Дело № 2а-10785/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 26 ноября 2018 года
Якутский городской суд РС (Я) в составе судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения,
установил:
Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что являются долевыми собственниками жилого помещения с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____ Указанная квартира находится в одноэтажном деревянном доме, земельный участок под домом находится в собственности. ____ истцы обратились в ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию указанного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ___. ____ получен отказ Департамента градостроительства ОА г. Якутска, мотивированный отсутствием места допустимого размещения объекта, поскольку земельный участок находится в зоне ИТ-1А, зарезервирован под железную дорогу. Административные истцы не согласны с вынесенным отказом, считают, что ответчиком нарушен порядок принятия решения, указанным отказом нарушены права истцов, являющихся собственниками жилого помещения. Просят признать незаконным отказ Департамента градостроительства ОА г. Якутска от ____№, обязать ответчика устранить допущенные нарушения.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Представителем административного истца ФИО3 заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административных истцов, исковые требования поддерживают.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 иск не признал, считает, что решение об отказе принято с соблюдением положений закона, просит в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административным истцам ФИО1, ФИО2, а также их совместным несовершеннолетним детям ФИО10ФИО11. на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение – квартира с кадастровым номером ___, расположенная по адресу: ____, площадью ___ кв.м.
____ истцы обратились в ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ___
____ выдан отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска, обоснованный отсутствием места допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия разрешенным видам использования земельного участка в зоне ИТ-1А, предельным параметрам разрешенного строительства, распоряжению «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» от ____№.
С указанным решением административные истцы не согласны.
В соответствии с ч.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч.3).
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу части 4 той же статьи земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Аналогичные положения содержит ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Определение функциональных зон исходя из фактического землепользования или материалов технической инвентаризации на жилой объект законодательством не предусмотрено (определение ВС РФ № 74-АПГ15-15 от 23 сентября 2015 года).
Согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В силу п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов, в том числе разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.
Согласно пп. 3 п. 42.4 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", принятых решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N РЯГД-5-9, зона "ИТ-1А" - зона объектов транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов с включением складских и производственных объектов.
Как следует из обстоятельств дела, истцами было испрошено разрешение на реконструкцию жилого помещения – квартиры, находящейся в многоквартирном жилом доме, земельный участок под домом сформирован, ____ поставлен на кадастровый учет под номером ___
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером ___ под жилым помещением, на реконструкцию которого истцами было испрошено разрешение, находится в территориальной зоне «ИТ-1А», которая определена в соответствии с утвержденными в установленном порядке Правилами землепользования и застройки г. Якутска и где градостроительным регламентом не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома, кроме того, реконструкция МКД возможна только при наличии согласия всех собственников жилых помещений в МКД, однако, наличие такого согласия истцами не подтверждено, предусмотренные законом основания для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию у ответчика имелись, изложены в ст.ст. 51 п.13, 36 ГрК РФ, так как выдача разрешения противоречит градостроительным регламентам, проектам планировки и межевания территории, отсутствовало согласие всех собственников помещений в жилом доме на реконструкцию.
Кроме того, положениями ст. 51 ГрК РФ в редакции ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 2.2 Положения о Департаменте градостроительства Окружной администрации г. Якутска, утвержденного Решением Якутской городской Думы от 10.06.2015 N РЯГД-18-12, Департамент в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие функции: рассмотрение в установленном порядке обращений, предложений, заявлений, жалоб граждан и юридических лиц (п.п. 2.2.6); осуществление подготовки и формирования пакета документов для строительства, отдельные этапы строительства, реконструкция, капитальный ремонт, разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию (п.п.2.2.8).
Согласно п.2.2 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию), продление, внесение изменений в разрешение на строительство объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 20.04.2016 N 90п, предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией. Ответственным структурным подразделением Администрации при предоставлении муниципальной услуги является Департамент.
В случае установления противоречий между заявляемыми правами застройщика и требованиями нормативных правовых актов начальником Правового департамента Окружной администрации города Якутска подписывается заключение по проекту разрешения на строительство и с комплектом документов возвращается в Департамент для подготовки мотивированного отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) (п. 3.23 Административного регламента).
В случае наличия оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства глава либо уполномоченный первый заместитель главы городского округа "город Якутск" возвращает начальнику Департамента для подготовки мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги (п. 3.24 Административного регламента).
Учитывая изложенное, доводы административных истцов о нарушении органом местного самоуправления порядка принятия решения признаются судом несостоятельными, поскольку оспариваемое решение было принято Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска с соблюдением установленного законом и административным регламентом порядка и в пределах своих полномочий.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного выше процессуального закона позволяет суду сделать вывод, что для признания действий (бездействия), решений органа местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и обстоятельства дела, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает, поскольку в данном случае у ответчика отсутствовала установленные законом основания для выдачи разрешения на реконструкцию жилого дома, права административных истцов действиями ответчика не нарушены.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.А. Кочкина