Дело №2а-23/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 20 февраля 2019 года
Починковский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего Ковалева В.Д.,
с участием представителя Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области ФИО1,
заинтересованных лиц: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9,
представителя заинтересованных лиц ФИО3, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12 - ФИО13,
представителя заинтересованных лиц ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО16 - ФИО17,
представителя администрации Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области ФИО18,
при секретаре Николаевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО19, к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании требований о предоставлении дополнительных документов незаконным, признании отказа в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным и возложении обязанности утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО19 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании требований о предоставлении дополнительных документов незаконным, признании отказа в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным и возложении обязанности утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование требований указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., .... Он обращался к административному ответчику с заявлениями от ** ** **, ** ** ** о согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ** ** **, .... Однако, ему было рекомендовано предоставить документы, которые не предусмотрены законом. Считает, что его право как собственника квартиры нарушаются, он необоснованно лишен возможности на формирование земельного участка под многоквартирным домом с целью дальнейшего приобретения права на данный участок. Считает, что требование о предоставлении протокола общего собрания и документации по планировке территории являются незаконными. Просит признать требование о предоставлении протокола общего собрания, документации по планировке территории незаконным. Признать отказ в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным и обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., ..., ....
В процессе рассмотрения дела административный истец ФИО19 уточнил требования, просит признать требования о предоставлении документов: протокола общего собрания и документации по планировке территории незаконным, а отказ в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным. Обязать Администрацию муниципального образования « ...» ... сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., ....
Определениями Починковского районного суда Смоленской области от 21.11.2018, 18.12.2018, 30.01.2019 к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО20, администрация Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО21, ФИО15, ФИО22, ФИО12, ФИО10, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО7, ФИО16, ФИО8, ФИО14, ФИО6, ФИО25, ФИО9 (т. 1 л.д.125-126, т.1 л.д.152-153, т. 1 л.д. 211-212, т.1 л.д. 225).
Административный истец и представитель административного истца ФИО26 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом(том 2, л.д., )доказательств в подтверждение уважительности причин своей неявки не представили.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области ФИО1 в судебное заседание явилась, административный иск не признала и указала, что пунктом 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме; принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке. Считает, что границы образуемого земельного участка (схема образуемых границ и проект межевания земельного участка) под многоквартирным домом должны быть рассмотрены на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 ЖК РФ. Пунктом 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, перед утверждением проекта межевания территории спорного земельного участка собственникам помещений многоквартирного дома необходимо получить у Администрации разрешение на разработку документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания), а для этого необходимо предоставить документы в соответствии с пунктом 2.7.2 раздела 2.7 Административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 25.07.2018г№ 104-адм, а именно: заявление по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц»; копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; доверенность на представление интересов заявителя для обращения; схема с указанием ориентировочных границ территории, в отношении которой предполагается подготовка документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам пределов использования земельного участка и избрания уполномоченного лица, в случае подготовки документации по планировке территории в целях изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО19 отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области ФИО18 в судебное заседание явился, поддержал возражения административного ответчика, указав, что ФИО19 в администрацию сельского поселения с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом не обращался. Такое заявление поступила в январе 2019 года из администрации МО «Починоквский район» и его рассмотрение приостановлено до рассмотрения данного дела.
Заинтересованное лицо ФИО3 и ее представитель ФИО13 в судебное заседание явились и указали, что предоставленный административным истцом проект межевания территории под многоквартирным домом не соответствует закону. С заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления- в администрацию Лосненского сельского поселения о формировании земельного участка ФИО19 не обращался. Также указали, что ФИО19 пренебрежительно относится к мнению всех остальных собственником ... д. ..., он злоупотребил своим правом, подав в Администрацию Починковского района заявление о согласовании уже готового Проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом. Новоселов, не спрашивая мнения других собственников данного домовладения, не выясняя размеры и конфигурацию земельного участка, не учитывая сложившееся десятилетиями землепользование на данной территории, по своей инициативе сформировал земельный участок под многоквартирным домом и потребовал от администрации утвердить именно данный проект межевания. Акт согласования местоположения границ земельного участка к проекту ФИО19 не составлялся. Таким образом, согласия либо возражений собственников соседних земельных участков не испрашивалось. Установленные по проекту ФИО19 размеры земельного участка под домом, значительно превышают максимальный размер земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки Лосненского сельского поселения для домов такой этажности и Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Кроме того данный проект не учитывает уже сложившееся в течении нескольких десятилетий землепользование: в придомовую территорию включены огороженные земельный участки, используемыми ФИО2, ФИО27, ФИО21 Просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованных лиц ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12- ФИО13 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, указывая на вышеприведенные доводы.
