ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10802/2015 от 25.11.2015 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-10802/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2015 г. г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Оленичевой Е.А.

при секретаре Гусмановой Р.И.,

с участием представителя административного истца ... - И.А.Ф., действующего по доверенности от < дата >,

представителя административного ответчика ... - А.С.Н., действующей по доверенности от < дата >,

представителя административного ответчика ... - С.С.А., действующей по доверенности от < дата >,

представителя заинтересованного лица и.о.руководителя ...Г.Р.А. - А.С.Н., действующей по доверенности от < дата >,

представителя заинтересованного лица и.о.руководителя ...Г.Р.А. - С.С.А., действующей по доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ... в интересах Российской Федерации к ... о признании незаконными действия и бездействия и.о.руководителя ...Г.Р.А., обязании ... обеспечить предоставление документов

УСТАНОВИЛ:

... в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к ... о признании незаконными действия исполняющего обязанности руководителя ...Г.Р.А., выразившееся в отказе от < дата > предоставить уполномоченным сотрудникам ... для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления; признании незаконным бездействие руководителя ......Г.Р.А., выразившееся в отказе от < дата > предоставить уполномоченным сотрудникам ... для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления; обязании ...... в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление уполномоченным прокурорам отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ... для ознакомления и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > следователей следственного ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления. В обосновании иска указал, что ... во исполнение пп.1 п.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», в соответствии с утвержденным < дата >... планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции проводится проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ..., в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. Основанием для указанной проверки послужили поступившие в < дата > г.г. в ... многочисленные обращения ...И.Р.Г., действующего в интересах Б.И.М., о коррупционных действиях должностных лиц .... В этой связи, < дата > прокурором республики в адрес исполняющего обязанности руководителя ...Г.Р.А.направлен запрос ... о подготовке к < дата > и представлении участвующему в проверке прокурору для изучения и снятия ксерокопии следующих документов: личных дел и сведении о доходах за < дата > гг. бывшего руководителя ...Г.Р.Р., следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления. < дата > в прокуратуру республики из ...... поступили только копии справок о доходах и расходах за < дата > и иные документы в отношении бывшего руководителя ...Г.Р.Р., а также сообщено, что в остальной части запрос будет исполнен после его согласования со Следственным комитетом Российской Федерации. < дата > исполняющим обязанности ...Г.Р.А. дан ответ за ..., согласно которому в предоставлении запрашиваемых документов отказано, с указанием на то, что запрос прокуратуры республики не соответствует требованиям указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а именно не обусловлен конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов. Указанные выводы исполняющего обязанности руководителя ...... не основаны на действующем законодательстве. Так, указание Председателя Следственного комитета Российской Федерации не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения органами прокуратуры. Более того, действующим законодательством не установлены требования к направляемым органами прокуратуры запросам, в части разглашения всей информации, послужившей основанием для проведения проверки. Проводимая прокуратурой республики проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ..., в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции, полностью основана на требованиях действующего законодательства, имеет под собой основания и повод. О начале проведения указанной проверки прокуратура республики уведомила ... посредством направления запросов от < дата >, < дата >, < дата >. Действие исполняющего обязанности руководителя ......Г.Р.А., выразившееся в отказе выполнить основанные на законе требования ..., а также последующее бездействие по выполнению указанных требований противоречат интересам Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией, что подрывает авторитет органов государственной власти.

