ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-107/20 от 04.02.2020 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-107/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 04 февраля 2020 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

с участием заместителя Бологовского межрайонного прокурора Фролова Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кемецкого сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить регламент,

установил:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кемецкого сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить регламент.

Иск мотивирован тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации Кемецкого сельского поселения Бологовского района Тверской области выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка внеочередного предоставления инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Предоставление муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм является одной из возложенных на администрацию муниципального образования функций, цель реализации которой заключается в удовлетворении потребностей физического лица, относящегося к категории инвалидов. На органы, предоставляющие муниципальные услуги, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность предоставлять их в соответствии с административными регламентами. Вместе с тем, согласно информации администрации Кемецкого сельского поселения от 16.12.2019 №326 порядок реализации полномочий по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего лица, относящиеся к категории инвалидов, лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства. Частью 1 статьи 39 КАС РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Орган местного самоуправления, осуществляющий публично значимую деятельность, вступает в правоотношения с неопределенным кругом лиц, при этом одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. В качестве основных целей административного регламента выступают повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, складывающихся при предоставлении муниципальной услуги, реализация прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, формирование для инвалидов на территории сельского поселения доступной и благоприятной среды, улучшение качества их жизни. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.39, 124, 125 КАС РФ, просит суд признать бездействие администрации Кемецкого сельского поселения в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм незаконным; обязать администрацию Кемецкого сельского поселения разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель Бологовского межрайонного прокурора Фролов Д.Ю. административные исковые требования полностью поддержал по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации Кемецкого сельского поселения, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, возражений по делу не представил, об отложении не ходатайствовал.

В силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по вопросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Аналогичное положение содержит статья 8 Устава муниципального образования.

Из положений части 7 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Норма о внеочередном предоставлении инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства, закрепленная в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является одним из необходимых условий обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

С учетом того, что поименованный Федеральный закон не содержит указания на предоставление земельных участков указанной категории граждан в собственность бесплатно, а статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень случаев бесплатного предоставления в собственность земельного участка, земельные участки для гаражного строительства инвалидам могут быть предоставлены вне очереди либо в собственность за плату, либо в аренду без проведения торгов.

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, то есть распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, есть ни что иное, как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, то есть является муниципальной услугой.

Предоставление муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм является одной из возложенных на администрацию муниципального образования функций, цель реализации которой заключается в удовлетворении потребностей физического лица, относящегося к категории инвалидов.

На органы, предоставляющие муниципальные услуги, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Из статьи 13 названного Федерального закона следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1), порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15).

Структура административного регламента, стандарт предоставления муниципальной услуги предусмотрены статьей 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В качестве основных целей административного регламента выступают повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, складывающихся при предоставлении муниципальной услуги, реализация прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, формирование для инвалидов на территории сельского поселения доступной и благоприятной среды, улучшение качества их жизни.

Как следует из информации, предоставленной администрацией Кемецкого сельского поселения от 16.12.2019 №326, административный регламент предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм не принят.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной прокуратурой проверкой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка внеочередного предоставления инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, вследствие чего лица, относящиеся к категории инвалидов, лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Поскольку бездействие ответчика по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Требуемые прокурором сроки исполнения решения суд считает разумными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кемецкого сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить регламент – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кемецкого сельского поселения в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Обязать администрацию Кемецкого сельского поселения разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по внеочередному предоставлению инвалидам мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 11 февраля 2020 года.

Председательствующий

Мотивированное решение суда составлено 11 февраля 2020 года