Заинтересованное лицо ФИО2 и его представитель ФИО17 в судебное заседание явились и указали, что представленный ФИО19 проект межевания территории под многоквартирным домом является неполным, отсутствует текстовая часть и акт согласования местоположения границ земельного участка. А предложенная ФИО19 графическая часть проекта межевания затрагивает интересы ФИО2, так как необоснованно захватывает земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности на основании постановления Администрации Лосненского сельского поселения Починковского района от 12.03. 1992 года № 20. С заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления- в администрацию Лосненского сельского поселения о формировании земельного участка ФИО19 не обращался. Последний лишь обратился с заявлением о согласовании уже разработанного проекта межевания территории. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованных лиц ФИО14, ФИО15, ФИО16 – ФИО17 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на вышеназванные доводы.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание явился, просил в иске отказать, указав, что он против размера и формы участка, который указан в Проекте межевания, представленном ФИО19 Проект межевания земельного участка не соответствует требованиям закона, его размер превышает размер земель, выделяемых под аналогичные дома согласно действующим нормам. Никто при межевании участка не обращался к нему и к его сестре по вопросу согласования границ участка.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание явились, требования не признали и указали, что по вопросу о согласовании границ земельного участка к ним никто не обращался. Они не согласны с проектом межевания земельного участка, предложенным ФИО19.
Заинтересованные лица- ФИО20, ФИО21, ФИО15, ФИО22, ФИО10, ФИО28, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО16, ФИО14, ФИО25, в судебное заседание на явились, извещены надлежащим образом.
Суд, обсудив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, заинтересованных лиц, находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение подготовки документации по планировке территории является обязанностью органа местного самоуправления, которая не может быть возложена на граждан.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16).
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16).
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пунктах 2.3 и 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО29, ФИО30 и ФИО31" определена правовая позиция, согласно которой в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из анализа указанных норм права следует, что формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о представлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) может осуществляться на основании обращения любого собственника помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: ..., д.Рябцево, ..., является 2-х этажным жилым домом, в котором расположены 18 квартир.
На основании договора на безвозмездную передачу квартиры, являющейся предметом договора найма жилого помещения в собственность граждан от ** ** ** ФИО19 является собственником 1/3 доли квартиры расположенной по адресу: д. Рябцево, ... (т.1 л.д.12).
ФИО2, ФИО3, ФИО20, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО21, ФИО15, ФИО22, ФИО10, ФИО28, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО7, ФИО16, ФИО8, ФИО14, ФИО25, ФИО9, также являются собственниками жилых помещений и проживают в указанном многоквартирном доме.
** ** ** ФИО19 подготовив с помощью специализированной организации проект межевания территории - земельного участка, расположенного по адресу: ..., Лосненское с.п., д.Рябцево, ..., обратился в Администрацию муниципального образования « ...» ... с заявлением о согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: д. Рябцево, ... (т.1 л.д.13). К заявлению были приложены графическая часть проекта межевания территории (т.1 л.д.14), свидетельство о государственной регистрации права.
На заявление ФИО19 письмом от ** ** **№ ** первый заместитель главы муниципального образования « ...» ... указал на то, что для утверждения проекта межевания территории земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерации, ..., Лосненское сельское поселение, д. Рябцево, ... ФИО19 необходимо представить следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; 2) доверенность на представление интересов заявителя; 3) документацию по планировке территории; 4) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки территории земельного участка под многоквартирным домом. При этом сообщено, что решения Администрации муниципального образования « ...» ... о принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц и о подготовке документации по планировке территории, в отношении которой подано заявление не предоставлялось (т.1 л.д. 15).
** ** ** ФИО19 обратился в Администрацию муниципального образования « ...» ... с заявлением, в котором указал, что ответ на его заявление является ничтожным и подлежит дальнейшему рассмотрению, при этом срок рассмотрения заявления необходимо восстановить, и исчислять его с даты регистрации – ** ** **.
