ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1077/2022 от 21.04.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)

УИД 63RS0027-01-2022-001042-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Лазаревой Н.В., с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П., представителя административного ответчика администрации с.п. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области Криушева А.А.,

при помощнике судьи Пьяновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1077/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области о признании бездействия незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ставропольского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в непринятии мер к приведению в соответствие регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения действующего законодательства, привести в соответствие регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществления земляных работ».

Заявленные требования мотивированы тем, что Прокуратурой Ставропольского района во исполнение поручения прокуратуры Самарской области проведена проверка соблюдения администрацией с.п. Александровка требований законодательства об организации газоснабжения населения, о водоотведении, о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Проведенной проверкой установлено,<^то административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» утвержден с нарушениями требований законодательства об организации газоснабжения населения, о водоотведении, о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Главе с.п. Александровка м.р. Ставропольский Самарской области прокуратурой Ставропольского района 28.02.2022 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации газоснабжения населения, о водоотведении, о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 30 дней с момента получения данного предписания.

Однако, изменения в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» не внесены.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора района Семидотченко А.П. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ставропольского района во исполнение поручения прокуратуры Самарской области проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Александровка требований законодательства об организации газоснабжения населения, о водоотведении, о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 введены в действие Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила № 1547).

Правилами № 1547 в процедуру подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения внесены изменения, предусматривающие необходимость согласования пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими третьим лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями), вне зависимости от категории заявителя (подпункт «б» пункта 28 Правил № 1547).

Изложенное повлекло за собой необходимость согласования пересечения объектов газоснабжения первой, второй и третьей категории заявителей с собственниками объектов инфраструктуры (инженерных коммуникаций), включая собственников автомобильных дорог и объектов улично-дорожной сети местного значения.

Так, приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780 утвержден СП 6.2.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы.» (далее - СП 6.2.13330.2011).

Пунктом 5.1.1 СП 6.2.13330.2011 определено, что при прокладке газопроводов в придорожной полосе автомобильных дорог, магистральных улиц и дорог, улиц и дорог местного значения на расстоянии менее указанных в таблице В.1* приложения В* на участке сближения глубину заложения следует принимать не менее 2,0 м с укладкой газопровода в футляр с соблюдением требований подраздела 5.5 и при условии выполнения мероприятий, исключающих повреждение конструктивных элементов эти$ дорог и улиц.

Согласно примечания к данному пункту, рассматриваемое решение должно быть согласовано с учетом технических условий, выданных организациями, в ведении которых находятся автодороги (в отношении дорог местного значения- органом местного самоуправления).

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом

от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В сельском поселении Александровка утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» (далее - Регламент).

Согласование пересечения строящихся объектов газоснабжения первой, второй и третьей категории заявителей с органом местного самоуправления, в чьем ведении находится такой объект инфраструктуры как дороги местного значения, может быть осуществлено в рамках муниципальной услуги по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ.

Аналогичным образом может осуществляться согласование- пересечения дорог местного значения строящимися объектами водоснабжения.

Так, в соответствии с пунктом 11.58 СП 31.13330.2012. «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.» проект перехода через автомобильные дороги должен согласовываться с соответствующими органами автомобильного транспорта.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Какая-либо организация, осуществляющая регулирование и распоряжение в отношении дорог местного значения администрацией сельского поселения не определена.

Таким образом, пересечение водопровода с автомобильными дорогами местного значения, должно согласовываться с органом местного самоуправления.

Изложенное, связано с необходимостью проведения организацией, осуществляющей прокладку линий газо- и водоснабжения земляных работ

с заглублением строящихся объектов на глубину не менее 2 метров (как траншейным, так и бестраншейным способом).

Помимо того, на основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Вместе с тем, рассматриваемый Регламент, фактически охватывая собой процедуру согласования проведения означенных видов работ, не раскрывает в себе конкретных оснований как для отказа, так и для согласования таких видов работ.

Таким образом, процедура согласования пересечения строящихся объектов газо- и водоснабжения с дорогами местного значения сельского поселения, являясь неразрывно связанной с процедурой получения разрешения на осуществление земляных работ, фактически остается неурегулированной рассматриваемым Регламентом.

Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об •организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Также, введена ст. 7.3, определяющая организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме.

Так, согласно ч. 2 ст. 7.3 Федерального закона № 210-ФЗ случаи и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме в соответствии с ч. 1 ст. 7.3 Закона

№ 210-ФЗ устанавливаются административным регламентом.

Вместе с тем, случаи и порядок предоставления муниципальной услуг в упреждающем (проактивном) режиме Регламентом не предусмотрены.

Законом № 509-ФЗ введена статья 7.4 в Федеральный закон № 210-ФЗ, где определены положения о Реестровой модели учета результатов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем, положения Регламента изменения не включены.

Пункт 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Раздел должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том чи^яе з отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились.

Кроме того, ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ дополнена ч. 3, согласно которой структура административного регламента должна предусматривать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий, в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, соответствующие изменения в Регламент не внесены, что может повлечь нарушения прав заявителей, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Также согласно ст. 16 в редакции Закона № 509-ФЗ, многофункциональные центры осуществляют не только прием запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, но и их непосредственное заполнение, в том числе, посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов.

Вместе с тем, соответствующий раздел Регламента не дополнен указанными выше изменениями.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава сельского поселения наделен правом нормотворческой инициативы по внесению проектов (включая проекты о внесении изменений) нормативных правовых актов на рассмотрение (утверждение) в представительный орган муниципального образования.

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией поселения не принято мер по подготовке проекта внесения соответствующих изменений в Регламент, направлению такого проекта в Собрание представителей сельского поселения.

Изложенное, влечет за собой правовую неурегулированность рассматриваемых процедур, что приводит к необоснованному нарушению прав и законных интересов как граждан, так и организаций-исполнителей соответствующих видов инженерных работ.

По указанному факту прокуратурой Ставропольского района 28.02.2022 в адрес администрации сельского поселения Александровка внесено представление об устранении нарушений закона. Исходя из представленного ответа администрации с.п. Александровка нарушения законодательства не устранены, Регламент не приведен в соответствие.

Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ставропольского района Самарской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Александровка, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства, в непринятии мер к приведению в соответствие регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения действующего законодательства, привести в соответствие регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья подпись Н.В. Лазарева

Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2022 года.

Копия верна.

Судья Н.В. Лазарева