Дело № 2а-1076/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 05 апреля 2018 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Романовой М.А.,
при секретаре Петровой Е.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» о признании бездействия по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры в части не проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры незаконным, возложении обязанности повести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к АО «ПАТП-1», в котором просил суд признать незаконным бездействие АО «ПАТП-1» по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры в части не проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала Ульяновск-Центральный, а именно начальника автовокзала ФИО3, обязать АО «ПАТП-1» провести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала Ульяновск-Центральный, а именно начальника автовокзала Ульяновск-Центральный ФИО3, уточненным в ходе судебного разбирательства. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в апреле 2017 года по заданию прокуратуры Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности автовокзала АО «Пассажирское автотранспортное предприятие №1», по результатам которой 28.04.2017 генеральному директору общества прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений законодательства. Изучив ответы на представление от 24.05.2017 № и от 07.11.2017 №, административный истец пришел к выводу о том, что выявленные прокуратурой нарушения устранены не в полном объеме. До настоящего времени, вопреки п.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924, АО «ПАТП-1» не обеспечило аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры. Приказом генерального директора АО «ПАТП-1» №82 от 02.11.2017 «Об утверждении перечня штатных должностей работников АО «ПАТП-1», непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности автовокзала г. Ульяновск» утвержден перечень штатных должностей работников АО «ПАТП-1», непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности автовокзала г. Ульяновска, к которым относятся: директор по инвестициям АО «ПАТП-1», заместитель директора АО «ПАТП-1», начальник службы безопасности АО «ПАТП-1». Лица, занимающие указанные должности, а именно: директор по инвестициям АО «ПАТП-1» ФИО4, заместитель директора АО «ПАТП-1» ФИО5, Начальник службы безопасности АО «ПАТП-1» ФИО6, не аттестованы. Таким образом, сотрудниками АО «ПАТП-1» допущено существенное нарушение обязательного для субъекта транспортной инфраструктуры требования законодательства в области транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, создающее угрозу жизни и здоровья граждан. Окончательно просит суд признать незаконным бездействие АО «ПАТП-1» по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры в части не проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала Ульяновск-Центральный, а именно директора по инвестициям АО «ПАТП-1» ФИО4, заместителя директора АО «ПАТП-1» ФИО5, начальника службы безопасности АО «ПАТП-1» ФИО6; обязать АО «ПАТП-1» провести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала Ульяновск-Центральный, а именно директора по инвестициям АО «ПАТП-1» ФИО4, заместителя директора АО «ПАТП-1» ФИО5, начальника службы безопасности АО «ПАТП-1» ФИО6
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО5
В судебном заседании представитель административного истца уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в административном иске, заявлении об уточнении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика АО «ПАТП-1» уточненные административные исковые требования не признал в полном объеме.
Заинтересованные лица ФИО6, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, представили письменные объяснения, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО «ПАТП-2», заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Как следует из п.1.3) ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Согласно п.5) ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, п.п. а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
В соответствии с ч.1 ст. 12.1. Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно ч.2 ст. 12.1. Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 №924, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны, в том числе, назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пп.1); назначать лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры (пп.2); обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка исполнения АО «ПАТП-1» законодательства об антитеррористической защищенности автовокзала Ульяновск-Центральный, в ходе которой установлено, что АО «ПАТП-1» не обеспечило аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
По результатам проверки 28.04.2017 г. прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска внесено представление начальнику генеральному директору ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Из ответов на представление от 24.05.2015 № и от 07.11.2017 № следует, что выявленные прокуратурой нарушения устранены частично, не в полном объеме.
Приказом АО «ПАТП-1» № «О переназначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности» от 28.11.2017 приказы АО «ПАТП-1» от 29.01.2016 № и от 28.09.2016 № «О назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности» признаны утратившими силу; директор по инвестициям ОАО «ПАТП-1» ФИО4 назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности в АО «ПАТП-1»; начальник службы безопасности АО «ПАТП-1» ФИО6 назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, принадлежащих АО «ПАТП-1»: автовокзал г. Ульяновск, автостанция г. Инза и автостанция р.п. Карсун.
31.01.2018 г. между АО «ПАТП-1» (Заказчик) и Учебным центром «Ульяновскавтотранс» (Исполнитель) заключен договор № об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, в соответствии с п.1.1. которого Исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, а Заказчик обязуется оплатить образовательную услуг по обучению, согласно заявке, по дополнительной образовательной программе: Дополнительная образовательная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта и (или) транспортном средстве в пределах федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований в соответствии с учебным планом, в том числе индивидуальной. И образовательной программой исполнителя, а Заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить услуги по обучению; Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по обучению лиц, направленных Заказчиком в количестве 1 человека, согласно заявке (Приложение №1 к договору, являющееся его неотъемлемой частью).
Как следует из Приложения №1, на обучение направляется ФИО6, начальник службы безопасности.
06.03.2018 г. между АО «ПАТП-1» (Заказчик) и ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АТТЕСТАЦИИ «ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (Исполнитель) заключили договор №ТБ-15/2018 на оказание услуг по аттестации сотрудников Заказчика в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с п.1.1. которого исполнитель по поручению Заказчика обязуется оказать услуги по аттестации сотрудников Заказчика в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 года №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», а Заказчик обязуется принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего договора.
Перечень сотрудников Заказчика, подлежащих аттестации в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, включающий в себя фамилию, имя, отчество, а также наименование категории сил обеспечения транспортной безопасности, подлежащих аттестации в качестве сил обеспечения транспортной безопасности изложен в приложении №1 к настоящему договору (п.1.2.).
Из Приложения №1 к настоящему договору следует, что аттестации подлежит ФИО4
Договор по аттестации в отношении ФИО6 на дату вынесения решения по настоящему делу не заключен.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, ФИО3 и ФИО5 не являются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в АО «ПАТП-1», в связи с чем, административные исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в отношении указанных лиц удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» по устранению нарушении требований антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры в части не проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала Ульяновск-Центральный, а именно директора по инвестициям АО «ПАТП-1» ФИО4, начальника службы безопасности АО «ПАТП-1» ФИО6
Обязать акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» провести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала Ульяновск-Центральный, а именно директора по инвестициям АО «ПАТП-1» ФИО4, начальника службы безопасности АО «ПАТП-1» ФИО6
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Романова