ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1080/19 от 11.07.2019 Железногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1080/2019

Решение

Именем Российской Федерации

11 июля 2019 года г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Степанова П.А. к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании бездействия о строительстве автомобильных дорог незаконным,

Установил:

Истец обратился в суд с требованием о признании бездействий органа местного самоуправления незаконными, мотивируя свои требования следующим. Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по <адрес>, также на праве собственности истцу принадлежит объект индивидуального жилищного строительства, общей площадью ... кв.м, расположенный по тому же адресу. В декабре 2018 года в администрацию г. Железногорск из прокуратуры г. Железногорска перенаправлено коллективное обращение жителей <адрес> и <адрес> о непринятии Администрацией г. Железногорск мер к включению дорог по <адрес> и <адрес> в перечень автомобильных дорог местного значения и принятию их в муниципальную собственность и содержанию в соответствии с установленными требованиями. Из ответа администрации ЗАТО г. Железногорск от 28 декабря 2018 года следует, что земельные участки по <адрес> и <адрес> не сформированы. В настоящее время данные участки являются участками грунта, по которым осуществляет проезд автотранспорт. В таком виде данные участки не могут быть включены в состав муниципальной казны ЗАТО г. Железногорск. Для включения автодороги в состав муниципальной казны необходимо проведение работ по разработке проекта планировки территории, формированию земельного участка, разработки проектно-сметной документации, включающей в себя устройство основания дороги при необходимости жесткого покрытия, тротуаров, системы водоотведения, искусственного освещения и пр., получения положительного заключения Государственной экспертизы на проект, выполнению работ по строительству автомобильных дорог и всей сопутствующей инфраструктуры. Выполнение данных мероприятий позволит включить автодороги по <адрес> и <адрес> в состав муниципальной казны ЗАТО г. Железногорск и начать работы по их регулярному содержанию в рамках осуществления дорожной деятельности. Обязанность ответчика по строительству дорог, о возложении которой просит истец, регламентированы п.п.5, 6, 12 ч.1 ст.15, ст.50 ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в РФ», ч.б ст.З, ч.б ст.13, ч.З ст.15, ст.17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ст. 7 Устава ЗАТО Железногорск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск от 23 июня 2011 г. №16-95Р. Бездействие ответчика препятствует истцу в полноценном использовании земельного участка. Истец просит признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск по непринятию мер к финансированию строительства автомобильной дороги по <адрес>, обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорска в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование затрат на разработку проекта и строительство автомобильной дороги по <адрес>.

Истец, представитель истца Степанов П.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы иска.

Представитель ответчика Шуманова Т.Н., ссылаясь на отзыв суду пояснила, что возражает против удовлетворения иска. Обращение в т.ч. истца, поступившее из прокуратуры города было рассмотрено. Администрацией города проводится работа по разрешению вопроса. Автомобильная дорога по <адрес> не входит в состав муниципальной казны ЗАТО Железногорск, а так же не стоит на учете в Реестре бесхозяйственного имущества. На Администрацию возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности дорог общего пользования местного значения, входящих в состав муниципальной казны ЗАТО Железногорск, на которые у Администрации ЗАТО г. Железногорск зарегистрировано право собственности. Для включения автодороги в состав муниципальной казны ЗАТО г. Железногорск необходимо проведение работ по разработке проекта планировки территории, формированию земельного участка, разработке проектно - сметной документации, включающей в себя устройство основания дорог при необходимости жесткого покрытия, включающей в себя устройства, тротуаров, системы водоотведения, искусственного освещения, получению положительного заключения Государственной экспертизы на проект, выполнению работ по строительству автодорог всей сопутствующей инфраструктуры. Администрацией ЗАТО г. Железногорск в настоящее время проводится дополнительная работа по строительству подъездов в районе ИЖС. Так, на 2019 бюджетом предусмотрены финансовые средства на строительство инженерных коммуникаций, проездов в <адрес>. При формировании бюджета ЗАТО Железногорск на 2020-2021 будет рассматриваться возможность продолжения данных работ, в том числе и в районе <адрес>. Таким образом, Администрация ЗАТО г.Железногорск в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет решение вопросов местного значения по организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск в порядке установленной статьей 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель третьего лица МКУ «УКС» Ляхова К.Н. в судебное заседание не явилась о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражала против исковых требований, суду пояснила, что решении Администрацией города вопросов, связанных со строительством дорог, МКУ «УКС» в рамках своих полномочий проведет мероприятия, предусмотренные законодательством, однако сроки необходимые для строительства могут составлять не менее 3 лет.

Выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, осуществление дорожной деятельности вотношении автомобильных дорог местного значения.

Под дорогой, согласно Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 10 12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается:

объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных Средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно статье 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа.

Так, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено: линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).

Так же, для ввода в эксплуатацию линейного объекта, необходимо в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным па дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что автомобильной дорогой, линейный объект капитального строительства, признается только после ввода его в эксплуатацию, путем получения соответствующего разрешения.

Согласно статьям 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Возникновение право собственности на недвижимую вещь осуществляется с момента государственной регистрации такого права.

В состав Муниципальной казны ЗАТО Железногорск входят денежные средства бюджета ЗАТО Железногорск, недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности ЗАТО Железногорск, и не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (пункт 1,2 Положения об управлении муниципальным имуществом, входящим в состав Муниципальной казны ЗАТО Железногорск утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 15.12.2015 №5-12Р).

Следовательно, принять автомобильную дорогу в состав муниципальной казны муниципальную казну возможно только после ввода линейного объекта в эксплуатацию и регистрации соответствующего права на объект недвижимости.

Материалами дела установлено, что Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по <адрес>, также на праве собственности истцу принадлежит объект индивидуального жилищного строительства, общей площадью 516,9 кв.м, расположенный по тому же адресу. Договор аренды земельного участка не содержит положений о возложении на ответчика обязанностей по строительству дороги, в отношении которой истцом заявлены требования о незаконности бездействия.

Ответчиком в свою очередь представлены доказательства рассмотрения вопросов о выделении финансирования на обустройство дорог в 2017 и 2018 г.

Согласно частям 1 и 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета городского округа составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый года и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы в Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами. Обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорами соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за сет с ре дет в соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5.1 решения Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.07.2010 № 6-35Р «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в ЗАТО Железногорск» установлено, что проект бюджета составляется и утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период).

Формировании бюджета ЗАТО Железногорск на 2020-2021 будет рассматриваться в 2019 г.

Неправомерное (незаконное) административное бездействие административно - публичного органа или его должностного лица, может быть определено как несовершение ими административного правоприменительного действия, обязанность совершения которого в рамках реально возникшего административного отношения прямо возложена на них соответствующими нормами административного права.

Установив вышеуказанные обстоятельства, в т.ч. планирование работ ответчиком на 2020 и 2021 г.г., суд не усматривает оснований для признания бездействий ответчика как незаконное бездействие.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 15 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления сторон с мотивированным решением, путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться вЖелезногорском городском суде с 16.07.2019 г. с 17 часов.

Судья. Я.А. Щербакова