ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10782/19 от 11.10.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-10782/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 11 октября 2019 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Лукиной Н. К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Окружной администрации города Якутска, в обоснование требований указывая, что по результатам публичных слушаний от 16 мая 2019 г., утвержденных 11 июня 2019 г., было принято положительное решение в отношении запрашиваемой им территории, распоряжением городского округа «город Якутск» от 19 июля 2019 г. № 2286зр произведено перераспределение территории, право собственности на которую не разграничено, к земельному участку административного истца с кадастровым номером , на основании этого распоряжения утвержденная документация по проектам межевания внесена в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. На обращение административного истца от 19 августа 2019 г. об учете изменений земельного участка с кадастровым номером Департамент имущественных и земельных отношений направил ответ от 06 сентября 2019 г. о нецелесообразности проведения учета границ земельного участка, поскольку они пересекают линии градостроительного регулирования (красные линии). Соответственно, до настоящего времени Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска не откорректировало т.н. красные линии, хотя по указанному распоряжению данному подразделению поручено в течение 10 рабочих дней обеспечить внесение утвержденной документации по проектам межевания территорий в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Данное бездействие препятствует проведению дальнейших процедур по исполнению принятых ранее актов органа местного самоуправления и результатов публичных слушаний, является незаконным и нарушает законные права и интересы административного истца по использованию земельного участка. На обращение административного истца от 23 августа 2019 г. о приведении красной линии в районе земельного участка с кадастровым номером в соответствие измененным границам территории общего пользования ответа не получено. Между тем внесением распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19.07.2019 № 2286зр изменений в проект планировки территории и проект межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» городского округа, утвержденного распоряжением от 14.08.2017 № 1334р, является изменением границ территорий общего пользования, то есть красных линий. Бездействие Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска противоречит п. 11 ст. 1, ч. ч. 4 и 6 ст. 41, п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям Административного регламента предоставления Окружной администрации города Якутска муниципальной услуги по перераспределению земельных участков. С учетом изложенного, просил признать бездействие Окружной администрации города Якутска по корректировке (переносу) красных линий в районе земельного участка с кадастровым номером и перераспределенной территории общего пользования с кадастровым номером в проекте планировки и межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» незаконными. Просил обязать Окружную администрацию города Якутска откорректировать (перенести) вышеуказанные красные линии в соответствии с распоряжением от 19.07.2019 № 2286зр.

В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом, не явился, направил своего представителя ФИО2, который административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что красные линии должны быть перенесены органом местного самоуправления на основании вступившего в силу распоряжения, вынесенного по результатам публичных слушаний.

Представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на отсутствие незаконного бездействия. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании запрашиваемый административным истцом земельный участок не соответствует ограничениям по красным линиям и находится на территории общего пользования, не подлежит приватизации, орган местного самоуправления вправе в случае выявления в порядке самоконтроля противоречия закону ранее принятого им правового акта его отменить, в связи с чем в проведении учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером 06 сентября 2019 г. было отказано.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из административного искового заявления, приложенных к нему материалов, а также доводов представителя ФИО1 следует, что административным истцом обжалуется бездействие Окружной администрации г. Якутска как органа местного самоуправления, выразившееся в неосуществлении действий по корректировке красных линий в связи с перераспределением ему земельного участка.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В данном случае трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку административный истец ссылается на то, что бездействие органа местного самоуправления продолжается в настоящее время.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что 14 марта 2019 г. административный истец подал заявление об учете изменения границ земельного участка с кадастровым номером под территорию общего пользования в целях перераспределения его земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением заместителя главы городского округа «город Якутск» назначены публичные слушания по рассмотрению проектов планировки и проектов межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск».

Согласно протоколу публичных слушаний, проведенных 16 мая 2019 г., утвержденному и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска 11 июня 2019 г., а также п. 2.18 заключения публичных слушаний от 11 июня 2019 г. рекомендовано внести изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» г. Якутска в части перераспределения территории, право собственности на которую не разграничено, к земельному участку с кадастровым номером , территориальная зона Ж-2А, площадь существующего земельного участка 463 кв. м, площадь образуемого земельного участка 660 кв. м, по адресу: ____

27 июня 2019 г. на имя административного истца из муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» направлена промежуточная информация с исходящим № 5820-ДИЗО/19, в которой указано о принятии на публичных слушаниях 16 мая 2019 г. положительного решения в отношении запрашиваемой территории и о нахождении на стадии согласования распоряжения о внесении соответствующих изменений.