** ** ** и.о. Главы муниципального образования « ...» ... письмом сообщил ФИО19, что для утверждения проекта межевания территории земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерации, ..., Лосненское сельское поселение, д. Рябцево, ... собственниками помещений указанного выше многоквартирного дома должны быть предоставлены документы в соответствии с Административным регламентом Администрации по представлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических и юридических лиц», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования « ...» ... от ** ** **№ **- адм, а именно: копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; доверенность на представление интересов заявителя; документация по планировке территории (проект межевания земельного участка); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки (межевания) территории земельного участка под многоквартирным домом (т.1 л.д.17-18).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от ** ** ** N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее ФЗ N 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае представления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Судом, бесспорно установлено, что в соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ от ** ** ** N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: д. Рябцево, ..., не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет, в связи с чем такой земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок.
ФИО19 являясь одним из собственников квартиры, расположенной в многоквартирном жилом ... д. ..., с целью постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирном домом, обратился в Администрацию МО « ...» ... с заявлением об утверждении проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом площадью 4309 кв.м по адресу: д. Рябцево, ..., приложив графическую часть проекта межевания территории, без его текстового пояснения и свидетельство о государственной регистрации права (т.1 л.д.13). При этом размер земельного участка, указанный в проекте межевания, значительно превышает максимальный размер земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки Лосненского сельского поселения ..., утвержденных решением Совета депутатов Лосненского сельского поселения № ** от 10.06. 2013 (от 600 до 3000 кв.м.) и Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Минземстроя от 26.08. 1998 № ** (около 2000 кв.м.).
Подготовленный проект межевания земельного участка не учитывал уже сложившееся в течение нескольких десятилетий землепользование, а именно в придомовую территорию включены; дорога общего пользования; огороженные земельные участки, используемые заинтересованными лицами по делу, а также находящиеся в их собственности(ФИО3, ФИО5).
Таким образом, административный истец самостоятельно подготовил проект межевания территории, который ответчиком обоснованно отклонен от утверждения (т.1 л.д. 15,17).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ перед утверждением проекта межевания территории земельного участка ФИО19 как лицу, обратившемуся за утверждением проекта межевания, необходимо было предоставить разрешение на разработку документации по планировке территории, которое выдает административный ответчик при предоставлении документов, указанных в п. 2.7.2, раздела 2.7 Административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц» от 25.07. 2018 № ** –адм(том 1, л.д. 90-92).
Согласно п. 2.7.2.2 Административного регламента Администрации муниципального образования ..., утвержденного постановлением администрации МО « ...» от ** ** **№ **- адм., для утверждения документации по планировке территории заявитель самостоятельно предоставляет следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; 2) доверенность на представление интересов заявителя; 3) документацию по планировке территории; 4) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки территории земельного участка под многоквартирным домом.
По делу бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что заявителем ФИО19 при обращении с заявлением о согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом такие документы как: документация по планировке территории; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки территории земельного участка под многоквартирным домом, не предоставлялись. За получением разрешения на разработку документации по планировке территории ФИО19 к административному ответчику не обращался.
Из материалов дела усматривается и также ни кем не оспаривается, что административный истец в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти- в администрацию Лосненского сельского поселения ... с заявлением о формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства и градостроительной деятельности не обращался. Не обращался заявитель с таким заявлением (о формировании земельного участка) до подачи данного административного иска и к административному ответчику по данному делу.
При этом, согласно письма Министерства экономического развития Российской федерации от ** ** ** № ОГ- ... пункта 1, 2 статьи 1 Правил землепользования и застройки Лосненского сельского поселения ...(том 2, л.д.75-76) подготовка проектов межевания на территории сельского поселения относится к полномочиям муниципального образования «Лосненское сельское поселение», а не к муниципальному образованию « ...».
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Административным истцом порядок обращения с соответствующим заявлением с предоставлением необходимых документов в соответствии с пунктом 2.7.2.2 Административного регламента Администрации муниципального образований « ...» ... не соблюден.
Требования о формировании земельного участка не было предметом изучения и оценки органов местного самоуправления, формирование земельного участка под многоквартирным домом в отсутствие утвержденной документации по планировке может привести к нарушению прав смежных землепользователей.
А поэтому со стороны Администрации МО « ...» ... незаконных действий, бездействия по отказу в согласование проекта межевания земельного участка судом не установлено. По возникшему вопросу был дан исчерпывающий ответ с разъяснением дальнейших действий, что закону не противоречит, о нарушении прав заявителя не свидетельствует, препятствий к осуществлению им своих прав не создает.
