Дело № 2а-1076/2020
Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2020-001018-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 14 мая 2020 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой В.Н..
с участием:
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Хабаровского края к Главе Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 о признании незаконным решения схода граждан, удалении в отставку главы сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Губернатор Хабаровского края обратился к Главе Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 о признании незаконным решения схода граждан, удалении в отставку главы сельского поселения.
Требования административного иска мотивировал следующим.
Сходом граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края рассмотрено заявление Губернатора Хабаровского края об удалении главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 в отставку и принято решение от 16.01.2020 № 220 об отклонении инициативы Губернатора края (далее - Решение схода № 220, Сход граждан соответственно).
Решение схода № 220 опубликовано на официальном сайте администрации Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (http://naumovskoe.ru /inova_block_documentset/document/291499/).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение схода № 220 принято с нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца.
1. Решение схода № 220, которым отклонена инициатива Губернатора Хабаровского края об удалении в отставку главы поселения по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), принято с нарушением процедуры его принятия.
В силу ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой муниципального образования (ч. 3 ст. 25).
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 18 Устава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района сход граждан поселения правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
В соответствии с п. 4.5 положения, утвержденного Постановлением ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II "О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации", глава местной администрации не позднее 15 января и 15 июля каждого года на основании сведений, содержащихся в территориальном фрагменте Регистра, и данных о численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержащихся в сведениях, представляемых командиром воинской части в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Положения, устанавливает численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля, и направляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации указанные сведения по форме № 3.2риур (Приложение № 9 к настоящему Положению).
По информации, представленной главой Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО5 в Избирательную комиссию Хабаровского края, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, по состоянию на 01.01.2020 составляет 67 человек, соответственно, сход граждан поселения правомочен при участии в нем не менее 34 человек.
Согласно протоколу, прилагаемому к Решению схода № 220, в сходе приняли участие 32 человека, правомерность определена исходя из численности избирателей 42 человека.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в частности выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Таким образом, сход граждан проведен с нарушением Федерального закона № 131-ФЗ и Устава поселения.
Кроме того, протокол не соответствует требованиям п. 6.10 Положения о сходе граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением схода от 25.05.2005 № 7 (Положение № 7), в частности, в протоколе не указаны фамилии, имена, отчества членов счетной комиссии - рабочего органа схода, избираемого в силу п. 6.8 Положения № 7, к протоколу не приложен список зарегистрированных участников схода.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Федеральный закон № 273-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч. 4 ст. 5).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу предписаний Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, должны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ (ч. 4.2 ст. 12.1).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ глава сельского поселения является лицом, замещающим муниципальную должность, соответственно, на него распространяются, в том числе требования о предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ.
На территории Хабаровского края порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений, установлены Законом Хабаровского края от 26.07.2017 № 272 (Закон края № 272).
Согласно ст. 3 Закона края № 272 лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору края через государственный орган края (подразделение государственного органа края, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый Губернатором края (ч. 1).
Лицо, замещающее муниципальную должность, за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным: сведения о своих доходах, расходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (ч. 5).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в частях 3, 5 - 5.2 настоящей статьи, представляются по форме, установленной для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение государственных должностей края, и лицами, замещающими государственные должности края, и заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность, обнаружило, что в представленных им в порядке, установленном настоящим законом, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Лицо, замещающее муниципальную должность, может представить уточненные сведения в уполномоченный орган в течение 30 дней со дня окончания срока, указанного в ч. 5 указанной статьи.
Статьей 4 Закона края № 272 установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (проверка), представляемых в соответствии со статьей 3 настоящего закона, осуществляется уполномоченным органом по решению Губернатора края (ч. 1).
В соответствии с п.п. 3.15.1, 3.15.8, 3.15.9 Положения о департаменте региональной безопасности Губернатора края, утвержденного постановлением Губернатора края от 21.08.2019 № 67, функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, возложены на департамент региональной безопасности Губернатора края (уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 4 Закона края № 272 по решению Губернатора края от 23.08.2019 уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1, а также справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ее супруга за 2017- 2018 гг. (далее - глава сельского поселения Альбрехт Л.А., справки о доходах соответственно).
