ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1076/17 от 23.11.2017 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-1076/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Волковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4 к администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным бездействия ответчика и понуждении организовать газоснабжение, с участием в качестве заинтересованных лиц Акционерного общества «Газпром газораспределение Чебоксары», Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы ФИО3 и ФИО4 обратились в Алатырский районный суд Чувашской Республики с административным иском к администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным бездействия ответчика и понуждении организовать газоснабжение, мотивируя исковые требования следующим.

Согласно постановлению главы города Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГФИО4, предоставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., для строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Алатырь, <адрес>, д. .

Во исполнение данного постановления с ФИО4 заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему предоставлен земельный участок для строительства жилого дома из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, <адрес>, д. , сроком на 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Алатыря Чувашской Республики ему выдано разрешение на строительство двухэтажного жилого дома с гаражом и надворными постройками.

В 2015 году ФИО4 на указанном земельном участке возвел дом, однако закончить внутреннюю отделку дома не имеет возможности по причине отсутствия в доме отопления, поскольку в дом не проведено газоснабжение из-за отсутствия технической возможности его подключения к уличному газопроводу низкого давления по причине отсутствия последнего.

Согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером из категории земель населенных пунктов, имеющий разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, с общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, <адрес>, д. .

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Алатыря Чувашской Республики ему выдано разрешение на строительство жилого дома.

В настоящее время ФИО3 на принадлежащем ему земельном участке возвел дом. Однако, в доме отсутствует газоснабжение в связи с отсутствием технической возможности его подключения к уличному газопроводу низкого давления по причине отсутствия последнего.

Из сообщения директора филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2004 году проводилась газификация улицы <адрес> г. Алатыря согласно проектно-сметной документации «Газоснабжение жилых домов по <адрес>, <адрес> и <адрес>». Согласно данному проекту, распределительный газопровод низкого давления по <адрес> был проложен только до жилого дома , который являлся на то время конечной точкой потребления газа.

В связи с выделением земельных участков администрацией города Алатыря Чувашской Республики в продолжение улицы <адрес>, было рекомендовано обратиться в администрацию города Алатыря Чувашской Республики для внесения строительства сети газораспределения по <адрес> в инвестиционную программу газификации.

ДД.ММ.ГГГГ они и еще трое арендаторов земельных участков по <адрес> обратились в администрацию с просьбой внести строительство сети газораспределения по <адрес> в инвестиционную программу газификации.

Администрация города Алатыря Чувашской Республики согласовала изменение в газоснабжение индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: г. Алатырь, <адрес>, дома 42, 47, , 50 и (письмо директору филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ за л/п за подписью заместителя главы администрации города Алатыря Чувашской Республики - начальника управления градостроительства и городского хозяйства ФИО1 следует, что выданы технические условия для проектирования, подготовлен договор на изготовление проектно-сметной документации. Однако, договор на выполнение проектных и изыскательских работ по настоящее время ФИО1 не подписан.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлен такой принцип государственной политики в указанной области, как государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Основу данной обязанности составляют положения ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые относят к вопросам местного значения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом.

Следовательно, администрация города Алатыря Чувашской Республики ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по организации газоснабжения, в границах которой расположены предоставленные истцам земельные участки.

При таких обстоятельствах, нарушены их права на достойные условия проживания. Они, с учетом действующего правового регулирования при предоставлении им земельных участков для индивидуального жилищного строительства, вправе были рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень жилищного благополучия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят:

признать незаконным бездействие администрации города Алатыря Чувашской Республики по организации газоснабжения индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, <адрес>, дом № , принадлежащего ФИО4, и дом № , принадлежащего ФИО3;

обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики организовать газоснабжение по <адрес> г. Алатыря Чувашской Республики, обеспечив возможность подключения дома № , принадлежащего ФИО4, и дома № , принадлежащего ФИО3, к системе газоснабжения.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных истцов ФИО3 и ФИО4 – адвокат Ванюков С.В., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения , выданного Управлением Министерства юстиции РФ по ЧР ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении. Считает, что администрация города Алатыря Чувашской Республики нарушила нормы Федерального закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Федерального закона РФ «Об общих принципах органов местного самоуправления Российской Федерации». В виду отсутствия денежных средств на организацию газоснабжения жилых домов, расположенных по <адрес> г. Алатырь ЧР, орган местного самоуправления мог привлечь средства вышестоящих бюджетов или принять какие-либо иные меры для разрешения возникшей ситуации. Административный ответчик лишь направил письма в Минстрой Чувашии о включении объекта строительства – наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов по <адрес> и <адрес> в <адрес> ЧР, в программу финансирования, но не предоставил для этого всю необходимую документацию. Считает, что в обязанности административного ответчика организовать газоснабжение жилых домов по <адрес> г. Алатырь ЧР входит изготовление проектно-сметной документации и оплата работ по проведению газопровода. В пределах своих полномочий административный ответчик может созвать жителей улицы по поводу решения возникшей проблемы. По поводу пропуска административными истцами срока для подачи административного искового заявления в суд пояснил, что данное нарушение – бездействие администрации по организации газоснабжения, носит длящийся характер. Административный ответчик в письменном виде не доводил до сведения административных истцов информацию об отсутствии бюджетных денежных средств для организации газоснабжения. В сентябре 2017 года административные истцы обратились в Алатырский районный суд Чувашской Республики с исковым заявлением по поводу нарушения их прав на газификацию. 21 сентября 2017 г. районным судом было разъяснено, что им необходимо обращаться в суд с административным исковым заявлением. Считает, что в данном случае необходимо исчислять срок подачи административного искового заявления не с 2016 года, а с 21 сентября 2017 года, когда административные истцы узнали о бездействии администрации г. Алатырь ЧР. Нарушения на сегодняшний день административным ответчиком не устранены.

Представитель административного ответчика – администрации города Алатыря Чувашской Республики – начальник отдела правовой экспертизы администрации города Алатыря Чувашской Республики ФИО5, действующий на основании доверенности со специальными полномочиями от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования не признал, представив отзыв на административное исковое заявление, согласно которому считает, что при рассмотрении вопроса организации газоснабжения принадлежащих административным истцам объектов капитального строительства администрация города Алатыря Чувашской Республики действовала в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Чувашской Республики. Доказательств нарушения администрацией города Алатыря Чувашской Республики положений приведенных в отзыве нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов исполнительной власти Чувашской Республики административными истцами не предоставлено. Кроме того, считает, что административными истцами пропущен срок для подачи административного иска в суд, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено. Дополнительно суду пояснил, что Законом № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» источники средств на газификацию указаны прямо – это средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Денежные средства местных муниципалитетов прямо не поименованы. При формировании бюджета города Алатыря на каждый год, что подтверждается решением о бюджете на 2017 год, денежные средства распределяются исходя из их приоритетности. Программы газификации в г. Алатырь ЧР на сегодняшний день нет, соответственно нет источника финансирования. Есть республиканская программа газификации, источником финансирования которой является специальная надбавка. Программу газификации Чувашской Республики на 2018 год, финансируемую за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Чебоксары», утвердили постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 июня 2017 года № 242 «О Программе газификации Чувашской Республики на 2018 год, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Чебоксары». В данную программу были включены объекты, расположенные в Вурнарском, Канашском, Мариинско-Посадском и Цивильском районах и г. Чебоксары. В данной Программе газификации Чувашской Республики на 2018 год есть два направления расходования денежных средств: проектно-изыскательские работы, экспертизы проектов и работы по газификации. К заявке должна прикладываться информация о наличии проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы. Орган местного самоуправления, при наличии в бюджете денежных средств, выделенных на данные цели, может выполнить данные работы, но не обязан газифицировать. Если депутаты примут решение газифицировать конкретно данные объекты, при наличии денежных средств в бюджете по этой статье, можно сделать и проектно-изыскательские работы. По улице <адрес> г. Алатырь ЧР они направляли в Минстрой Чувашии заявку о включении данного объекта в республиканскую программу газификации. Проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу, по объекту строительства наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов по <адрес> г. Алатырь ЧР не была разработана в виду отсутствия денежных средств. В связи с чем данные документы в Минстрой Чувашии не могли быть предоставлены. При рассмотрении Минстроем Чувашии заявок от органов местного самоуправления есть определенные критерии отбора, определяющие, какие заявки подлежат включению в программу газификации региона, а какие не подлежат. К критериям отбора относятся: уровень газификации муниципального района, то есть удовлетворяются не все заявки, поскольку сумма средств, полученных от специальной надбавки к цене на газ, ограничена; социально-экономическая эффективность газификации указанной территории, количество потенциальных потребителей, переведенных на потребление природного газа, поддержание надежного газоснабжения существующих потребителей, обеспечение минимальной загрузкой вновь построенных газораспределительных сетей на уровне 0,05-0,08 миллиона куб.м. газа на один километр газопровода, эффективность вложения средств. Поскольку финансирование осуществляется за счет надбавки, а не за счет бюджетных средств, поэтому, наверное, было принято решение не включать <адрес> г. Алатырь ЧР в Программу газификации Чувашской Республики на 2018 год. Дополнительно пояснил, что в Минстрой Чувашии было направлено два пакета документов, имеющихся в распоряжении у администрации <адрес>. В частности, второй, который не является предметом рассмотрения, по <адрес> – там количество потребителей гораздо выше, проект прошел государственную экспертизу. Тем не менее, данный проект в программу газификации Чувашской Республики на 2018 года не был включен. Информация об основаниях для принятия такого решения у администрации г. Алатырь Чувашской Республики отсутствует. В настоящее время они собираются до 01 февраля 2018 года направить заявку на газификацию на 2019 год. Поскольку у администрации нет обязанности газифицировать частные дома, у административных истцов есть возможность альтернативного теплоснабжения либо выполнение данных работ за свой счет.

Представитель заинтересованного лица – АО «Газпром газораспределение Чебоксары» - главный инженер филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Алатыре ФИО6, действующий на основании доверенности со специальными полномочиями от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставил на усмотрение суда. Суду пояснил, что когда строился газопровод по <адрес>, земельные участки были разделены только до дома по <адрес>. Технические условия на газификацию улиц <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> г. Алатырь выдавались ДД.ММ.ГГГГ частному лицу, то есть инициатива была частного лица. Затем администрация г. Алатырь ЧР подключилась к процессу газификации данных улиц, был разработан проект. Этот проект реализовывался в два этапа - в 2001 году была осуществлена газификация жилых домов, расположенных по четной стороне <адрес>, в 2004 году - по нечетной стороне. На сегодняшний день имеются технические условия на проведение газопровода до жилых домов административных истцов, полученные администрацией г. Алатырь ЧР. Данные условия действуют до 17 ноября 2019 года. Проектно-сметная документация не выполнена. По запросу административного ответчика они подготовили проект договора по изготовлению проектно-сметной документации, но он не был подписан. Если бы администрация г. Алатырь ЧР решила построить газопровод за счет своих денежных средств, то такого бы проекта было достаточно. Для того, чтобы административные истцы попали в республиканскую программу газификации, необходима проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу. Такой документации в настоящее время не имеется.

Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, согласно имеющейся в материалах телефонограмме, просил рассмотреть данное дело без участия представителя Министерства. Представили суду отзыв, согласно которому Минстроем Чувашии направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес органов местного самоуправления Чувашской Республики о приеме заявок для включения в Программу газификации Чувашской Республики, финансируемую за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. Администрация города Алатыря Чувашской Республики письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила в их адрес предложения по строительству наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов по <адрес> в г. Алатырь и <адрес> в <адрес> указав, что на данный объект имеется договор на проектно-изыскательские работы от ДД.ММ.ГГГГ, общей стоимостью <данные изъяты> тыс.руб., ориентировочная стоимость строительства объекта составит <данные изъяты> тыс.руб. В письме были представлены неполные сведения в отношении объекта, предложенного администрацией г. Алатырь, предусмотренные Порядком разработки, утверждения и реализации программы газификации Чувашской Республики, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 417 от 30 сентября 2011 г. Дополнительные сведения направлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г. Алатырь ЧР не были представлены сведения по п.п. а, г, е, п. 2.6 вышеуказанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики.

Заслушав административных истцов и их представителя, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно постановлению главы города Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГФИО4 предоставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., для строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Алатырь, <адрес>, д. . Во исполнение данного постановления с ФИО4 заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему предоставлен земельный участок для строительства жилого дома из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, <адрес>, д. , сроком на 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Алатыря Чувашской Республики ему выдано разрешение на строительство двухэтажного жилого дома с гаражом и надворными постройками. В 2015 году ФИО4 на указанном земельном участке возвел жилой дом, строительство которого незавершенно до настоящего времени (договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы города Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером из категории земель населенных пунктов, имеющий разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, <адрес>, д. . ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Алатыря Чувашской Республики ему выдано разрешение на строительство жилого дома. В настоящее время ФИО3 на принадлежащем ему земельном участке возвел дом, строительство которого незавершенно (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ). Закончить строительство жилых домов административные истцы не имеют возможности по причине отсутствия в домах отопления, поскольку в их домах не проведено газоснабжение из-за отсутствия технической возможности его подключения к уличному газопроводу низкого давления.

Из сообщения директора филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Алатыре за от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО4, следует, что в 2004 году проводилась газификация улицы <адрес> г. Алатыря согласно проектно-сметной документации «Газоснабжение жилых домов по <адрес>, <адрес> и <адрес>». Согласно данному проекту, распределительный газопровод низкого давления по <адрес> был проложен только до жилого дома , который являлся на то время конечной точкой потребления газа. В связи с выделением земельных участков администрацией города Алатыря Чувашской Республики в продолжение улицы <адрес>, административному истцу ФИО4 было рекомендовано обратиться в администрацию города Алатыря Чувашской Республики для внесения строительства сети газораспределения по <адрес> в инвестиционную программу газификации.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы и еще трое арендаторов земельных участков по улице <адрес> обратились к Главе администрации г. Алатыря Чувашской Республики с заявлением о решении вопроса строительства и реконструкции существующих газовых сетей с учетом увеличения мощности для подключения дополнительных потребителей и внесении строительства сети газораспределения по <адрес> г. Алатырь ЧР в инвестиционную программу газификации.

ДД.ММ.ГГГГ администрация города Алатыря Чувашской Республики обратилась к директору филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Алатыре с просьбой разработать проектно-сметную документацию для выполнения данных видов работ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно письму зам. главы администрации - начальника управления градостроительства и городского хозяйства ФИО1, адресованному директору филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г. Алатыре, от ДД.ММ.ГГГГ, администрация города Алатыря Чувашской Республики согласовывает изменения в газоснабжение индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, дома 47, , 50 и в <адрес> ЧР.

Из сообщения администрации города Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за л/п, адресованного ФИО2, следует, что выданы технические условия для проектирования, подготовлен договор на изготовление проектно-сметной документации по <адрес> в г. Алатырь ЧР. После изготовления данных документов, возможность газификации по <адрес> будет рассмотрена.

В судебном заседании нашло подтверждение, что договор на выполнение проектных и изыскательских работ от ДД.ММ.ГГГГ между АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и Управлением градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатырь Чувашской Республики на выполнение работ по разработке проекта «Наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов по <адрес>, д. №, по <адрес>, д. № в <адрес> ЧР, не был подписан.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Как следует из положений пункта 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в частности, на принципе самостоятельности бюджетов.

Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает, в частности:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

В соответствии с частью 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, следует, что администрация города Алатыря Чувашской Республики является исполнительным органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральными законами, законами Чувашской Республики и правовыми актами законодательного органа города Алатыря, при этом объем полномочий определяется с учетом исполнения соответствующих бюджетов, и законодатель не возлагает на органы местного самоуправления муниципального образования обязанность обеспечить газификацию каждой улицы населенного пункта путем строительства газопровода и разводящих сетей за счет бюджетных средств.

Таким образом, законодатель возложил на органы местного самоуправления не обязанность по газоснабжению населения городского округа, как ошибочно полагают административные истцы, а организацию газоснабжения в пределах установленных законодательством РФ полномочий. При таких обстоятельствах вывод административных истцов о наличии у них при получении земельных участков для индивидуального жилищного строительства безусловного права на обеспечение возводимых ими объектов капитального строительства инженерной инфраструктурой в виде сетей газоснабжения, и о наличии у административного ответчика соответствующей обязанности не основан на законе.

Разрешение относящего в силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений вопроса местного значения об организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.

Статьей 4 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлен принцип государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, предусматривающий повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации.

В соответствии со ст. 17 Закона № 69-ФЗ развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.

Порядок установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации установлен Постановлением Правительства РФ от 03 мая 2001 г. № 335.

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2016 г. № 903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2011 г. № 417 утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации программы газификации Чувашской Республики, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, Программа газификации Чувашской Республики, финансируемая за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, формируется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики с участием органов местного самоуправления в Чувашской Республике и газораспределительных организаций.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка, Программа разрабатывается Минстроем Чувашии на основании заявок органов местного самоуправления в Чувашской Республике (в части нового строительства объектов газификации) и газораспределительных организаций (в части реконструкции и модернизации объектов газификации).

На основании заявления административных истцов в соответствии с указанным Порядком, административным ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ/1 в адрес Минстроя Чувашии направлена заявка на включение в Программу на 2017 год двух объектов строительства газовых сетей, расположенных на территории города Алатыря: наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов № по <адрес> и жилых домов № по <адрес> ориентировочной стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.; наружных сетей газоснабжения <адрес><адрес> в г. Алатыре сметной стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.

В дополнение к указанному письму административным ответчиком в адрес Минстроя Чувашии ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо , с указанием общего количества земельных участков, требующих газификации, с приложением заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации строительства сетей газоснабжения в <адрес><адрес> в г. Алатыре.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 июня 2017 г. № 242 утверждена Программа газификации Чувашской Республики на 2018 год, финансируемая за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа акционерным обществом «Газпром газораспределение Чебоксары». Объекты, расположенные на территории города Алатыря, в указанную Программу не включены.

В судебном заседании нашло подтверждение, что муниципальной программы по газификации г. Алатырь Чувашской Республики не имеется, что административными истцами не оспорено.

Согласно ответу финансового отдела администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, в бюджете города Алатыря, утвержденного решением Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва от 14 декабря 2016 г. № 87/15-6 «О бюджете города Алатыря на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с учетом изменений, средства на газификацию (проектирование, строительство (реконструкция) газопроводных сетей) не предусмотрены.

Судом установлено, что денежные средства на газификацию местному бюджету г. Алатырь Чувашской Республики не выделялись. Администрация города Алатыря Чувашской Республики по ходатайству административных истцов и в пределах своих полномочий обращалась в Минстрой Чувашии с заявкой о включение в Программу газификации Чувашской Республики на 2017 год двух объектов строительства газовых сетей, расположенных на территории города Алатыря (в том числе жилых домов № по <адрес>), с приложением всех имеющихся в их распоряжении документов. Безусловной обязанности по разработке и изготовлению за свой счет проектно-сметной документации и организации ее государственной экспертизы по объекту строительства наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов по <адрес> в г. Алатырь ЧР при отсутствии надлежащего финансирования, у администрации города Алатыря Чувашской Республики нет. С требованием об оказании содействия в решении данного вопроса административные истцы к администрации города Алатыря Чувашской Республики не обращались.

Таким образом, исходя из того, что при отсутствии соответствующего финансирования и включения в целевую программу по газификации у органа местного самоуправления не возникает обязанности выполнить конкретные работы по газификации либо организации газоснабжения индивидуальных жилых домов, при рассмотрении вопроса организации газоснабжения принадлежащих административным истцам объектов капитального строительства администрация города Алатыря Чувашской Республики действовала в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Доказательств нарушения администрацией города Алатыря Чувашской Республики положений приведенных выше нормативных правовых актов административными истцами не предоставлено.

Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.

Несогласие с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, не свидетельствует о наличии признаков бездействия со стороны этих органов.

Решение суда по административному делу об удовлетворении административного иска должно основываться на требованиях закона, установленных по конкретному делу обстоятельствах и доказательствах, и быть исполнимым. Если иск не отвечает указанным критериям, он не может быть удовлетворен судом.

Требования административных истцов к администрации города Алатыря Чувашской Республики об обязании администрации города Алатыря Чувашской Республики организовать газоснабжение по улице <адрес> г. Алатырь Чувашской Республики, обеспечив возможность подключения жилого дома № , принадлежащего ФИО4, и жилого дома № , принадлежащего ФИО3, к системе газоснабжения, игнорируют закрепленные законодательно процедуры, финансирование, перечень органов власти и местного самоуправления, их полномочия и компетенцию, и иные составляющие, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах "О газоснабжении в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из этих нормативных актов следует, что разрешение вопроса организации газоснабжения (газификации) дома, способом, избранным административными истцами лишь за счет администрации города невозможно.

Вместе с тем, следует отметить, что до подачи административного иска в суд административные истцы обращались в администрацию города Алатыря Чувашской Республики лишь с просьбой о включении их в инвестиционную программу газификации, что и было сделано административным ответчиком.

Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 направлен ответ на его обращение, согласно которому администрация города Алатыря Чувашской Республики уведомила его о том, что в связи с ограниченностью денежных средств в бюджете города Алатыря выполнить работы по изготовлению и государственной экспертизе проектно-сметной документации в текущем году не представляется возможным, а также о том, что в адрес Минстроя Чувашии направлено письмо с просьбой о включении строительства газопровода низкого давления для газификации жилых домов по <адрес> в программу газификации, финансируемую за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.

Программа газификации Чувашской Республики на 2018 год, финансируемая за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа акционерным обществом "Газпром газораспределение Чебоксары", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 22 июня 2017 г. № 242, была опубликована 01 июля 2017 г. ("Вести Чувашии" № 25 от 01 июля 2017 г.)

С административным иском о признании незаконным бездействия администрации города Алатыря Чувашской Республики и понуждении организовать газоснабжение административные истцы обратились в Алатырский районный суд Чувашской Республики 11 октября 2017 г. (т.е. за пределами трехмесячного срока).

Таким образом, суд считает, что административными истцами пропущен установленный законом процессуальный срок для обращения в суд с административным иском.

Частью 1 ст. 95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

С заявлением о восстановлении срока на подачу административного иска административные истцы не обращались, доказательств уважительности причин пропуска срока административными истцами не представлено.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

На основании изложенного, суд считает, заявленные административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации города Алатыря Чувашской Республики и понуждении организовать газоснабжение не основаны на законе, в связи с чем в их удовлетворении следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4 к администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации города Алатыря Чувашской Республики по организации газоснабжения жилого дома № по <адрес> г. Алатырь Чувашской Республики, принадлежащего ФИО4, и жилого дома № по <адрес> г. Алатырь Чувашской Республики, принадлежащего ФИО3; об обязании администрации города Алатыря Чувашской Республики организовать газоснабжение по <адрес> Чувашской Республики, обеспечив возможность подключения жилого дома № , принадлежащего ФИО4, и жилого дома № , принадлежащего ФИО3, к системе газоснабжения - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: И.Н.Легостина

Мотивированное решение изготовлено – 27 ноября 2017 года.