Решение вопроса о формировании земельного участка действующее земельное законодательство относит к исключительной компетенции органов местного самоуправления, в данном случае –Лосненского сельского поселения.
Кроме того, как усматривается из протокола внеочередного общего собрания собственников многоквартирного домовладения № ** д. ... от ** ** ** на котором присутствовало 24 человека, из них 16 собственники, собранием было принято следующее решение: за собственные средства решать вопрос о межевании земли под домом № ** д.Рябцево собственники не будут. Желают, чтобы данные вопросы решала администрация в плановом порядке за бюджетные средства, отклонить предложенный ФИО19 проект межевания территории ....Рябцево (т.1 л.д.111-118).
Таким образом, проект межевания земельного участка подготовленный истцом нарушает права жильцов многоквартирного дома по пользованию земельным участком, что подтвердили в судебном заседании и заинтересованные лица.
Административный ответчик не принимал решения о формировании земельного участка в спорных границах из-за отсутствия оснований для начала и проведения такой процедуры ввиду отсутствия соответствующего обращения от истца.
Понуждение ответчика к формированию спорного земельного участка под многоквартирным домом, расположенного по адресу: д. Рябцево, ..., в отсутствие соответствующего решения органа исполнительной власти, является ограничением права органа исполнительной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В случае подачи истцом соответствующего заявления о формировании земельного участка с приложенными к нему всеми необходимыми документами и отказа органа местного самоуправления сформировать спорный земельный участок, истец не лишен права обжаловать действия (бездействие) органа исполнительной власти в установленном законом порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении данного дела, только ** ** ** ФИО19 обратился к административному ответчику с заявлением сформировать земельный участок под многоквартирным домом(том 2, л.д.59), которое ** ** ** было направлено в администрацию Лосненского сельского поселения для рассмотрения вопроса о формировании вышеназванного земельного участка(том 2, л.д. 58).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО19 к Администрации муниципального образования « ...» ... о признании требования о предоставлении документов: протокола общего собрания и документации по планировке территории незаконным, о признании отказа в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным, возложении обязанности утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом и сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., д.Рябцево, ... отказать за необоснованностью.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.
Председательствующий: В.Д. Ковалев
Дело № **а-23/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
...** ** **
Починковский районный суд ... в составе:
председательствующего Ковалева В.Д.,
с участием представителя Администрации муниципального образования « ...» ... ФИО1,
заинтересованных лиц: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9,
представителя заинтересованных лиц ФИО3, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12 - ФИО13,
представителя заинтересованных лиц ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО16 - ФИО17,
представителя администрации Лосненского сельского поселения ... ФИО18,
при секретаре Николаевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО19 к Администрации муниципального образования « ...» ... о признании требований о предоставлении дополнительных документов незаконным, признании отказа в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным и возложении обязанности утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО19 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования « ...» ... о признании требований о предоставлении дополнительных документов незаконным, признании отказа в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным и возложении обязанности утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование требований указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: д. Рябцево, .... Он обращался к административному ответчику с заявлениями от ** ** **, ** ** ** о согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: д. Рябцево, .... Однако, ему было рекомендовано предоставить документы, которые не предусмотрены законом. Считает, что его право как собственника квартиры нарушаются, он необоснованно лишен возможности на формирование земельного участка под многоквартирным домом с целью дальнейшего приобретения права на данный участок. Считает, что требование о предоставлении протокола общего собрания и документации по планировке территории являются незаконными. Просит признать требование о предоставлении протокола общего собрания, документации по планировке территории незаконным. Признать отказ в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным и обязать Администрацию муниципального образования « ...» ... утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., д. Рябцево, ....
В процессе рассмотрения дела административный истец ФИО19 уточнил требования, просит признать требования о предоставлении документов: протокола общего собрания и документации по планировке территории незаконным, а отказ в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным. Обязать Администрацию муниципального образования « ...» ... сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., д.Рябцево, ....
Определениями Починковского районного суда ... от ** ** **, ** ** **, ** ** ** к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО20, администрация Лосненского сельского поселения ..., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО21, ФИО15, ФИО22, ФИО12, ФИО10, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО7, ФИО16, ФИО8, ФИО14, ФИО6, ФИО25, ФИО9 (т. 1 л.д.125-126, т.1 л.д.152-153, т. 1 л.д. 211-212, т.1 л.д. 225).
