Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» июня 2021 г. <адрес>
<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,
при секретаре Симоненко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <данные изъяты> района Ярославской области к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению нормативного правового акта о предоставлении муниципальной услуги в соответствие с требованиями федерального закона,
у с т а н о в и л :
Прокурор <данные изъяты> района обратился в <данные изъяты> районный суд <адрес> с административным иском к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> (далее Администрация ММР) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> МР от 20.10.2017 г. № (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), и возложении обязанности в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный Административный регламент.
В исковом заявлении указано, что прокуратурой района в ходе правового мониторинга нормативно-правовой базы органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального района установлены нарушения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской деятельности. Постановлением Администрации ММР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества (далее Административный регламент). При этом было установлено, что данный нормативный акт не соответствует ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которая предусматривает поддержку, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, и ст. 3 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая регулирует вопрос преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесен протест, который рассмотрен Администрацией ММР, признан обоснованным, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменения в муниципальный нормативный правовой акт не внесены. Невыполнение ответчиком обязанности по внесению в спорный Административный регламент предоставления муниципальной услуги соответствующих изменений влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства в части реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества.
Представитель административного истца помощник прокурора <данные изъяты> района ФИО1 исковые требования к Администрации ММР поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, но уточнила их в той части, что необходимо привести в соответствие с требованиями ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Приложение № к Административному регламенту Заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества, находящегося в собственности <данные изъяты> муниципального района, и в соответствие с требованиями п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» абзац 7 п. 3.3.5 Административного регламента.
Представитель административного ответчика Администрации ММР ФИО2, выступающая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора МР с учетом их уточнения признала.
Выслушав представителей административного истца прокурора <данные изъяты> района ФИО1 и административного ответчика Администрации ММР ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <данные изъяты> района. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных исковых требований и представленных сторонами доказательств, а также с учетом признания иска представителем административного ответчика Администрации ММР.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности административного истца.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 ФЗ).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12 ФЗ).
Суд установил, что постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества (л.д. 11-18).
В ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указано, что финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
Приложение № Заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества, находящегося в собственности <данные изъяты> муниципального района, к Административному регламенту не соответствует ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на то, что необходимо подтвердить отсутствие оснований для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, поскольку данным субъектам согласно ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ не может оказываться финансовая поддержка, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона.
В п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления (п. 2).
В абзаце 7 п. 3.3.5 Административного регламента решение об отказе в заключении договора купли-продажи арендованного недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества принимается в случаях, если на дату подачи заявления имеется непогашенная задолженность по арендной плате и (или) неустойкам (пеням, штрафам) за использование имущества, в отношении которого заявлено право выкупа в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1. ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ. Из анализа данного абз. 7 п. 3.3.5 Административного регламента следует, что он не соответствует п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ.
В адрес Главы <данные изъяты> МР ДД.ММ.ГГГГ прокурором МР внесен протест (л.д. 8-10), который рассмотрен и признан обоснованным, что подтверждается ответом Администрации ММР от ДД.ММ.ГГГГ № их.№ (л.д. 19). Однако до настоящего времени изменения в муниципальный нормативный правовой акт не внесены, что признавалось представителем административного ответчика Администрации ММР ФИО2 в судебном заседании.
Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по внесению изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), нарушает права неопределенного круга лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства в части реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества.
При вынесении решения по настоящему делу суд учитывает признание иска административным ответчиком Администрацией ММР. В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд принимает признание административным ответчиком Администрацией ММР административного иска, так как он не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора <данные изъяты> района к Администрации ММР подлежат удовлетворению.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).
С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности по внесению изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, суд устанавливает срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования прокурора <данные изъяты> района Ярославской области к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>.
Признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Возложить на Администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> обязанность привести
Приложение № Заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества, находящегося в собственности <данные изъяты> муниципального района, к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации ими преимущественного права на приобретение арендованного имущества, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), в соответствие с требованиями ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,
абзац 7 п. 3.3.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по заключению договора купли-продажи арендуемого недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации им преимущественного права на приобретение арендованного имущества, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), в соответствие с требованиями п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить суду и административному истцу прокурору <данные изъяты> района об исполнении решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Акутина