В результате проведенной уполномоченным органом проверки установлено, что глава сельского поселения Альбрехт Л.А. в справках о доходах, представленных Губернатору края, за отчетный 2017 г. не указала: текущий счет № открытый в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма поступивших средств на счет составила <данные изъяты> рублей, доход по счету отсутствует); текущий счет № открытый в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 9659,12 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет составили <данные изъяты> рублей, доход по счету отсутствует); текущий счет №ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет, а также доход по счету отсутствуют). Данный счет не указан в справке о доходах за 2018 г. В справке о доходах на супруга глава сельского поселения Альбрехт Л.А. не указала объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в виде земельного участка для ведения крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №); земельный участок для ведения крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №); земельный участок для ведения крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №); участие в ООО <данные изъяты> зарегистрированном по адресу: <адрес>, в котором по состоянию на отчетные даты (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) он владел долей в размере 100% уставного капитала. В справке о доходах на супруга за 2018 г. не указала моторную лодку (марка, год выпуска не указаны); текущий счет №№ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет, доход по счету отсутствует); текущий счет№ №ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,00 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет <данные изъяты> руб. (за 2017), а также доход по счету отсутствуют, данный счет не указан в Справке о доходах за 2017 г. В справке о доходах за 2017 год не указан текущий счет №, открытый ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.); пособие по временной нетрудоспособности из ХРО ФСС России в сумме <данные изъяты> рублей, в качестве дохода не указано.
С целью устранения неполноты и недостоверности сведений в справках о доходах глава сельского поселения Альбрехт Л.А. в установленном ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 порядке уточенные сведения в уполномоченный орган не предоставляла. Срок для представления уточненных сведений в уполномоченный орган истек 31.05.2018, 31.05.2019 соответственно.
Исходя из письменных пояснений главы сельского поселения Альбрехт Л.А. от 25.09.2019 № представление неполных сведений в справках о доходах обусловлено недопониманием правильности заполнения справки последней.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона края № 272 при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции, Губернатор края в течение 30 дней со дня истечения срока проверки, указанного в части 3 настоящей статьи, обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иной меры ответственности, предусмотренной федеральными законами, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Указанное право Губернатора края закреплено также в положениях ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии с которыми при выявлении в результате проверки, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В силу ч.ч. 7.3, 7.3-1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ выбор меры ответственности за данный вид коррупционного нарушения зависит от его существенности или несущественности.
В силу подпункта "в" пункта 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" на Министерство труда и социальной защиты РФ возложена обязанность издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам противодействия коррупции.
Применяя к допущенным главой сельского поселения Альбрехт Л.А. нарушениям критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения ввиду малозначительности и несущественности, изложенные в письме Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526 (Приложения №№ 2, 3) (далее - Письмо № 18-2/10/П-1526), отнести их к таковым не представляется возможным.
Так, проступок по не указанию трех банковских счета в 2017 г., одного банковского счета в 2018 г., а также по не указанию трех земельных участков супруга, пособия по временной нетрудоспособности (44132,86 руб.), по не указанию участия супруга в ООО "Наумовское", в котором он владел долей 100 % уставного капитала, наличие маломерного судна не может расцениваться в качестве малозначительного и несущественного.
Поэтому мера ответственности в инициативе Губернатора края была избрана в соответствии с ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка, что установлено ст. 193 Трудового кодекса РФ.
Поскольку с момента предоставления сведений за отчетный период 2017 не прошло трех лет, то срок привлечения к ответственности не пропущен.
Как следует из предписаний ч. 7 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ рассмотрение инициативы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Как указано выше, в силу ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ Сход граждан выполняет функции представительного органа поселения.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 19 Устава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Устав), п. 2.1 Положения № 7, в компетенции Схода граждан сельского поселения находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В силу п. 2.1. ч. 1 ст. 24 Устава полномочия главы сельского поселения прекращаются досрочно в случае удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 5.1 настоящего Устава.
В целях реализации указанных норм, а также с учетом результатов проведенной уполномоченным органом проверки достоверности и полноты сведений, указанных в справках о доходах главы сельского поселения Альбрехт Л.А., в адрес Схода граждан Губернатором края от 19.12.2019 № 12.2.41-26641 направлено заявление об удалении главы сельского поселения Альбрехт Л.А. в отставку в соответствии с ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.3 ст. 40, 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 4 Закона края № 272.
По результатам рассмотрения заявления Губернатора края решение об удалении главы сельского поселения Сходом граждан принято не было. Исходя из Решения схода № 220, принято решение отклонить инициативу Губернатора края об удалении в отставку главы сельского поселения.
Таким образом, в нарушение ч. 10.1 ст. 40, ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ решение об удалении главы сельского поселения в отставку Сходом граждан принято не было.