Административный истец и представитель административного истца ФИО26 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом(том 2, л.д., )доказательств в подтверждение уважительности причин своей неявки не представили.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования « ...» ... ФИО1 в судебное заседание явилась, административный иск не признала и указала, что пунктом 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме; принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке. Считает, что границы образуемого земельного участка (схема образуемых границ и проект межевания земельного участка) под многоквартирным домом должны быть рассмотрены на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 ЖК РФ. Пунктом 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, перед утверждением проекта межевания территории спорного земельного участка собственникам помещений многоквартирного дома необходимо получить у Администрации разрешение на разработку документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания), а для этого необходимо предоставить документы в соответствии с пунктом 2.7.2 раздела 2.7 Административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования « ...» ... от 25.07.2018г№ **-адм, а именно: заявление по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц»; копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; доверенность на представление интересов заявителя для обращения; схема с указанием ориентировочных границ территории, в отношении которой предполагается подготовка документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам пределов использования земельного участка и избрания уполномоченного лица, в случае подготовки документации по планировке территории в целях изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО19 отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Лосненского сельского поселения ... ФИО18 в судебное заседание явился, поддержал возражения административного ответчика, указав, что ФИО19 в администрацию сельского поселения с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом не обращался. Такое заявление поступила в январе 2019 года из администрации МО « ...» и его рассмотрение приостановлено до рассмотрения данного дела.
Заинтересованное лицо ФИО3 и ее представитель ФИО13 в судебное заседание явились и указали, что предоставленный административным истцом проект межевания территории под многоквартирным домом не соответствует закону. С заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления- в администрацию Лосненского сельского поселения о формировании земельного участка ФИО19 не обращался. Также указали, что ФИО19 пренебрежительно относится к мнению всех остальных собственником ... д. ..., он злоупотребил своим правом, подав в ... заявление о согласовании уже готового Проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом. Новоселов, не спрашивая мнения других собственников данного домовладения, не выясняя размеры и конфигурацию земельного участка, не учитывая сложившееся десятилетиями землепользование на данной территории, по своей инициативе сформировал земельный участок под многоквартирным домом и потребовал от администрации утвердить именно данный проект межевания. Акт согласования местоположения границ земельного участка к проекту ФИО19 не составлялся. Таким образом, согласия либо возражений собственников соседних земельных участков не испрашивалось. Установленные по проекту ФИО19 размеры земельного участка под домом, значительно превышают максимальный размер земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки Лосненского сельского поселения для домов такой этажности и Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Кроме того данный проект не учитывает уже сложившееся в течении нескольких десятилетий землепользование: в придомовую территорию включены огороженные земельный участки, используемыми ФИО2, ФИО27, ФИО21 Просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованных лиц ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12- ФИО13 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, указывая на вышеприведенные доводы.
Заинтересованное лицо ФИО2 и его представитель ФИО17 в судебное заседание явились и указали, что представленный ФИО19 проект межевания территории под многоквартирным домом является неполным, отсутствует текстовая часть и акт согласования местоположения границ земельного участка. А предложенная ФИО19 графическая часть проекта межевания затрагивает интересы ФИО2, так как необоснованно захватывает земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности на основании постановления Администрации Лосненского сельского поселения ... от 12.03. 1992 года № **. С заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления- в администрацию Лосненского сельского поселения о формировании земельного участка ФИО19 не обращался. Последний лишь обратился с заявлением о согласовании уже разработанного проекта межевания территории. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованных лиц ФИО14, ФИО15, ФИО16 – ФИО17 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на вышеназванные доводы.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание явился, просил в иске отказать, указав, что он против размера и формы участка, который указан в Проекте межевания, представленном ФИО19 Проект межевания земельного участка не соответствует требованиям закона, его размер превышает размер земель, выделяемых под аналогичные дома согласно действующим нормам. Никто при межевании участка не обращался к нему и к его сестре по вопросу согласования границ участка.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание явились, требования не признали и указали, что по вопросу о согласовании границ земельного участка к ним никто не обращался. Они не согласны с проектом межевания земельного участка, предложенным ФИО19.
Заинтересованные лица- ФИО20, ФИО21, ФИО15, ФИО22, ФИО10, ФИО28, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО16, ФИО14, ФИО25, в судебное заседание на явились, извещены надлежащим образом.