Представитель административного истца ...И.А.Ф. в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика ... и заинтересованного лица и.о.руководителя ...Г.Р.А. - А.С.Н., С.С.А., в судебном заседании, административный иск не признали, просили в его удовлетворении отказать, суду пояснили, что < дата > в адрес ... поступил запрос от < дата >..., согласно которому ..., ссылаясь на проведение в соответствии с планом работы на ... проверки соблюдения законодательства о коррупции в ..., в том числе соблюдение обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции, просит предоставить сведения о служащих управления и территориальных отделов, замещающих должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и расходах, а также сведения о своих доходах, имуществе и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в срок до < дата >. После направленного ... на указанный запрос ответа от < дата >... о необходимости уточнения оснований истребования таких данных на всех сотрудников и готовности предоставления необходимых сведений в отношении отдельных сотрудников при наличии информации об имеющихся с их стороны нарушений закона, < дата >... направлен новый запрос за ... об исполнении ранее направленного запроса в срок до < дата >. Ответом от < дата >... руководитель ...К.А.А. сообщил о готовности представить запрашиваемые данные, но в отношении сотрудников, которые по мнению органов прокуратуры допустили нарушение закона. < дата > в адрес ... поступило письмо ... от < дата >... в соответствии с которым, на основании плана работы на ..., в ... направляются два сотрудника для проверки соблюдения сотрудниками ... и всеми руководителями подразделений центрального аппарата обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции с предоставлением личных дел, без указания времени проверки. Ответом и.о. руководителя ...Г.Р.А. от < дата >... обращено внимание на отсутствие поводов для проведения прокурорской проверки в запросе и содержалась просьба об уточнении оснований проверки, а также о запрете предоставления личных дел со ссылкой на приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 14.04.2011 №61 «Об утверждении Инструкции о ведении кадровых учетных документов в системе Следственного комитета Российской Федерации». < дата > за ......, согласившись с доводами ... о необходимости указания оснований для проведения проверки, вновь направил запрос о предоставлении данных, указав, что основанием послужили неоднократные обращения гр. И.Р.Г. о нарушениях законов бывшим руководителем ...Г.Р.Р., бывшим руководителем ...К.А.А. и помощниками руководителя ...Б.В.Ю. и М.А.В. Также без указания оснований со сроком исполнения к < дата > запрошены ряд документов для изучения, личные дела руководителей и сотрудников ... за период с < дата >. В запросе также содержалась просьба поставить в известность о принятом решении по запросу в срок до .... < дата > года факсимильной связью в связи с рассмотрением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. В ответ на запрос, несмотря на недостаточный срок для его исполнения, < дата > и.о. руководителя ...Г.Р.А. были направлены запрашиваемые документы на бывшего руководителя ...Г.Р.Р. на 60 листах. В остальной части было сообщено о необходимости согласования со ... ввиду разности правовой позиции с организационно-распорядительными документами ..., поскольку п.1.4 Инструкции по делопроизводству ..., утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 18.07.2012 №40, работа с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, регулируется специальными нормативными актами Российской Федерации и .... Передача служебных документов, их копий, проектов сторонним организациям допускается в порядке, установленном Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Такой порядок установлен не был. В запросе ... о предоставлении аналогичных данных на остальных сотрудников, сведений об их предполагаемых или допущенных нарушениях указано не было. < дата > для законного и обоснованного обеспечения требований прокурора в ... и.о. руководителя ...Г.Р.А. направлен запрос о разъяснении позиции Следственного комитета Российской Федерации в связи с запросом органов прокуратуры. Письмом от < дата >..., поступившим < дата >, и.о. руководителя ...С.А.Н.. сообщил об издании организационно-распорядительного документа по рассмотрению требований прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов ... вне уголовно-процессуальной сферы. < дата > и.о. руководителя ...Г.Р.А. с учетом Указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации от < дата >... направил ответ ......, указав, что в соответствии со статьями 1, 4, 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность следственных органов, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. К компетенции органов прокуратуры не относится проверка исполнения ведомственных правовых актов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором; основания и поводы для проверки исполнения законов не могут определяться произвольно, а должны быть обусловлены конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа или организации, их должностных лиц признаков нарушений законов; в случаях, когда инициируемые органами прокуратуры проверки исполнения законов имеют плановый характер, объем и сроки проведения проверочных мероприятий предварительно согласовываются с руководителем соответствующего следственного органа или организации; требования прокурора о предоставлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений не могут носить общий характер и должны распространяться на те документы, материалы и сведения, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры сведений, указывающих на наличие в деятельности следственного органа или организации нарушения законов; доступ уполномоченного прокурора к документам, материалам и сведениям, находящимся в следственных органах и организациях, обеспечивать только на основании требований органов прокуратуры, направленных с соблюдением вышеуказанных условий; в случае поступления требований органов прокуратуры в связи с проведением проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции учитывать, что в следственных органах и организациях проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению, в том числе при возникновении и урегулировании конфликта интересов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 осуществляются кадровыми подразделениями (должностными лицами, ответственными за кадровую работу) Следственного комитета Российской Федерации. Все следственные органы Следственного комитета Российской Федерации должны руководствоваться в своей работе организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации, соответственно все ответы давались исходя из позиции руководства Следственного комитета Российской Федерации. И.о. руководителя ...Г.Р.А. были выполнены требования прокурора в части, которая являлась законной и не противоречила организационно-распорядительным документам Следственного комитета Российской Федерации. В остальной части требования прокурора не были обоснованы, как того требует приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», согласно пункту 6 которого, органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные сведения о нарушениях законов. Кроме того, запрашиваемую информацию можно было истребовать у налоговых органов, тем более, что во исполнение норм действующего законодательства о коррупции сведения о доходах, имуществе и расходах в отношении руководящих сотрудников ... опубликованы в открытом доступе на официальном сайте ... в сети Интернет. ... стало известно о позиции ... уже < дата >, и, следовательно, срок начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Поэтому началом течения трехмесячного срока для подачи административного искового заявления следует считать дату < дата >. При таких обстоятельствах, считают, что ... пропущен срок для обращения в суд. Действие (бездействие) ... не выходили за рамки правового поля, потому ... просит отказать в удовлетворении административного искового заявления ....