Требование Губернатора края, адресованное Сходу граждан во внесудебном порядке, им удовлетворено не было, решение об удалении главы сельского поселения в отставку не принято. При этом удаление в отставку применительно к статье 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ является санкцией за допущенные нарушения, для применения которой достаточно формального наличия таких нарушений.
По смыслу вышеназванной нормы для разрешения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку обязательным условием является наличие одного из перечисленных в части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ оснований, при этом действующее законодательство не допускает каких-либо исключений, позволяющих не применять данную санкцию, например, при устранении нарушений закона. Предпосылкой для удаления главы муниципального образования в отставку является установление факта нарушения действующего законодательства в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Факт устранения данных нарушений в последующем правового значения не имеет, поскольку факт наличия нарушений является самостоятельным основанием для принятия решения об отставке.
Положения ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ являются специальными по отношению к ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и не наделяют представительный орган правом на отклонение инициативы высшего должного лица субъекта РФ и освобождение от меры ответственности, установленной положениями законодательства о противодействии коррупции.
Сход граждан не учел, что решение о применении мер ответственности должно соотноситься с принципами юридической ответственности, такими как соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.
В связи с чем, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным.
Непринятие решения об удалении в отставку главы сельского поселения Альбрехт Л.А., нарушившей обязанность, предусмотренную Федеральным законом № 273-ФЗ, свидетельствует о неисполнении Сходом граждан одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 КАС РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 17 Устава структуру органов местного самоуправления составляют глава сельского поселения, администрация сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган сельского поселения), обладающие собственными полномочиями по решению местного значения.
Исходя из вышеизложенного, поскольку Сход граждан не является органом местного самоуправления, выполняя лишь функцию представительного органа по созыву, следовательно, не обладает правоспособностью в соответствии со ст. 5 КАС РФ.
Поэтому Сход граждан как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Устава, п. 1.1. Положения № 7) не может являться административным ответчиком (ч.ч. 4, 5 ст. 38 КАС РФ), ему не могут быть предъявлены и соответственно им исполнены требования.
Частью 5 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Глава сельского поселения является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 22 Устава), в связи с чем он выступает в деле в качестве административного ответчика.
Представительный орган в Наумовском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края отсутствует.
Поэтому в качестве административного ответчика по делу заявлен глава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Альбрехт Л.А., к которой подлежит применению судом мера ответственности, установленная ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
По смыслу ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, с учетом положений ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае несогласия с решением по вопросу удаления главы сельского поселения в отставку, данный вопрос решается путем обращения в суд с иском об удалении главы сельского поселения в отставку.
Подача данного заявления в суд фактически обусловлена публичным интересом в области противодействия нарушений антикоррупционного законодательства.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" на прокуроров субъектов РФ возложен надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления.
Важнейшей задачей надзорной деятельности органов прокуратуры считается своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, что установлено приказом Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 года № 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции".
С учетом вышеизложенного и в соответствии со ст. 47 КАС РФ Губернатор Хабаровского края считает необходимым привлечение в качестве заинтересованного лица к участию в деле прокурора Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 219, 227 КАС РФ, Губернатор Хабаровского края просит суд решение Схода граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.01.2020 № 220 признать незаконным; удалить в отставку главу Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель административного истца Губернатора Хабаровского края не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административный ответчик Глава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Альбрехт Л.А. извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась. Представила в суд письменные возражения против удовлетворения исковых требований, в которых указала, что не считает свои действия коррупционными, так как не были затронуты финансовые либо другие интересы людей, либо интересы каких-либо предприятий и организаций, что Альбрехт Л.А. работает главой Наумовского сельского поселения с 2001 года, за этот период имела благодарности, почетные грамоты от Главы Хабаровского муниципального района, депутатов Хабаровской краевой думы.
Заинтересованное лицо прокурор Хабаровского края извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представитель прокурора Хабаровского края в судебное заседание не явился, о причинах неявки представителя не сообщил, свою позицию по делу не высказал.
В силу положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного истца Губернатора Хабаровского края, административного ответчика Главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Альбрехт Л.А., представителя заинтересованного лица прокурора Хабаровского края.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает требования административного иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
В силу положений ч.2 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
ФИО2 является Главой Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района и вступила в должность главы поселения в соответствии с постановлением о вступлении в должность № 8 от 10 сентября 2013 года. На момент рассмотрения дела в суде её полномочия не истекли.
Сходом граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края рассмотрено заявление Губернатора Хабаровского края об удалении главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 в отставку и принято решение от 16.01.2020 № 220 об отклонении инициативы Губернатора края.