Суд, обсудив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, заинтересованных лиц, находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение подготовки документации по планировке территории является обязанностью органа местного самоуправления, которая не может быть возложена на граждан.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ** ** ** N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16).
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16).
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пунктах 2.3 и 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО29, ФИО30 и ФИО31" определена правовая позиция, согласно которой в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из анализа указанных норм права следует, что формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о представлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) может осуществляться на основании обращения любого собственника помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: ..., ..., ..., является 2-х этажным жилым домом, в котором расположены 18 квартир.
На основании договора на безвозмездную передачу квартиры, являющейся предметом договора найма жилого помещения в собственность граждан от ** ** ** ФИО19 является собственником 1/3 доли квартиры расположенной по адресу: д. ..., ... (т.1 л.д.12).
ФИО2, ФИО3, ФИО20, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО21, ФИО15, ФИО22, ФИО10, ФИО28, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО7, ФИО16, ФИО8, ФИО14, ФИО25, ФИО9, также являются собственниками жилых помещений и проживают в указанном многоквартирном доме.
** ** ** ФИО19 подготовив с помощью специализированной организации проект межевания территории - земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., обратился в Администрацию муниципального образования « ...» ... с заявлением о согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., ... (т.1 л.д.13). К заявлению были приложены графическая часть проекта межевания территории (т.1 л.д.14), свидетельство о государственной регистрации права.
На заявление ФИО19 письмом от ** ** **№ ** первый заместитель главы муниципального образования «Починковский район» Смоленской области указал на то, что для утверждения проекта межевания территории земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерации, ..., ..., ... ФИО19 необходимо представить следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; 2) доверенность на представление интересов заявителя; 3) документацию по планировке территории; 4) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки территории земельного участка под многоквартирным домом. При этом сообщено, что решения Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц и о подготовке документации по планировке территории, в отношении которой подано заявление не предоставлялось (т.1 л.д. 15).
** ** ** ФИО19 обратился в Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области с заявлением, в котором указал, что ответ на его заявление является ничтожным и подлежит дальнейшему рассмотрению, при этом срок рассмотрения заявления необходимо восстановить, и исчислять его с даты регистрации – ** ** **.
** ** ** и.о. Главы муниципального образования «Починковский район» Смоленской области письмом сообщил ФИО19, что для утверждения проекта межевания территории земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерации, ..., ..., ... собственниками помещений указанного выше многоквартирного дома должны быть предоставлены документы в соответствии с Административным регламентом Администрации по представлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических и юридических лиц», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 25.07.2018 № 102- адм, а именно: копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; доверенность на представление интересов заявителя; документация по планировке территории (проект межевания земельного участка); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки (межевания) территории земельного участка под многоквартирным домом (т.1 л.д.17-18).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее ФЗ N 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае представления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Судом, бесспорно установлено, что в соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ..., ..., не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет, в связи с чем такой земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок.
ФИО19 являясь одним из собственников квартиры, расположенной в многоквартирном жилом ... д. ..., с целью постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирном домом, обратился в Администрацию МО «Починковский район» Смоленской области с заявлением об утверждении проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом площадью ** ** ** по адресу: ..., ..., приложив графическую часть проекта межевания территории, без его текстового пояснения и свидетельство о государственной регистрации права (т.1 л.д.13). При этом размер земельного участка, указанный в проекте межевания, значительно превышает максимальный размер земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Лосненского сельского поселения №14 от 10.06. 2013 (от 600 до 3000 кв.м.) и Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Минземстроя от 26.08. 1998 № 59 (около 2000 кв.м.).
Подготовленный проект межевания земельного участка не учитывал уже сложившееся в течение нескольких десятилетий землепользование, а именно в придомовую территорию включены; дорога общего пользования; огороженные земельные участки, используемые заинтересованными лицами по делу, а также находящиеся в их собственности(ФИО3, ФИО5).
Таким образом, административный истец самостоятельно подготовил проект межевания территории, который ответчиком обоснованно отклонен от утверждения (т.1 л.д. 15,17).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ перед утверждением проекта межевания территории земельного участка ФИО19 как лицу, обратившемуся за утверждением проекта межевания, необходимо было предоставить разрешение на разработку документации по планировке территории, которое выдает административный ответчик при предоставлении документов, указанных в п. 2.7.2, раздела 2.7 Административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) на основании заявления физических и юридических лиц» от 25.07. 2018 № 104 –адм(том 1, л.д. 90-92).
