ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1079/2021 от 21.09.2021 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

УИД 14RS0016-01-2021-001480-70

Дело № 2а-1079/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 сентября 2021 года г. Мирный РС (Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Макаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бакирова Бакира Риязаддин-оглы к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным,

у с т а н о в и л :

Бакиров Б.Р.О. обратился в суд с административным иском, которым просит признать незаконным и отменить решение МРИ ФНС № 1 по Республике Саха (Якутия) от 02.06.2021 № 04-392/ст.101.4 о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Требования мотивированы тем, что 02.06.2021 административным ответчиком в отношении административного истца принято решение № 04-392/ст. 101.4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, выразившегося в непредставлении документов в установленный срок; указанным решением в отношении административного истца применено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. Истец считает решение административного ответчика незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца, в связи с тем, что невозможность представления документов в указанный и установленный срок он мотивировал в своем пояснении в налоговый орган, которым последний располагал при составлении оспариваемого решения; полагает, что такое решение дискредитирует органы государственной власти перед субъектами малого предпринимательства и идет в разрез с общими постулатами, как Правительства России, так и Президента, которые однозначно указывают на недопустимость излишних административных проявлений со стороны органов государственной власти.

Административный истец Бакиров Б.Р.-о, его представитель Иванов А.С. в ходе судебного заседания изложенные в административном исковом заявлении доводы и требование поддержали в полном объеме, просят иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика (МРИ ФНС России № 1 по Республике Саха (Якутия)) на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом; на основании изложенных в письменном возражении на административный иск доводов и.о. начальника Фот Н.А. просит в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 21-23).

В силу статьи 151 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица, поскольку последний ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял и не представил доказательства уважительности причины неявки.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 28.12.2020 МРИ ФНС № 1 по Республике Саха (Якутия) вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении М (л.д. 26); 10.02.2021 вынесено решение № 04-1/1В о возобновлении проведения выездной налоговой проверки (л.д.18).

11.02.2021 Бакирову Б.Р.-о. вручено требование от 10.02.2021 № 04-105/внп о представлении документов (информации), а именно: договора аренды, заключенного с ИП М (ИНН ), действующего в период с 01.01.2017 по 31.12.2019, с приложением всех первичных документов, иных документов, заключенных с ИП М, действующих в период с 01.01.2017 по 31.12.2019, с приложением всех первичных документов, доверенностей от ИП М, действующих в период с 01.01.2017 по настоящее время.

18.02.2021 ИП Бакировым Б.Р.-о. в адрес налоговой инспекции по Республике Саха (Якутия) (г. Мирный) направлено сообщение (письмо) о невозможности представить указанные в требовании от 10.02.2021 № 04-105/внп документы (л.д. 14-15), которым Бакиров Б.Р.О. ставит в известность ИФНС № 1 по Республике Саха (Якутия) о том, что в связи с окончанием действия договора аренды (31.12.2020 – срок окончания), заключенного между ИП М и ИП Бакировым Б.Р.О., вся документация, в том числе на электронных носителях, по указанным взаимоотношениям была направлена в <адрес> на юридический адрес ИП Бакирова Б.Р.О. для учета, хранения и систематизации. Сам ИП Бакиров Б.Р.О. находится в г. Мирном Республики Саха (Якутия) для окончания части своих рабочих мероприятий. Таким образом, в установленный законом срок, а именно в течение пяти рабочих дней с момента получения такого требования, представить документы и договоры, заключенные между ИП М и ИП Бакировым Б.Р.-о. последний не имеет возможности по уважительным причинам, вызванным передислокацией документов на юридический адрес - в другой город. ИП Бакиров Б.Р.-о. запланировал выехать в <адрес> после 08 марта 2021 г.; после указанной даты, документы будут подготовлены и направлены в адрес МРИ ФНС по Республике Саха (Якутия) (л.д. 16).

23.03.2021 ИП М на требование 04-105/внп от 10.02.2021 были представлены все истребованные налоговым органом документы, в том числе заключенные с 2017 года с ИП Бакировым Б.Р.-о. договоры подряда, аренды части здания (л.д. 39).

02.06.2021 решением № 04-392/ст.101.4 МРИ ФНС № 1 по Республике Саха (Якутия) Бакиров Бакир Риязаддин оглы (ИНН ) привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, - к штрафу в размере 5000 руб. (л.д. 12-13). Из вынесенного решения следует, что в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ индивидуальному предпринимателю Бакирову Б.Р.-о. (ИНН ), в связи с выездной налоговой проверкой выставлено требование о представлении документов относительно сделки с индивидуальным предпринимателем М (ИНН ). Требование № 04-105/внп от 10.02.2021 получено ИП Бакировым Б.Р.О. лично под роспись 11.02.2021, соответственно срок представления документов 18.02.2021. В нарушение п. 5 ст. 93.1 Кодекса копии документов по требованию о представлении документов (информации) на дату вынесения настоящего решения ИП Бакировым Б.Р.О. не представлены.

Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (часть 1 статьи 218, часть 2 статьи 227 КАС РФ).

По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом и требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Указанным положениям о правах налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункты 1, 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (пункт 4 указанной статьи).

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ, отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.

На основании материалов дела судом установлено, не опровергнуто допустимыми и относимыми законом доказательствами, что 11.02.2021 Бакирову Б.Р.-о. налоговой инспекцией вручено требование от 10.02.2021 № 04-105/внп о представлении документов (информации); 18.02.2021, то есть в установленный срок, ИП Бакировым Б.Р.-о. в адрес налоговой инспекции по Республике Саха (Якутия) на указанное требование направлено сообщение (письмо) о невозможности представления документов в течение 5 рабочих дней в связи с тем, что вся документация по указанным с ИП М взаимоотношениям, в связи с окончанием действия договора аренды (31.12.2020), направлена в <адрес> - на юридический адрес ИП Бакирова Б.Р.-о. для учета, хранения и систематизации, а также о представлении документов после 08.03.2021; ИП М 23.03.2021 на требование 04-105/внп от 10.02.2021 были представлены все истребованные налоговым органом документы, в том числе заключенные с ИП Бакировым Б.Р.-о. с 2017 года договоры подряда и аренды здания. Вместе с тем, имея в наличии уведомление Бакирова Б.Р.-о. от 18.02.2021 о невозможности представления в установленные сроки истребуемых документов и о сроке, в течение которого эти документы (информация) могут быть им представлены, 02.06.2021 (по истечении более 3 месяцев) налоговым органом вынесено решение о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

При изложенных и установленных обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы стороны истца о том, что налоговая инспекция после получения от истца Бакирова Б.Р.-о. уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации), была вправе продлить срок представления этих документов (информации) в связи с наличием уважительных причин, а не привлекать истца к ответственности по истечении длительного времени, а также после представления 23.03.2021 ИП М всех истребованных документов; при этом налоговым законодательством прямо не предусмотрено обязанность лица заявлять ходатайство о продлении срока представления документов; кроме того, отсутствие наименования в письме (сообщении, информации) слова «уведомление» не означает, что документ не является надлежащим уведомлением.

В опровержение установленного стороной административного ответчика суду не представлены допустимые и относимые законодательством доказательства, материалы дела не содержат.

Проанализировав вышеприведенные нормы закона, исходя из содержания позиции Верховного Суда Российской Федерации, а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав обстоятельства события, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, приняв во внимание обоснованность и последовательность доводов стороны административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Бакирова Бакира Риязаддин-оглы удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) от 02 июня 2021 года № 04-392/ст.101.4 о привлечении Бакирова Бакира Риязаддин-оглы к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 01.10.2021 г.

Председательствующий Иванова С.Ж.