Решение схода № 220 опубликовано на официальном сайте администрации Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (http://naumovskoe.ru /inova_block_documentset/document/291499/).
Решение схода граждан № 220, которым отклонена инициатива Губернатора Хабаровского края об удалении в отставку главы поселения по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принято с нарушением процедуры его принятия.
В силу ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой муниципального образования (ч. 3 ст. 25).
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 18 Устава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района сход граждан поселения правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
В соответствии с п. 4.5 положения, утвержденного Постановлением ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II "О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации", глава местной администрации не позднее 15 января и 15 июля каждого года на основании сведений, содержащихся в территориальном фрагменте Регистра, и данных о численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержащихся в сведениях, представляемых командиром воинской части в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Положения, устанавливает численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля, и направляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации указанные сведения по форме № 3.2риур (Приложение № 9 к настоящему Положению).
По информации, представленной главой Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО4 в Избирательную комиссию Хабаровского края, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, по состоянию на 01.01.2020 составляет 67 человек, соответственно, сход граждан поселения правомочен при участии в нем не менее 34 человек.
Согласно протоколу, прилагаемому к Решению схода № 220, в сходе приняли участие 32 человека, правомерность определена исходя из численности избирателей 42 человека.
Фактически согласно списку жителей, присутствовавших на сходе граждан, участие в сходе граждан принял 31 человек.
Кроме того, протокол не соответствует требованиям п. 6.10 Положения о сходе граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением схода от 25.05.2005 № 7 (Положение № 7), в частности, в протоколе не указаны фамилии, имена, отчества членов счетной комиссии - рабочего органа схода, избираемого в силу п. 6.8 Положения № 7, сведения об избрании счетной комиссии в протоколе также не указаны.
Суждение о том, что принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы поселения является исключительной компетенцией схода граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района, в связи с чем, необходимым условием принятия законного и обоснованного решения является возможность всесторонней оценки всех допущенных лицом нарушений (степени тяжести нарушения, соответствия меры ответственности нарушению), для чего требуется предоставление соответствующих документов, нельзя признать обоснованным, поскольку в силу действующего законодательства принятие решения о привлечении виновного лица к публично-правовой ответственности является завершающим этапом проверки, при этом у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия, как на проведение такой проверки, так и полномочия по перепроверке сведений, изложенных в заявлении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. На указанное обстоятельство указано в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 № 66-АПА19-12 «Об изменении решения Иркутского областного суда от 19.08.2019, которым были признаны недействующими пункты 9 и 14 порядка досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности города Иркутска, за совершение коррупционных правонарушений, утв. решением Думы г. Иркутска от 28.06.2018 N 006-20-480753/8».
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Федеральный закон № 273-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч. 4 ст. 5).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу предписаний Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, должны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ (ч. 4.2 ст. 12.1).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ глава сельского поселения является лицом, замещающим муниципальную должность, соответственно, на него распространяются, в том числе требования о предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ.
На территории Хабаровского края порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений, установлены Законом Хабаровского края от 26.07.2017 № 272 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, и лиц, замещающих муниципальные должности".
Согласно ст. 3 Закона края № 272 лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору края через государственный орган края (подразделение государственного органа края, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый Губернатором края (ч. 1).
Лицо, замещающее муниципальную должность, за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным: сведения о своих доходах, расходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (ч. 5).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в частях 3, 5 - 5.2 настоящей статьи, представляются по форме, установленной для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение государственных должностей края, и лицами, замещающими государственные должности края, и заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность, обнаружило, что в представленных им в порядке, установленном настоящим законом, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Лицо, замещающее муниципальную должность, может представить уточненные сведения в уполномоченный орган в течение 30 дней со дня окончания срока, указанного в ч. 5 указанной статьи.
Статьей 4 Закона края № 272 установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (проверка), представляемых в соответствии со статьей 3 настоящего закона, осуществляется уполномоченным органом по решению Губернатора края (ч. 1).
В соответствии с п.п. 3.15.1, 3.15.8, 3.15.9 Положения о департаменте региональной безопасности Губернатора края, утвержденного постановлением Губернатора края от 21.08.2019 № 67, функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, возложены на департамент региональной безопасности Губернатора края (уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 4 Закона края № 272 по решению Губернатора края от 23.08.2019 уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1, а также справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ее супруга за 2017- 2018 гг.
