ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-107/2021 от 17.02.2021 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0004-01-2020-002252-31

Дело№2а-107/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2021 г. г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Дюльдиной А.И.,

при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> об оспаривании действий органа местного самоуправления, возложении обязанности по внесению изменений в вид разрешенного использования земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в изменения цели использования земельного участка и возложении обязанности в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда выдать документ, подтверждающий внесение изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства.

В административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 71317 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на момент приобретения земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения — для сельскохозяйственного производства, в настоящее время — земли населенных пунктов. В январе 2017 г. по заявлению административного истца администрацией Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> был разработан проект межевания земельного участка с кадастровым номером для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельного участка, находящегося в собственности земельного участка увеличится в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельного участка. Административным истцом были внесены изменения в проект межевания ООО «Землемер» от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> были проведены публичные слушания по заявлению административного истца для внесения изменений в ПЗЗ Беломестнодвойневского сельсовета относительно вида разрешенного использования земельного участка и увеличения отклонения от предельных параметров разрешенного использования земельного участка в части увеличения предельного максимального размера земельного участка. На основании постановления Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>, проекта межевания территорий образовался земельный участок с кадастровым номером общей площадью 94680 кв.м, с присвоением адреса: <адрес>, 1 Ф. В октябре 2019 г. административный истец обратился с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. В письме от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был перечислен ряд требований, которые необходимо соблюсти для заключения соглашения о перераспределении земельного участка. В целях соблюдения требований ответчика ООО «Землемер-М» были внесены изменения в проект межевания от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Беломестнодвойневского сельсовета по заявлению административного истца проведены публичные слушания по внесению изменений в ПЗЗ Беломестнодвойневского сельсовета относительно вида разрешенного использования земельного участка и увеличения отклонения от предельных параметров разрешенного зона смешанной застройки (жилой и общественной деловой Ж1). ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик выдал отказ в изменении цели использования земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок расположен в зоне Ж1 (зона смешанной застройки). Полагает отказ незаконным, нарушающим положения Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ. Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>, который является нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. Отказ административного ответчика в изменении вида разрешенного использования перераспределенного земельного участка (учитывая, что более 80 % земельного участка является собственностью административного истца) по мотиву отсутствия в территориальной зоне, где расположен земельный участок максимального размера земельных участков, в том числе, с видом разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 5000 кв.м., приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого следует исходить из того, что органом местного самоуправления не предоставлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок на дату обращения заявителя с заявлением о внесении изменений вида разрешенного использования земельного участка.

В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что неоднократные отказы администрации <адрес>, мотивированные различными предлогами, препятствует ему как собственнику использовать земельный участок, существенным образом нарушая его права.

Представитель административного истца по доверенности А.А.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что доводы специалиста администрации <адрес> не соответствуют действительности, поскольку как административным истцом, так и администрацией Беломестнодвойневского сельсовета были выполнены все необходимые условия для регистрации внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка. Между тем, как следует из отказа Управления Росреестра в регистрации внесения изменений, в соответствии со ст. 37 и 39 Градостроительного кодекса РФ, необходимо представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка, такой документ административным ответчиком предоставлен не был. При этом формируемый земельный участок состоит из двух частей, и администрация <адрес> обладает полномочиями по разрешению изменения вида использования земельного участка. При этом обратила внимание на то обстоятельство, что сам отказ не содержит конкретной нормы закона, в соответствии с которой административный ответчик не должен выносить такое решение.

Представители административного ответчика администрации <адрес>, заинтересованных лиц Управления Росреестра по <адрес>, администрации Беломестнодвойневского сельсовета в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела. Об отложении дела не ходатайствовали, сведения о наличии уважительных причин неявки представителя административного ответчика суду не представлены.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся на основании ст. 150 КАС РФ.

Ранее в судебном заседании специалист – начальник отдела по управлению земельными ресурсами и землеустройства администрации <адрес>Г.Л.А. пояснила, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания, утвержденным постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>. Внесение изменений в вид разрешенного использования также возможно в связи с внесением изменений в проект межевания. После внесения изменений в проект межевания необходимо направить диск с проектом в Управление Росреестра, а после внесения изменений в сведения ГКН обратиться в администрацию <адрес>. Основанием для принятия оспариваемого отказа послужило то, что ФИО1 либо глава администрации Беломестнодвойневского сельсовета самостоятельно не обратились в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменения вида разрешенного использования в ГКН. Издание нормативно-правового акта администрацией <адрес> в данном случае не требуется. В письме было обращено внимание на то, что, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования максимальная площадь земельного участка с видом разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, составляет 5000 кв.м. Образуемые земельные участки должны соответствовать документам территориального планирования муниципального образования, на территории которого находится образуемый земельный участок. Это не препятствует администрации Беломестнодвойневского сельсовета изменить размер площади выделяемого земельного участка. Необходимо уточнить в Управлении Росреестра порядок подачи сведений для внесения изменений в ГКН.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

Указанный срок административным истцом ФИО1 соблюден, принимая во внимание, что оспаривается решение административного ответчика, принятое 22 июля 2020 года, административное исковое заявление направлено в суд 21 сентября 2020 года.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Статьей 39.29 ЗК РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В силу подпункта 2 пункта 3 указанной статьи схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, представляется в уполномоченный орган для утверждения непосредственно с заявлением о перераспределении земельных участков.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно части 18 пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ, указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

Таким образом, по смыслу указанных положений закона утверждение схемы расположения земельного участка относится к процедуре образования земельного участка как объекта вещного права, является одним из этапов приобретения вещного права на земельный участок и предполагает возникновение вещного права у инициатора обращения на образуемый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, согласно пункта 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, допускается в случаях: перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (часть 2 статьи 39.28 ЗК РФ) и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 71660 кв.м., расположенного в <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения — для сельскохозяйственного производства.

Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке проекта межевания территории» ФИО1 разрешена подготовка документации по планировке территории (проекта межевания территории) в проектной организации.

В ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 94680 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: растениеводство.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> постановлено провести публичные слушания по проекту межевания территории по перераспределению земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:2625 с неразграниченными землями муниципальной собственности для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ.

Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории по перераспределению земельного участка с кадастровым номером с неразграниченными землями муниципальной собственности для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ.

Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером присвоен адрес.

Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести публичные слушания по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера земельного участка с 5000 кв.м. до 94680 кв.м. для вида разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства», для земельного участка с кадастровым номером

Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного максимального размера земельного участка с 5000 кв.м. до 94680 кв.м. для вида разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» для земельного участка с кадастровым номером

ООО «Землемер-М» составлен проект межевания территории о перераспределении земельного участка с КН 68:20:0000000:2625 с неразграниченными землями муниципальной собственности для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ.

Как следует из материалов дела администрацией Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> в адрес Управления Рореестра по <адрес> были направлены: СД диск (внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Беломестнодвойневский сельсовет» <адрес>) с информацией: Решение Беломестнодвойневского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Беломестнодвойневский сельсовет» <адрес> с графической частью: картой зон с особыми условиями использования территории, картой градостроительного зонирования.

Как следует из представленного уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 68:20:0000000:3434 в части вида разрешенного использования отказано в связи с тем, что уполномоченным органом не представлен документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выдано письмо «Об отказе изменения цели использования земельного участка» . Отказ мотивирован тем, что, учитывая карту территориального зонирования и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Беломестнодвойневский сельсовет» <адрес>, утвержденные Решением Беломестнодвойневского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж1 (зона смешанной застройки (жилой и общественно-деловой), при этом данной зоне Правил установлен максимальный размер земельных участков, в том числе, с видом разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 5000 кв.м. Дальнейшее содержание отказа сводится к перечислению норм ст.ст. 11.3, 39.28 Земельного кодекса РФ и ст. 43 Градостроительного кодекса РФ. Сообщают, что, учитывая, земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов, образован из земельного участка и земель неразграниченной собственности на основании проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уточнение вида разрешенного использования земельного участка без принятия нормативно-правового акта.

Суд полагает, что позиция административного ответчика не основана на законе, исходя при этом из нижеследующего.

Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 4 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 2007 г.) к полномочиям администрации Тамбовской области в сфере регулирования земельных отношений относится перевод земель из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.

