По делу № 2а-1079/2020
52RS0002-01-2019-005307-86 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года г.Н.Новгород
Канавинский районный суд Н.Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ткача А.В.,
при секретаре судебного заседания Кобловой А.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к Девятому арбитражному апелляционному суду о признании незаконным и недействующим Приказа и Положения о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском к Девятому арбитражному апелляционному суду о признании незаконным и недействующим Приказа и Положения о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций, указав, что 25.10.2018 через систему подачи жалоб на действия судей и работников аппарата суда ФИО1 была подана жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд на действия председателя Арбитражного суда города Москвы. Из письма от 23.11.2018 № СП-28/497 следует, что его жалоба не была передана председателю суда. 21.01.2019 года ФИО1 была подана жалоба №Ж-09-АП-3/19 в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой заявитель просил привлечь к ответственности работника секретариата и рассмотреть жалобу от 25.10.2018 года. Из письма СП28/100 от 20.02.2019 года следует, что жалоба не передана председателю суда со ссылкой на Положение о порядке рассмотрения граждан и организаций, утвержденные приказом №35-ОД от 12.07.2010 года. На сайте суда указанное Положение не опубликовано, а также данное положение противоречит праву административного истца на справедливое рассмотрение обращения.
ФИО1 просит суд признать незаконными и никогда не действующими Приказ №35-ОД от 12.07.2010 года Председателя Девятого арбитражного апелляционного суда и Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в Девятом арбитражном апелляционном суде.
В судебном заседании стороны не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Информация о судебном заседании размещена на сайте в сети «Интернет» в соответствии с ч.8 ст.96 КАС РФ, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что 26.09.2018 через систему подачи жалоб на действия судей и работников аппарата суда ФИО1 была подана жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд на действия председателя Арбитражного суда города Москвы.
Руководителем секретариата суда был подготовлен и направлен ответ 23.11.2018 № СП-28/497, в котором заявителю было указано, что положениями ст. 33.3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» рассмотрение жалоб на действия судей других судов в компетенцию Девятого арбитражного апелляционного суда не входят.
21.01.2019 ФИО1 была подана жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой заявитель просил привлечь к ответственности работника секретариата за превышение полномочии и рассмотреть жалобу от 25.10.2018 года.
20.02.2019 года заместителем председателя суда был подготовлен и направлен ответ № СП-28/100, в котором заявителю было указано об отсутствии нарушений при рассмотрении ранее поступившей жалобы, а также на правомочия руководителя секретариата суда по проверке доводов обращения. В данном ответе также отражено, что в соответствии с Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в Девятом арбитражном апелляционном суде, утвержденным приказом председателя Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 №35 ОД, ответы на обращения подписывают председатель суда, а также по его поручению заместители председателя суда, руководитель аппарата – администратор суда или руководитель секретариата председателя суда.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ па обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 «Об утверждении Регламента арбитражных судов» (далее Регламент) предусмотрено, что арбитражные суды в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение обращений, заявлений и жалоб (далее - обращения), в том числе касающихся деятельности суда в целом либо действий судьи, работника аппарата суда, и направление по ним ответов в установленные законом сроки в соответствии с действующим законодательством и Положением о порядке рассмотрения писем, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, утвержденным Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В пункте 2 данного Регламента указано, что по вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.
Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.
Согласно положениям п. 118 Регламента при поступлении жалобы на действия судьи, работника аппарата суда председатель арбитражного суда, исходя из ее содержания, может поручить проверку по ней одному из своих заместителей, председателю судебного состава, руководителю структурного подразделения.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы должен быть мотивированным и подписан председателем или заместителем председателя арбитражного суда либо по их поручению иным должностным лицом в пределах его компетенции.
В соответствии с п. 117 Регламента работа с письменными обращениями осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах.
Согласно положениям п. 41.1.2 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100 в работе по рассмотрению обращений арбитражные суды руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, локальными актами ВАС РФ, настоящей Инструкцией.
Согласно п. 41.1.5 указанной Инструкции лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, определяется приказом арбитражного суда. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, осуществляет текущий контроль за сроками рассмотрения обращений, и ежеквартально предоставляет отчет о порядке работы с обращениями председателю суда. Окончательные решения но обращениям принимает председатель арбитражного суда.
Согласно п. 41.1.12 Инструкции председатель арбитражного суда поручает проверку изложенных в обращениях обстоятельств в зависимости от их характера заместителям председателя арбитражного суда, председателям судебных составов, судьям, руководителю аппарата - администратору арбитражного суда или его заместителю, руководителям структурных подразделений, работникам арбитражного суда.
Следовательно, Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в Девятом арбитражном апелляционном суде, утвержденное Приказом председателя суда № 35-ОД от 12.07.2010, является документом внутреннего пользования, принято в соответствии с нормами Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Регламента арбитражных судов Российской Федерации, Положения о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100, гарантируя своевременное рассмотрение Девятым арбитражным апелляционным судом обращений граждан и не подлежит обязательному опубликованию.
Порядок разработки и принятия Положения не противоречат требованиям, установленным главой 34 (Подготовка локальных актов арбитражных судов) Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100. В связи с этим в настоящее время отсутствует необходимость отмены или внесения изменений в Положение.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд приходит к выводу о том, что доказательств нарушения конкретных прав административного истца обжалуемым Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в Девятом арбитражном апелляционном суде, утвержденного Приказом председателя суда №35-ОД от 12.07.2010 года суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Девятому арбитражному апелляционному суду о признании незаконным и недействующим Приказа и Положения о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия судьей решения в окончательной форме через Канавинский районный суд г.Н.Новгорода.
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2020 года
Судья /подпись/ А.В. Ткач
Копия верна. Судья А.В. Ткач
Секретарь с/з А.А. Коблова
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2а-1079/2020