Заинтересованное лицо и.о.руководителя ...Г.Р.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени был извещен. Суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ч.ч. 1 и 2 ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.3 ст.67 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В силу ст.44 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и его должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. №39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».

Таким образом, прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая ..., предоставления необходимых документов, материалов.

Исходя из положений Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации. При этом функциональное назначение Следственного комитета аналогично назначению других органов предварительного следствия, которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти. При этом, особых различий в правовом статусе Следственного комитета и других правоохранительных органов Российской Федерации, являющихся органами исполнительной власти не усматривается, поскольку все эти органы наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами, назначаемыми Президентом Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.1 вышеуказанного Федерального закона руководство деятельностью Следственного комитета, как и руководство деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного следствия, осуществляет Президент Российской Федерации. В то же время подчинение Президенту Российской Федерации или вышестоящему органу исполнительной власти является характерной особенностью именно исполнительного органа государственной власти.

Из чего следует, что Следственный комитет относится к федеральному органу исполнительной власти.

Преамбулой Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Из анализа правовых норм статей 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11) вышеуказанного Федерального закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в Следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно ст.17 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральнымизаконами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 10 ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора.

Согласно п.5.11 Регламента прокуратуры Республики Башкортостан, утвержденного приказом прокурора республики от 12.08.2013 года № 84 старшие помощники и помощники прокурора республики, начальники управления и отделов планируют свою работу на основе плана работы прокуратуры республики с учетом данных о состоянии законности и правопорядка, практики прокурорского надзора, нарушениях законности и просчетах в деятельности территориальных и специализированных прокуроров. Проекты планов работы согласовываются с начальником организационно-контрольного отдела прокуратуры республики, которому после утверждения прокурором республики либо его заместителем по направлению деятельности предоставляется его копия.

