2016 года с 10 до 11 часов в сквере Вахитова города Казани с количеством участников до 300 человек;
- митинга в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в российское законодательство прямого запрета дискриминации людей по признакам сексуальной ориентации и тендерной идентичности. Согласно поданному уведомлению, митинг должен был состояться 15 октября 2016 года с 20 до 21 часа на площади Свободы города Казани с количеством участников до 300 человек;
- шествия Казанского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 20 октября 2016 года с 11 до 13 часов по проезжей части улицы Московская от улицы Татарстан до улицы Ташаяк с количеством участников до 300 человек;
Суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принципом проведения публичных мероприятий является законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Семейными ценностями в Российской Федерации признаются в соответ-ствии с положениями части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации и статьи I Семейного кодекса Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство, которые находятся под защитой государства.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Целями государственной политики Российской Федерации относится принятие мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, что соответствует и международным обязательствам Российской Федерации в силу ратификации Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).
Принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка "ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения", и признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, названная Конвенция определяет, что "государства- участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства" (часть I статьи 8).
Статья 13 закрепляет право ребенка на информацию и допускает его ограничения, в частности, для охраны здоровья и нравственности, а статья 16 право на личную жизнь с установлением запрета на незаконное вме-шательство в нее.
Из изложенного выше следует, что свободное развитие ребенка (как формирующегося индивида, не обладающего должной физической и умственной зрелостью) должно обеспечиваться, в том числе, и посредством установления ограничений по вмешательству в его личную жизнь, каковым может быть признана и пропаганда, как публичное, активное навязывание гомосексуальности и информации о ней, содержание которой может оказать негативное воздействие на формирование личности ребенка, в том числе в вопросах его сексуальной самоидентификации, вызвать интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям, объективно не основанный на физиологических особенностях такого ребенка в силу его неспособности с достаточной мерой критичности отнестись к особенностям разного рода сексуальных отношений между людьми.
Указанные положения находятся в системной взаимосвязи с нормами и других международных договоров, обязывающих государство и общество осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, поскольку на ней лежит ответственность за заботу о несамо-стоятельных детях и об их воспитании (пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, пункт 1 статьи 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, преамбула Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и др.).
Учитывая изложенное, а также национальные традиции отношения к семье как биологическому союзу, основанному на браке мужчины и женщины, Семейный кодекс Российской Федерации указывает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии, в частности, с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (статья 1).
Таким образом, федеральным законодательством к числу семейных ценностей в соответствии с национальными традициями и с учетом международных норм гомосексуальные отношения не отнесены.
Федеральным законом N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", определивший, в частности, виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, к числу которой отнесена и информация, отрицающая семейные ценности (п. 4 ст. 5).
Таким образом, федеральный законодатель отнес к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и информацию, отрицающую семейные ценности, к числу которой, по смыслу изложенного выше правового регулирования, может быть отнесена, и пропаганда гомосексуализма.
Поскольку заявленные цели проведения публичных мероприятий не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам указанным выше, суд считает решение исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан - заместителя руководителя Аппарата В.И. Яковлева № 34315/исх-05-03-09 от 07 октября 2016 года законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Алексеева Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, заместителю руководителя аппарата- начальнику правового управления Аппарата Исполнительного комитета г.Казани Яковлеву Виктору Иосифовичу о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татар-стан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с мо-мента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова