ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1076/17 от 31.12.2017 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1076/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 18 апреля 2017 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.

С участием представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности № 60-4151/16 от 26.12.2016г. сроком по 31.12.2017г.,

Представителя заинтересованного лица ФИО2 по доверенности № 160 от 04.10.2016г.,

При секретаре Трифонове П. А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к Правительству Ленинградской области, заинтересованное лицо Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, о признании незаконным распоряжения Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р «Об изъятии участков для государственных нужд Ленинградской области» в части изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся по адресу: <адрес>, указанных в п. 15 Приложения № 1 к распоряжению Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд с иском к административному ответчику о признании незаконным распоряжения Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р «Об изъятии участков для государственных нужд Ленинградской области» в части изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся по адресу: <адрес>, указанных в п. 15 Приложения № 1 к распоряжению Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р.

В обосновании иска указала, что в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р «Об изъятии участков для государственных нужд Ленинградской области» земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащей ей на праве собственности, подлежит изъятию для государственных нужд (п. 15 Приложения № 1 к распоряжению Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р). Основаниями для издания указанного распоряжения Правительства Ленинградской области, в качестве решения об изъятии земельных участков, послужили акты выбора земельных участков, постановлениями администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 06.04.2012г. № 1365 и от 17.12.2012г. № 5277. Согласно сводной схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной на основании и в дополнение к актам выбора земельных участков, испрашиваемая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 461 кв.м из всей площади земельного участка, которая составляет 1977 кв. м. Полагает, что изъятие всего земельного участка нарушает права административного истца, т. к. возможно образование двух земельных участков и изъятие одного земельного участка меньшей площади, при оставлении в ее пользование большего земельного участка. Также, полагает, что административным ответчиком была нарушена процедура изъятия земельного участка, т. к. в адрес административного истца не была направлена копия решения об изъятии земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности. О своих нарушенных правах она узнала только 26.03.2016г., в момент получения проекта соглашения об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд. Административным истцом 25.06.2016г. в адрес Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, а также в адрес ГКУ «Ленавтодор» было направлено предложение об изменении условий вышеназванного проекта соглашения, ответы от указанных организаций были ею получены 13.08.2016г. и в августе 2016г., точную дату назвать не может. Полагает, что срок обращения с настоящим административным иском был ею пропущен по уважительным причинам, а потому просит его восстановить и признать незаконным распоряжение Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р «Об изъятии участков для государственных нужд Ленинградской области» в части изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся по адресу: <адрес>, указанных в п. 15 Приложения № 1 к распоряжению Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р.

Судом, в предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом (л. д. 80-81).

Административный истец в судебном заседании поддержала требования настоящего административного иска, по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что административному истцу и заинтересованному лицу должно было быть известно о перемене ею места регистрации и жительства, т. к. в 2014г. ею были зарегистрированы объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, такие, как надворные постройки и заборы, в заявлении о их регистрации ею был указан новый адрес. Также, обратила внимание на суда на то, что спорное распоряжение было издано на основании актов выбора земельного участка, трехлетний срок действия которого истек.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения настоящего административного иска по основаниям, изложенным в возражениях (л. д. 95-99), о том, что требования ст. 279 ГК РФ и ст. 56.6 ЗК РФ ими были соблюдены, в адрес административного истца, указанный в ЕГРП, было направлено оспариваемое распоряжение заказным письмом с уведомлением. Также, в возражениях указано на отсутствие уважительной причины пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском.

Представитель заинтересованного лица не поддержал требования настоящего административного иска по основаниям, изложенным в возражениях (л. д. 100-102), указав на отсутствие уважительных причин пропуска срока обращения с настоящим административным иском.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалов дела Правительством Ленинградской области было издано распоряжение № 257-р от 13.07.2015г. «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Ленинградской области» согласно приложению № 1 в целях строительства путепровода в месте пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к г. Гатчина-2» (л. д. 14).

Согласно приложению № 1 вышеназванного распоряжения «Перечень земельных участков, подлежащих изъятию путем выкупа для государственных нужд Ленинградской области» изъятию подлежит земельный участок площадью 1977 кв. м с расположенными на нем объектами недвижимости по адресу: <адрес> (л. д. 17).

Оспариваемое распоряжение принято на основании постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 1365 от 06.04.2012г. «О предварительном согласовании ОАО «РЖД» места размещения путепровода с подходами, взамен закрываемого переезда на станции Гатчина (ПК 3+16) (л. д. 20) и постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 5277 от 17.12.2012г. «О предварительном согласовании ОАО «РЖД» места размещения объекта для строительства путепровода с подходами взамен закрываемого переезда на станции Гатчина (ПК 3+16) в Гатчинском районе (л. д. 25-26).

ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1977 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 47-АБ 381916 от 01. 07.2011г. (л. д. 32).

В адрес ФИО3 за исх. № 35-580/15-13-0 от 14.03.2016г. направлен проект соглашения № 257- об изъятии земельного участка с кадастровым номером и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных нужд (л. д. 33-38).

В свою очередь ФИО3 в адрес Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, ГКУ «Ленавтодор» направила альтернативное предложение (л. д. 39-44), в удовлетворении которого ей было отказано (л. д. 45-50).

Административный истец просит восстановить срок на подачу настоящего административного иска, указывая в качестве уважительной причины пропуска срока переписку в рамках проекта соглашения с Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом, ГКУ «Ленавтодор».

Однако, в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока следует рассматривать такое обстоятельство, которое помешало лицу, чьи права нарушены, совершить вопреки его желанию процессуальное действие в установленный законом срок. При этом, заявитель как лицо, заинтересованное в восстановлении процессуального срока, обязан доказать суду наличие таких препятствий.

При рассмотрении настоящего дела, суд полагает, что административным истцом, которая узнала о нарушении своего предполагаемого права 25.03.2016г., не доказан факт уважительности причин пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском (обратилась 29.112016г.), переписка в рамках проекта соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд административным истцом не является уважительной причиной пропуска срока исковой давности, а потому требования административного истца о восстановлении срока для обращения в суд не подлежат удовлетворению.

При этом, согласно п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного Кодекса РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти, принявший такое решение, направляет копию решения об изъятии правообладателем изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанных в заявлении об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в ЕГРП.

Отправка в адрес ФИО3 оспариваемого распоряжения подтверждается кассовым чеком от 22.07.2015г. № 19131102 (л. д. 117), а также списком внутренних почтовых отправлений № 18 от 22.07.2015г. (л. д. 119).

Вопреки доводам административного истца о том, что она в адресе, по которому ей было направлено распоряжение – <адрес>, не зарегистрирована и не проживает, имеются сведения в ЕГРП об этом адресе при регистрации ею право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л. д. 32).

Также, суд находит ее доводы о том, что новый адрес должен был быть известен заинтересованному лицу и ответчику, т. к. ею в 2014г. была осуществлена регистрация надворных построек и забора с указанием уже нового места регистрации, несостоятельными, т. к. изымается земельный участок и ответчику и заинтересованному лицу достаточно было иметь адрес регистрации истца, указанный в заявлении о регистрации земельного участка.

Таким образом, процедура уведомления административного истца об оспариваемом решении была соблюдена, ее нарушения судом не установлены.

Также, суд находит не основанными на законе доводы административного истца об издании распоряжения по истечении трехлетнего срока актов выбора земельного участка.

Так, Земельным Кодексом РФ в редакции, действующей с 01.04.2015г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 ст. 56.3).

Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01 апреля 2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В том случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 ст. 26 Федерального закона № 499-ФЗ).

Федеральный закон от 31.12.2014г. № 499-ФЗ вступил в силу с 01.04.2015г., решение о предварительном согласовании места размещения объектов принято на основании постановлений администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 1365 от 06.04.2012г. и № 5277 от 17.12.2012г.

В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Одним из оснований выкупа земельного участка для государственных нужд является, в том числе, строительство объектов транспорта и железнодорожного транспорта.

Правительством Ленинградской области была утверждена государственная программа Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области» (№ 397 от 14.11.2013г.), которой, в частности, предусмотрено строительство путепровода в месте пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги «Подъезд к г. Гатчина-2».

Частью 3 ст. 56.6 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

При этом, земельным законодательством не предусмотрено возложение обязанности на органы государственной власти по разделу выкупаемых для государственных нужд земельных участков.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности издания оспариваемого распоряжения, которым не предусмотрено частичное изъятие земельных участков, указанное распоряжение соответствует требованиям ст. 49 Земельного Кодекса РФ и не противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218-222, 226-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Правительству Ленинградской области, заинтересованное лицо Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, о признании незаконным распоряжения Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р «Об изъятии участков для государственных нужд Ленинградской области» в части изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся по адресу: <адрес>, указанных в п. 15 Приложения № 1 к распоряжению Правительства Ленинградской области от 13.07.2015г. № 257-р, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 21.04.2017г.