Согласно п. 2.7.2.2 Административного регламента Администрации муниципального образования Починковский район Смоленской области, утвержденного постановлением администрации МО «Починковский район» от 25.07.2018 №102- адм., для утверждения документации по планировке территории заявитель самостоятельно предоставляет следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя либо его представителя; 2) доверенность на представление интересов заявителя; 3) документацию по планировке территории; 4) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки территории земельного участка под многоквартирным домом.
По делу бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что заявителем ФИО19 при обращении с заявлением о согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом такие документы как: документация по планировке территории; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу одобрения документации по проекту планировки территории земельного участка под многоквартирным домом, не предоставлялись. За получением разрешения на разработку документации по планировке территории ФИО19 к административному ответчику не обращался.
Из материалов дела усматривается и также ни кем не оспаривается, что административный истец в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти- в администрацию Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области с заявлением о формировании земельного участка с учетом требований земельного законодательства и градостроительной деятельности не обращался. Не обращался заявитель с таким заявлением (о формировании земельного участка) до подачи данного административного иска и к административному ответчику по данному делу.
При этом, согласно письма Министерства экономического развития Российской федерации от ** ** ** № ОГ- ... пункта 1, 2 статьи 1 Правил землепользования и застройки Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области(том 2, л.д.75-76) подготовка проектов межевания на территории сельского поселения относится к полномочиям муниципального образования «Лосненское сельское поселение», а не к муниципальному образованию «Починковский район».
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Административным истцом порядок обращения с соответствующим заявлением с предоставлением необходимых документов в соответствии с пунктом 2.7.2.2 Административного регламента Администрации муниципального образований «Починковский район» Смоленской области не соблюден.
Требования о формировании земельного участка не было предметом изучения и оценки органов местного самоуправления, формирование земельного участка под многоквартирным домом в отсутствие утвержденной документации по планировке может привести к нарушению прав смежных землепользователей.
А поэтому со стороны Администрации МО «Починковский район» Смоленской области незаконных действий, бездействия по отказу в согласование проекта межевания земельного участка судом не установлено. По возникшему вопросу был дан исчерпывающий ответ с разъяснением дальнейших действий, что закону не противоречит, о нарушении прав заявителя не свидетельствует, препятствий к осуществлению им своих прав не создает.
Решение вопроса о формировании земельного участка действующее земельное законодательство относит к исключительной компетенции органов местного самоуправления, в данном случае –Лосненского сельского поселения.
Кроме того, как усматривается из протокола внеочередного общего собрания собственников многоквартирного домовладения № ** д. ... от ** ** ** на котором присутствовало 24 человека, из них 16 собственники, собранием было принято следующее решение: за собственные средства решать вопрос о межевании земли под домом № **... собственники не будут. Желают, чтобы данные вопросы решала администрация в плановом порядке за бюджетные средства, отклонить предложенный ФИО19 проект межевания территории ... (т.1 л.д.111-118).
Таким образом, проект межевания земельного участка подготовленный истцом нарушает права жильцов многоквартирного дома по пользованию земельным участком, что подтвердили в судебном заседании и заинтересованные лица.
Административный ответчик не принимал решения о формировании земельного участка в спорных границах из-за отсутствия оснований для начала и проведения такой процедуры ввиду отсутствия соответствующего обращения от истца.
Понуждение ответчика к формированию спорного земельного участка под многоквартирным домом, расположенного по адресу: д. ..., ..., в отсутствие соответствующего решения органа исполнительной власти, является ограничением права органа исполнительной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В случае подачи истцом соответствующего заявления о формировании земельного участка с приложенными к нему всеми необходимыми документами и отказа органа местного самоуправления сформировать спорный земельный участок, истец не лишен права обжаловать действия (бездействие) органа исполнительной власти в установленном законом порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении данного дела, только ** ** ** ФИО19 обратился к административному ответчику с заявлением сформировать земельный участок под многоквартирным домом(том 2, л.д.59), которое ** ** ** было направлено в администрацию Лосненского сельского поселения для рассмотрения вопроса о формировании вышеназванного земельного участка(том 2, л.д. 58).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО19, к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании требования о предоставлении документов: протокола общего собрания и документации по планировке территории незаконным, о признании отказа в согласовании проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом необоснованным, возложении обязанности утвердить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом и сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., ..., ... отказать за необоснованностью.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.
Председательствующий: В.Д. Ковалев