В результате проведенной уполномоченным органом проверки установлено, что глава сельского поселения Альбрехт Л.А. в справках о доходах, представленных Губернатору края, за отчетный 2017 г. не указала: текущий счет №ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма поступивших средств на счет составила <данные изъяты> рублей, доход по счету отсутствует); текущий счет №ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет составили <данные изъяты> рублей, доход по счету отсутствует); текущий счет №ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет, а также доход по счету отсутствуют). Данный счет не указан в справке о доходах за 2018 г. В справке о доходах на супруга глава сельского поселения Альбрехт Л.А. не указала объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а именно земельный участок для ведения крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №); земельный участок для ведения крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №); земельный участок для ведения крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №); участие в ООО "<данные изъяты>", зарегистрированном по адресу: <адрес>, в котором по состоянию на отчетные даты (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) он владел долей в размере 100% уставного капитала. В справке о доходах на супруга за 2018 г. не указала моторную лодку (марка, год выпуска не указаны); текущий счет №ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет, доход по счету отсутствует); текущий счет№" ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступления средств на счет <данные изъяты> руб. (за 2017), а также доход по счету отсутствуют, данный счет не указан в Справке о доходах за 2017 г. В справке о доходах за 2017 год не указан текущий счет № открытый ДД.ММ.ГГГГ (остаток на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> руб.); пособие по временной нетрудоспособности из ХРО ФСС России в сумме <данные изъяты> рублей, в качестве дохода не указано.
При этом глава поселения Альбрехт Л.А. не ссылается на те обстоятельства, что у неё отсутствовала объективная возможность предоставления точных сведений о доходах и имуществе своего супруга, а она была лишена возможности получить соответствующие сведения в соответствии с положениями действующего законодательства.
С целью устранения неполноты и недостоверности сведений в справках о доходах глава сельского поселения Альбрехт Л.А. в установленном ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 порядке уточенные сведения в уполномоченный орган не предоставляла. Срок для представления уточненных сведений в уполномоченный орган истек 31.05.2018, 31.05.2019 соответственно.
Исходя из письменных пояснений главы сельского поселения Альбрехт Л.А. от 25.09.2019 № 45 представление неполных сведений в справках о доходах обусловлено недопониманием правильности порядка заполнения справки последней.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона края № 272 при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции, Губернатор края в течение 30 дней со дня истечения срока проверки, указанного в части 3 настоящей статьи, обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иной меры ответственности, предусмотренной федеральными законами, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Указанное право Губернатора края закреплено также в положениях ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии с которыми при выявлении в результате проверки, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В силу ч.ч. 7.3, 7.3-1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ выбор меры ответственности за данный вид коррупционного нарушения зависит от его существенности или несущественности.
В силу подпункта "в" пункта 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" на Министерство труда и социальной защиты РФ возложена обязанность издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам противодействия коррупции.
Применяя к допущенным главой сельского поселения Альбрехт Л.А. нарушениям критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения ввиду малозначительности и несущественности, изложенные в письме Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526 (Приложения №№ 2, 3) (далее - Письмо № 18-2/10/П-1526), отнести их к таковым не представляется возможным.
Так, проступок по не указанию трех банковских счетов в 2017 г. остаток денежных средств по одному из которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма поступивших средств на счет составила <данные изъяты> рублей (при доходе по основному месту работы <данные изъяты> рубля), одного банковского счета в 2018 г., а также по не указанию трех земельных участков супруга (собственность на которые не была прекращена и возможность использования которых также не утрачена), пособия по временной нетрудоспособности (<данные изъяты> руб.), по не указанию участия супруга в ООО "<данные изъяты>", в котором он владел долей 100 % уставного капитала (деятельность была прекращена по доводам административного ответчика лишь с января 2017 года, соответственно с момента прекращения деятельности прошло менее трех лет), наличие маломерного судна не может расцениваться в своей совокупности в качестве малозначительного и несущественного.
Поэтому мера ответственности в инициативе Губернатора края была избрана в соответствии с ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка, что установлено ст. 193 Трудового кодекса РФ.
Поскольку с момента предоставления сведений за отчетный период 2017 не прошло трех лет, то срок привлечения к ответственности не пропущен.
В указанном случае, срок для обращения в суд с административным иском также не пропущен, так как решением схода граждан Наумовского сельского поселения принято решение об отклонении инициативы Губернатора Хабаровского края, десятидневный срок для обжалования в системной связи положений действующего законодательства ст. 298 КАС РФ, ст. 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрен непосредственно для решений об удалении в отставку, то есть решений, которыми удовлетворяется инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.