Рассмотрение вопроса о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Названный Федеральный закон также устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).

Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области №2670 от 18.12.2015 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – Административный регламент).

Пункт 2.3 Административного регламента содержит положения о результатах предоставления муниципальной услуги. Результатом первого этапа предоставления муниципальной услуги является:

-принятие Администрацией постановления об утверждении схемы расположения земельного участка;

-согласие Администрации на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

-отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Результатом второго этапа предоставления услуги является:

-соглашение о перераспределении земельных участков;

-отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель предоставляет самостоятельно.

В пункте 2.9 Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги на первом и втором этапах.

Согласно п.п.11 п. 2.9.1. Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.

Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 1 октября 2013 г. N 3668 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Тамбовского района Тамбовской области».

Пунктом 3.1 Административного регламента установлено, что административная процедура по предоставлению муниципальной услуги включает в себя следующие административные действия:

- консультация заявителя муниципальной услуги, прием и регистрация заявления с документами;

- проведение экспертизы заявления с документами;

- принятие решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги;

- подготовка постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка (без проведения публичных слушаний);

- выдача заявителю постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо письменного отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка по результатам публичных слушаний.

В оспариваемом отказе администрация района указывает, что учитывая карту территориального зонирования и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Беломестнодвойневский сельсовет» <адрес>, испрашиваемы земельный участок расположен в зоне Ж1, при этом данной зоне Правил установлен максимальный размер земельных участков, в том числе с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Основания отказа не мотивированы административным ответчиком, принимая во внимание, что ФИО1 был представлен проект межевания территории «перераспределение земельного участка с неразграниченными землями муниципальной собственности для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ», а Постановлениями администрации Беломестнодвойневского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, о внесении изменений в постановление администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории по перераспределению земельного участка с кадастровым номером с неразграниченными землями муниципальной собственности для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ.

Перечисляя в отказе положения Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, административным ответчиком не конкретизировано, каким именно положениям указанных норм закона не соответствуют представленные заявителем документы.

Доводы специалиста администрации <адрес>Г.Л.А., изложенные в судебном заседании, о том, что основанием для принятия оспариваемого отказа послужило то, что ФИО1 либо глава администрации Беломестнодвойневского сельсовета самостоятельно не обратились в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменения вида разрешенного использования в ГКН, не были приведены в оспариваемом ответе и не могут являться основанием для признания оспариваемого ответа соответствующего закону на основании следующего.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 61-62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Таким образом, учитывая, что изложенных специалистом Г.Л.А. оснований отказа не содержится в оспариваемом ответе, указанные обстоятельства не могут являться предметом исследования при рассмотрении настоящего административного иска.

Таким образом, административным ответчиком не выяснены значимые и существенные обстоятельства для надлежащего рассмотрения обращения ФИО1, что привело к принятию преждевременного решения об отказе изменения цели использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ не соответствует положениям Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области».

Вместе с тем суд считает, что, признание оспариваемого отказа незаконным не является основанием для удовлетворения административных исковых требований в части возложения на административного ответчика обязанностей по выдаче документа, подтверждающего внесение изменений в вид разрешенного использования земельного участка, поскольку данные требования заявлены преждевременно.

Так, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом и относится к исключительной его компетенции, поскольку являлось бы вмешательством суда в деятельность органов местного самоуправления, что недопустимо и является нарушением принципа самостоятельности органов местного самоуправления, а также порядка и процедуры рассмотрения данного вопроса.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Восстановление права ФИО1 в данном случае достигается путем признания оспариваемого отказа незаконным и признания за ними оспариваемого права в соответствии с установленным порядком и процедурой.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию <адрес> обязанности рассмотреть в порядке, установленном административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории <адрес>», утвержденным Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 3668, «Заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении цели использования земельного участка площадью 94680 кв.м. с кадастровым номером , с учетом предоставленных ФИО1 документов (проектов межевания), а также указанных решений Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 об отказе изменения цели использования земельного участка.

Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть вопрос об изменении цели земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, 1Ф, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории <адрес>», утвержденным Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 3668.

В части административного иска о возложении обязанности в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда выдать документ, подтверждающий внесение изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 4 марта 2021 года.

Судья Дюльдина А.И.