ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1078/20 от 20.10.2020 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2а-1078/2020

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Павлово 20 октября 2020 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Романова Е.Р., при секретаре Коржук И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к депутату городской Думы МО г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ФИО1 (заинтересованное лицо – Городская дума г. Ворсма Павловского района) о признании незаконным бездействия по осуществлению деятельности в качестве депутата в части неучастия в заседаниях Городской Думы г. Ворсма и работе Комиссий городской Думы г. Ворсма в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Павловский городской прокурор Нижегородской области обратился в Павловский городской суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 (заинтересованное лицо – Городская дума г. Ворсма Павловского района) о признании незаконным бездействия по осуществлению деятельности в качестве депутата в части неучастия в заседаниях Городской Думы г. Ворсма и работе Комиссий городской Думы г. Ворсма в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Павловской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства депутатом Городской думы г. Ворсма Павловского района ФИО1 при осуществлении профессиональной деятельности.

В рамках проверки установлено, что на основании решения Территориальной избирательной комиссии Павловского района (далее ТИК) «Об установлении результатов выборов депутатов Городской думы г. Ворсма Павловского муниципального района Нижегородской области шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу » от ДД.ММ.ГГГГ в Городскую думу г. Ворсма шестого созыва по одномандатному избирательному округу избран ФИО1

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве депутата Городской думы г. Ворсма Павловского муниципального района Нижегородской области.

Также в ходе проверки установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение положений действующего законодательства, участий в заседаниях Городской думы г. Ворсма не принимал, что подтверждается соответствующими протоколами заседаний Органа за вышеуказанный период.

Кроме того, ФИО1 входит в состав следующих комиссий Городской думы г. Ворсма: Комиссии по бюджету и инвестиционной политике и Комиссии по имуществу, градостроительству и землепользованию, участия в которых, им в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не принималось, что подтверждается письмом главы местного самоуправления - председателем Городской думы г. Ворсма .

Таким образом, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнял функции в качестве депутата Городской думы г. Ворсма, в части участия в заседаниях Органа и деятельности Комиссий, в которые он входит, т.е. фактически бездействовал в качестве депутата, в связи с чем, нарушаются права граждан (избирателей), гарантированные законодательством на представлении их интересов.

Кроме того, ФИО1 ненадлежащем образом осуществляется взаимодействие с гражданами (избирателями).

Так страница в сети «Интернет», на которой ФИО1 размещается информация для избирателей о деятельности и отчет перед ними о проделанной работе в качестве депутата, отсутствует, общественная приемная депутата не функционирует и др.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным бездействие депутата городской Думы МО г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ФИО1 по осуществлению деятельности в качестве депутата в части неучастия в заседаниях Городской Думы г. Ворсма и работе Комиссий городской Думы г. Ворсма в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках судебного разбирательства была произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО1 надлежащим ответчиком депутатом городской Думы МО г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ФИО1

В судебном заседании представитель административного истца Павловского городского прокурора Гучин С.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дал пояснения по существу иска.

Административный ответчик депутат городской Думы МО г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица Городской думы г. Ворсма Павловского района, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дел в его отсутствие.

Согласно п.2 ст.150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, оценив, согласно ст., ст.60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.ч.1,2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 год №131-ФЗ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения (применительно к представительным органам местного самоуправления).

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.34 Федерального закона №131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ч.2 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ, представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Пунктом 10 ст.3 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» №108-3 от 06.09.2007 установлено, что депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п.п. 1,4 ст.72 Закона №108-3, избирательная комиссия муниципального образования после подписания протокола о результатах выборов или после передачи депутатского мандата незамедлительно направляет извещение об этом зарегистрированным кандидатам, избранным депутатами представительного органа муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в семидневный срок регистрирует избранного депутата представительного органа муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Павловской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства депутатом Городской думы г. Ворсма Павловского района ФИО1 при осуществлении профессиональной деятельности.

В рамках проверки установлено, что на основании решения Территориальной избирательной комиссии Павловского района (далее ТИК) «Об установлении результатов выборов депутатов Городской думы г. Ворсма Павловского муниципального района Нижегородской области шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу » от ДД.ММ.ГГГГ в Городскую думу г. Ворсма шестого созыва по одномандатному избирательному округу избран ФИО1

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве депутата Городской думы г. Ворсма Павловского муниципального района Нижегородской области.

В соответствии с п.п.3,7 ст.26 Устава г. Ворсма, депутаты городской Думы избираются сроком на пять лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва.

Депутаты информируют избирателей о своей деятельности и отчитываются перед ними о своей работе в сроки, установленные нормативными правовыми актами городской Думы.

В соответствии со ст.8 Положения о статусе депутата Городской думы г. Ворсма, утвержденного решением Городской думы г. Ворсма от 01.06.2010 год №26, к формам депутатской деятельности относится в том числе: участие в подготовке (индивидуальной или совместно с другими депутатами) материалов для рассмотрения городской Думы; участие в заседаниях городской Думы; участие в работе соответствующих комиссий, членом которых депутат является, с правом решающего голоса; участие в работе временных комиссий; участие в работе других комиссий с правом совещательного голоса; участие в совместных заседаниях постоянных комиссий городской Думы участие в депутатских слушаниях; выполнение поручений городской Думы; обращение с депутатским запросом и др.