При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.
В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.
Глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.
Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.
В силу ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ Сход граждан выполняет функции представительного органа поселения.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 19 Устава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Устав), п. 2.1 Положения № 7, в компетенции Схода граждан сельского поселения находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В силу п. 2.1. ч. 1 ст. 24 Устава полномочия главы сельского поселения прекращаются досрочно в случае удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 5.1 настоящего Устава.
В целях реализации указанных норм, а также с учетом результатов проведенной уполномоченным органом проверки достоверности и полноты сведений, указанных в справках о доходах главы сельского поселения Альбрехт Л.А., в адрес Схода граждан Губернатором края от 19.12.2019 № 12.2.41-26641 направлено заявление об удалении главы сельского поселения Альбрехт Л.А. в отставку в соответствии с ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.3 ст. 40, 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 4 Закона края № 272.
По результатам рассмотрения заявления Губернатора края решение об удалении главы сельского поселения Сходом граждан принято не было. Исходя из Решения схода № 220, принято решение отклонить инициативу Губернатора края об удалении в отставку главы сельского поселения.
Таким образом, в нарушение ч. 10.1 ст. 40, ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ решение об удалении главы сельского поселения в отставку Сходом граждан принято не было.
Требование Губернатора края, адресованное Сходу граждан во внесудебном порядке, им удовлетворено не было, решение об удалении главы сельского поселения в отставку не принято. При этом удаление в отставку применительно к статье 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ является санкцией за допущенные нарушения, для применения которой достаточно формального наличия таких нарушений.
По смыслу вышеназванной нормы для разрешения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку обязательным условием является наличие одного из перечисленных в части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ оснований, при этом действующее законодательство не допускает каких-либо исключений, позволяющих не применять данную санкцию, например, при устранении нарушений закона. Предпосылкой для удаления главы муниципального образования в отставку является установление факта нарушения действующего законодательства в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Факт устранения данных нарушений в последующем правового значения не имеет, поскольку факт наличия нарушений является самостоятельным основанием для принятия решения об отставке.
Положения ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ являются специальными по отношению к ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и не наделяют представительный орган правом на отклонение инициативы высшего должного лица субъекта РФ и освобождение от меры ответственности, установленной положениями законодательства о противодействии коррупции.
Сход граждан не учел, что решение о применении мер ответственности должно соотноситься с принципами юридической ответственности, такими как соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.
В связи с чем, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным.
Непринятие решения об удалении в отставку главы сельского поселения Альбрехт Л.А., нарушившей обязанность, предусмотренную Федеральным законом № 273-ФЗ, свидетельствует о неисполнении Сходом граждан задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 КАС РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 17 Устава структуру органов местного самоуправления составляют глава сельского поселения, администрация сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган сельского поселения), обладающие собственными полномочиями по решению местного значения.
Исходя из вышеизложенного, поскольку Сход граждан не является органом местного самоуправления, выполняя лишь функцию представительного органа по созыву, следовательно, не обладает правоспособностью в соответствии со ст. 5 КАС РФ.
Поэтому Сход граждан как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Устава, п. 1.1. Положения №) не может являться административным ответчиком (ч.ч. 4, 5 ст. 38 КАС РФ), ему не могут быть предъявлены и соответственно им исполнены требования.
Частью 5 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Глава сельского поселения является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 22 Устава), в связи с чем надлежащим административным ответчиком является именно глава Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Альбрехт Л.А., к которой подлежит применению судом мера ответственности, установленная ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
Представительный орган в Наумовском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края отсутствует.
По смыслу ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, с учетом положений ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае несогласия с решением по вопросу удаления главы сельского поселения в отставку, данный вопрос решается путем обращения в суд с иском об удалении главы сельского поселения в отставку.
Часть. 7.3.-1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает возможность применения к выборному должностному лицу органа местного самоуправления такого полномочия как освобождение от должности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-181, 218-228, ч. 2 ст. 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Губернатора Хабаровского края к Главе Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 о признании незаконным решения схода граждан, удалении в отставку главы сельского поселения удовлетворить.
Признать незаконным решение Схода граждан Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.01.2020 № 220 «Об удалении в отставку и досрочном прекращении полномочий главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края», которым отклонена инициатива Губернатора Хабаровского края о досрочном удалении в отставку главы Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Удалить досрочно в отставку главу Наумовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский районный суд в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С. Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2020 года.