Судом установлено, что в план работы прокуратуры республики на ... включен пункт 14 о проведении анализа эффективности исполнения в республике Национального плана противодействия коррупции на < дата > год, ведомственных планов по противодействию коррупции. Пунктом 10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ... на < дата >, утвержденного ...< дата > в сроки < дата > года предусмотрено проведение проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в следственном управлении ..., в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. Как следует из пояснений представителя административного истца, а также запроса прокурора республики от < дата > основанием для указанной проверки послужили поступившие в < дата > г.г. в ... многочисленные обращения адвоката ...И.Р.Г., действующего в интересах Б.И.М., о коррупционных действиях должностных лиц .... О проведении плановой проверки и.о.руководителя ...Г.Р.А. был извещен путем направления запросов прокурора республики от < дата >, < дата >, от < дата > о подготовке к < дата > и представлении участвующему в проверке прокурору для изучения и снятия ксерокопии документов, а именно: личных дел и сведении о доходах за < дата > гг. бывшего руководителя ...Г.Р.Р., следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.

< дата > исполняющим обязанности руководителя ...Г.Р.А. дан ответ за ..., согласно которому в предоставлении запрашиваемых документов отказано, отказ мотивирован тем, что запрос ... не соответствует требованиям указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а именно не обусловлен конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица относительно незаконности требований прокурора о предоставлении для ознакомления личных дел сотрудников ... и иных материалов без указания конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов, суд признает несостоятельными, поскольку вышеуказанные личные дела и иные документы для ознакомления были запрошены прокурором республики в связи с проведением плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, основанием для которой послужили поступившие в < дата > г.г. в ... обращения ...И.Р.Г., действующего в интересах Б.И.М., о коррупционных действиях должностных лиц ....

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что прокуратура республики в соответствии с пп.1 п.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», а также п.10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ... на < дата > вправе была проводить проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ..., как в отношении конкретных лиц, так и в целом ..., а также запрашивать указанные в запросах от < дата >, < дата >, < дата > документы, поскольку они необходимы для выявления и устранения нарушений закона о противодействии коррупции.

Таким образом, суд признает незаконными действия исполняющего обязанности руководителя ...Г.Р.А., выразившееся в отказе от < дата > предоставить уполномоченным сотрудникам ... для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления и считает необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании ... обеспечить предоставление уполномоченным ... для ознакомления и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции вышеуказанных документов. Срок который прокурор республики просит предоставить ... для предоставления документов, указанных в запросах прокурора, суд признает достаточным и оптимальным для устранения вышеуказанных нарушений допущенных административным ответчиком.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С доводами представителей административного ответчика и заинтересованного лица об трехмесячного истечении срока для обжалования действий исполняющего обязанности руководителя ...Г.Р.А. суд согласиться не может, ввиду того, что административным истцом оспариваются действия должностного лица, выразившиеся в отказе предоставить указанные в запросах документы от < дата >, административный иск подан в суд < дата >, то есть в течение трехмесячного срока, поскольку именно отказом от < дата > были нарушены права прокурора республики в получении документов необходимых для проведения проверки.

Вместе с тем, в удовлетворении требования ... о признании незаконным бездействие руководителя ...Г.Р.А., выразившееся в отказе от < дата > предоставить уполномоченным сотрудникам ... для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления, следует отказать, поскольку суд считает, что до подачи данного административного иска ... в суд и рассмотрения его по существу, действия и.о. руководителя ...Г.Р.А. об отказе от < дата > в предоставлении вышеуказанных документов незаконными признаны не были, фактически бездействие по предоставлению указанных в запросе прокурора документов было прекращено отказом в их предоставлении от < дата >.

Руководствуясь ст.ст. 175, 179, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ... - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия исполняющего обязанности руководителя ...Г.Р.А., выразившееся в отказе от < дата > предоставить уполномоченным сотрудникам ... для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.

Обязать ... в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление уполномоченным прокурорам ... для ознакомления и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.

В удовлетворении остальной части требований о признании незаконным бездействие руководителя ...Г.Р.А., выразившееся в отказе от < дата > предоставить уполномоченным сотрудникам ... для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за < дата > г.г. следователей ..., руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Уфы.

Судья Е.А.Оленичева