Дело № 2а-10784/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 29 ноября 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения,
установил:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что ____ года обратились к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером ___. ____ года ответчиком было отказано в предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, обоснованное отсутствием документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а также несоответствием предполагаемого к строительству (реконструкции) объекта линиям градостроительного регулирования кварталов 68,11 и границам земельного участка. Истцы устранили часть недостатков, изменили проект нежилого здания, обратились с заявлением об изменении проекта планировки и межевания кварталов, которое удовлетворено не было. Просят признать незаконным и отменить решение административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта нежилое здание в ____, обязать ответчика выдать разрешение на строительство объекта на основании заявления ____ года.
В судебное заседание административные истцы, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Представитель административных истцов по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы административного иска поддержала, пояснила, что документы территориального планирования, которыми утверждены красные линии, приняты после возникновения права собственности истцов на земельный участок, не учитывают фактическое землепользование и нарушают права истцов, просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 иск не признал, пояснил, что решение об отказе принято с соблюдением положений закона, поскольку строительство объекта не соответствует утвержденным градостроительным регламентам, не соответствует красным линиям в квартале ___, также на момент принятия решения об отказе в выдаче разрешения объект (его крыльцо) выходил за пределы границ принадлежащего истцам земельного участка. Кроме того, истцами пропущен предусмотренные законом трехмесячных срок для обращения в суд. Просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что истцам ФИО1, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ____, с кадастровым номером ___, относящийся к землям населенных пунктов, частично в зоне Ж-6 (многоэтажная жилая застройка), частично в зоне Т-1 (зона улично-дорожной сети, межквартального пространства). Земельный участок приобретен по договору купли-продажи с жилым домом в ____ году.
Истцы, имея намерение возвести на земельном участке нежилое строение, ____ года обратились к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ____
____ года ответчиком было отказано в предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, обоснованное отсутствием документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, с учетом тех обстоятельств, что проектом здания не предусмотрены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к помещениям здания, а также в связи с несоответствием предполагаемого к строительству (реконструкции) объекта линиям градостроительного регулирования кварталов ___ и границам земельного участка.
После доработки проекта здания (обеспечение доступа для инвалидов, изменение расположения входа с обеспечением расположения всего здания в границах земельного участка), истцы ____ года обратились с заявлением об изменении проекта планировки и межевания кварталов в целях перевода зоны Т-1 в зону жилой застройки. На заявление истцы получили ответ о невозможности изменения зоны в связи с тем, что документы территориального планирования, которыми такая зона и красные линии определены, соответствуют генеральному плану ГО «город Якутск», что исключает внесение изменений в территориальные зоны. В заявлении о внесении изменений в генеральный план истцам также отказано.
Ссылаясь на противоречие документов градостроительного зонирования фактическому землепользованию, истцы оспаривают отказ в выдаче разрешения на строительство от ____ года.
Исследовав обстоятельства дела, суд не находит оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные п. 7 ст. 51 названного кодекса документы.
В силу п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов, в том числе разрешенному использованию земельного участка.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч.3).
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу части 4 той же статьи земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Аналогичные положения содержит ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.
Учитывая изложенное, доводы представителя административного истца об утверждении документов территориального зонирования без учета фактического землепользования не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
Предусмотренные законом основания для отказа в выдаче разрешения на строительство имелись, изложены в п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку представленные документы на планируемый к строительству объект не соответствуют разрешенному использованию земельного участка, часть которого в соответствии с проектами планировки и межевания квартала, а также в соответствии с генеральным планом городского округа, подпадает в зону улично-дорожной сети (планируемые красные линии).
Кроме того, с заявлением об оспаривании решения ответчика от ____ года, истцы обратились в суд только ____ года, то есть с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, при этом, последний ответ по переписке о возможности внесения изменений в документы территориального зонирования датирован ____ года и с указанной даты трехмесячный срок обращения также пропущен.
Таким образом, поскольку уважительных причин пропуска срока обращения в суд не имеется, а оспариваемое решение соответствует требованиям закона, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения от ____ года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А..А.. Кочкина