Согласно ст.10 вышеназванного Положения, депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа, рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также информируя путем вывешивания информации на информационных стендах в публичных местах города.

Согласно ст.13 Положения, депутат обязан участвовать в заседаниях городской Думы и в работе комиссии.

В работе комиссий, членом которых депутат является, он принимает участие с правом решающего голоса, в работе других комиссий депутат участвует с правом совещательного голоса.

Депутат реализует свои права на заседаниях городской Думы, и комиссий в соответствии с Регламентом городской Думы.

В соответствии со ст.14 Положения, депутат обязан выполнять поручения городской Думы, комиссий, данные ему в пределах его компетенции. О результатах выполнения поручений депутат информирует городскую Думу

Депутат городской Думы несет ответственность перед физическими и юридическими лицами и населением, наступающую в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст.26 Положения).

Решением Городской думы г. Ворсма от ДД.ММ.ГГГГ утвержден регламент Городской думы г. Ворсмы Павловского муниципального района Нижегородской области, которым определены основы организации и деятельности Городской Думы г. Ворсмы, а также порядок принятия решений в городской Думе (ст.1 Регламента).

В соответствии с п.1 ст.12 Регламента, основной формой работы Городской думы являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно п.1 ст.14 Регламента, заседание Городской думы начинается с регистрации депутатов, присутствующих на заседании, которую проводит председательствующий на заседании.

Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется после каждого перерыва в заседании, а также по требованию депутатов.

На заседании Городской думы ведется протокол (ст.29 Регламента).

В соответствии со ст.38 Регламента, деятельность депутата в Городской думе осуществляется в следующих формах: участие в заседаниях городской Думы; участие в работе комиссий и рабочих групп; исполнение поручений городской Думы, его комиссий и рабочих групп.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом муниципального образования.

Согласно п.3 ст.40 Регламента, депутат обязан присутствовать на всех заседаниях городской Думы и его рабочих органов, членом которых он является.

При невозможности присутствовать на заседаниях городской Думы, комиссии либо рабочей группы депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председательствующего, либо председателя комиссии, руководителя рабочей группы.

В свою очередь, в ходе проверки установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение вышеприведенных положений закона, участий в заседаниях Городской думы г. Ворсма не принимал, что подтверждается соответствующими протоколами заседаний Органа за вышеуказанный период, приобщенными к материалам настоящего дела.

Доказательств обратного суду не предоставлено.

В ходе проведенной проверки также установлено, что ФИО1 входит в состав следующих комиссий Городской думы г. Ворсма: Комиссии по бюджету и инвестиционной политике и Комиссии по имуществу, градостроительству и землепользованию, участия в которых, им в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не принималось, что подтверждается письмом главы местного самоуправления - председателем Городской думы г. Ворсма , приобщенным к материалам дела.

Доказательств обратного суду не предоставлено.

Кроме того, ФИО1 ненадлежащем образом осуществляется взаимодействие с гражданами (избирателями).

Так страница в сети «Интернет», на которой ФИО1 размещается информация для избирателей о деятельности и отчет перед ними о проделанной работе в качестве депутата, отсутствует, общественная приемная депутата не функционирует и др.

Доказательств обратного суду также не предоставлено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закон, суд находит установленным тот факт, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнял функции в качестве депутата Городской думы г. Ворсма, в части участия в заседаниях Органа и деятельности Комиссий, в которые он входит, т.е. фактически бездействовал в качестве депутата, в связи с чем, нарушаются права граждан (избирателей), гарантированные законодательством на представлении их интересов.

Более того, суд полагает необходимым отметить, что в настоящее время ФИО1 не является депутатом Городской Думы МО г. Ворсма. ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов Совета депутатов Павловского муниципального округа Нижегородской области. Представительный орган города – Городская дума, в соответствии с Уставом г. Ворсма, избирался сроком на пять лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, Городская дума, депутаты г. Ворсма, включая ФИО1, складывают свои полномочия со дня избрания депутатов Павловского муниципального округа Нижегородской области.

Указанное обстоятельство подтверждается письмом главы местного самоуправления г. Ворсма ФИО2 за от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Доводы ответчика о том, что он, проживая в другом городе, не прекращал осуществлять работу в качестве депутата Городской Думы г. Ворсма, работал дистанционно, судом во внимание не принимаются, поскольку указанные доводы опровергаются представленными материалами дела.

Поскольку в судебном заседании установлен факт неисполнения должностным лицом – депутатом Городской Думы г. Ворсма ФИО1, обязанностей, возложенных на него нормативно-правовыми и иными актами, определяющими его полномочия, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Павловского городского прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 216, 218, 219 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к депутату городской Думы МО г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ФИО1 (заинтересованное лицо – Городская дума г. Ворсма Павловского района) о признании незаконным бездействия по осуществлению деятельности в качестве депутата в части неучастия в заседаниях Городской Думы г. Ворсма и работе Комиссий городской Думы г. Ворсма в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие депутата городской Думы МО г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ФИО1 по осуществлению деятельности в качестве депутата в части неучастия в заседаниях Городской Думы г. Ворсма и работе Комиссий городской Думы г. Ворсма в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд г. Павлово в течение месяца с момента его вынесения окончательной форме.

Судья: Е.Р. Романов