Распоряжением заместителя главы городского округа «город Якутск» от 16 июля 2019 г. № 2286зр утверждены проекты внесения изменений в проекты межевания территории кварталов. Микрорайонов, сел городского округа «город Якутск», прошедшие процедуру публичных слушаний 16 мая 2019 г. Н Управление архитектуры и градостроительной политики и муниципальное бюджетное учреждение «Главное архитектурно-планировочное учреждение» возложена обязанность в течение 1- рабочих дней обеспечить внесение утвержденной документации по проектам межевания территорий в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. В приложениях №№ 1 и 29 к данному распоряжению в числе прочих указано о перераспределении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером

13 августа 2019 г. административным истцом на имя главного архитектора г. Якутска направлено обращение о внесении изменений в проект планировки и межевания территории квартала «Хатынг-Юрях», утвержденный распоряжением Окружной администрации от 19 июля 2019 г. № 2286зр, в части перераспределение территории общего пользования с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером В обращении также указано, что при принятии решения о перераспределении земельного участка красную линию, являющуюся границей территории общего пользования, откорректировать забыли, в связи с чем просит привести ее в соответствие измененным границам территории общего пользования.

19 августа 2019 г. административным истцом подано заявление на имя начальника Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о проведении учета изменений земельного участка с кадастровым номером для решения вопроса о перераспределении к земельному участку с кадастровым номером

06 сентября 2019 г. из муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» на данное обращение направлен ответ № 7749-ДИЗО/19 о том, что на сегодняшний день границы перераспределяемого земельного участка с кадастровым номером пересекают линии градостроительного регулирования (красные линии), в связи с чем проведение учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером нецелесообразно.

Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с Уставом городского округа «город Якутск», утвержденным решением Окружного совета города Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1, решением Якутской городской Думы от 10.06.2015 № РЯГД-18-12 «Об утверждении положений отдельных структурных подразделений окружной администрации города Якутска», приложение № 3 к данному решению «Положение об Управлении архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска» Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, и устанавливает градостроительную политику на территории городского округа «город Якутск». Согласно п. 1.4 данного Положения Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска возглавляется начальником управления – главным архитектором городского округа «город Якутск» и подчиняется в своей деятельности главе городского округа «город Якутск».

Согласно названному Уставу городского округа «город Якутск», утвержденному решением Окружного совета города Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1, решению Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6 «Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска», приложению к данному решению «Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска» Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Из вышеуказанных нормативных правовых актов, а также п. 35 приложения к постановлению Окружной администрации г. Якутска от 01.12.2010 № 201п «Об утверждении перечня муниципальных казенных учреждений городского округа «город Якутск» в число казенных учреждений, подведомственных Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска входит муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск».

Таким образом, Управление архитектуры и градостроительной политики, возглавляемое главным архитектором г. Якутска, и муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск», входящее в структуру Департамента имущественных и земельных отношений, входят в структуру исполнительного органа местного самоуправления – Окружную администрацию г. Якутска, являясь его структурными подразделениями.

Административный истец в обоснование своих требований ссылается на бездействие органа местного самоуправления – Окружной администрации г. Якутска.

Между тем из материалов дела судом установлено, что обращения административного истца об учете изменений границ земельного участка с кадастровым номером в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером в установленном порядке и сроки рассмотрены структурными подразделениями органа местного самоуправления – Окружной администрации г. Якутска, по ним даны ответы, в частности, 06 сентября 2019 г. Законность или незаконность отказа, изложенного в указанном уведомлении от 06 сентября 2019 г. № 7749-ДИЗО/19, в рамках настоящего административного дела не рассматривается, бездействие конкретного структурного подразделения органа местного самоуправления по нерассмотрению конкретного обращения административного истца в рамках настоящего иска также не рассматривается.

Таким образом, доказательств бездействия со стороны административного ответчика, которым нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, не представлено.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным бездействия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь: Н. К. Лукина

Решение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2019 г.