УИД: 59RS0004-01-2019-008550-67
Дело № 2а-1081/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Бессоновой К.А.
с участием представителя административного истца ФИО2, ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО6,
административных ответчиков ФИО7, ФИО6, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Перми к ГУ МЧС России по Пермскому краю, ФИО7, ФИО6, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО19 о признании предписания незаконным,
установил:
Администрация г.Перми обратилась в суд с административным иском к ГУ МЧС России по Пермскому краю, просит признать пункты 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №, выданного ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
В обоснование своих требований указала, что на основании распоряжения (приказа) начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами проведена плановая выездная проверка администрации г.Перми с целью контроля за соблюдением требований в области пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №. Решением заместителя Главного государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в предписание – в пункте 4 исключены требования по пожарным гидрантам, не принадлежащим администрации, а также в пункте 8 исключены требования в части первичных мер пожарной безопасности для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники по адресам: <Адрес>, <Адрес>. В оставшейся части предписание оставлено без изменения.
Администрация не согласна с предписанием и решением в части оставления без изменения пунктов 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13 предписания, считает они не соответствуют закону, нарушают прав и законные интересы в области местного самоуправления, обязывают исполнить мероприятия лицо, не несущее ответственности за соблюдением пожарной безопасности на объектах, принадлежащих Пермскому городскому округу.
Полномочия, связанные с организацией первичных мер пожарной безопасности, предусмотренные ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обеспечиваются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных ст. 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69 «О пожарной безопасности».
По пункту 1 предписания – в Пермском городском округе осуществляется путем издания нормативных правовых актов, предусматривающих организационно-правовые мероприятия, выделение финансирования, а также материально-техническое обеспечение пожарной безопасности, в частности изданы нормативные акты, которые предоставлялись должностным лицам в ходе проведения проверки. Отсутствие в части положений о функциональных органах прямого указания на выполнение функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не свидетельствует о неисполнении функциональными органами администрации обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере пожарной безопасности, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Таким образом, полномочия организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности реализуется администрацией в соответствии с требованиями законодательства, в том числе путем закрепления полномочий в положениях о функциональных и территориальных органах, в связи с чем пункт 1 предписания является незаконным.
По пункту 2 предписания - в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации отображаются объекты регионального значения, в том числе пожарные депо. Мероприятия по размещению (новому строительству) пожарных депо предусмотрены Схемой территориального планирования Пермского края, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п. В Генеральном плане города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы о 17.12.2010 № 205, отображены существующие и планируемые к размещению пожарные депо. Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, в пределах границ соответствующей территориальной зоны устанавливаются градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые включают в себя объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы); объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, пожарные водоемы); объекты пожарной охраны (пожарная часть, пожарное депо, отдельно стоящие здания теплодымокамеры и учебной башни); объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие). В соответствии с Регламентом взаимодействия функциональных органов администрации города Перми при реализации функции по комплексному развитию территории, утвержденным постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, и с Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми в процессе осуществления действий по развитию застроенных территорий, утвержденным постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, функциональными и территориальными органами администрации города Перми осуществляется комплексное развитие территории города Перми и действия по развитию застроенных территорий. Кроме того, реализация данного полномочия осуществляется путем планирования конкретных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а именно: обустройство минерализованных полос; установление дополнительных требований пожарной безопасности на время особого противопожарного режима; осуществление публикаций в СМИ на тему пожарной безопасности; обеспечение противопожарного водоснабжения; другие направления. В рамках муниципальной программы «Безопасный город», утвержденной постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено финансирование на подпрограмму «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Перми», в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, которая осуществляется территориальными органами администрации города Перми. По указанной задаче в 2019 году предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты> Жилые здания, находящиеся в муниципальной собственности в городе Перми, отсутствуют. Имеются отдельные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, распоряжением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№-р, приказом департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ жилые дома, как объекты учета, исключены из Единого реестра муниципального имущества. Объектами учета в Едином реестре муниципального имущества города Перми являются жилые и нежилые помещения в жилых домах. В предложениях, адресованным органам государственной власти Пермского края в отношении иных объектов капитального строительства - объектов регионального значения, значатся новое строительство пожарных депо в количестве 27 единиц. В рамках договора на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между департаментом имущественных отношений администрации города Перми и муниципальным казенным учреждением «Содержание муниципального имущества», в обязанности последнего входит техническое и эксплуатационное обслуживание объектов, временно не переданных в пользование третьим лицам, что подразумевает поддержание объектов в исправном состоянии, содержание их в соответствии с требованиями технической эксплуатации, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и правил и другими требованиями. В программе «Управление муниципальным имуществом города Перми», утвержденной постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, по подпрограмме «Обеспечение содержания имущества муниципальной казны предусматривается ежегодное финансирование на содержание объектов муниципальной казны, переданных по указанному договору. Муниципальной программой «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», утвержденной постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрены денежные средства на разработку проектно-сметной документации и строительство скважин для обеспечения населения города Перми резервным водоснабжением при возникновении чрезвычайных ситуаций с объемом финансирования в 2019 году - <данные изъяты>, в 2020 году - <данные изъяты> Таким образом, органом местного самоуправления реализуется полномочие в виде включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, в связи с чем пункт 2 Предписания является незаконным.
По пункту 3 предписания – источниками воды в городе являются реки Кама и Чусовая, артезианские скважины. При отключении Большекамского водозабора имеется техническая возможность переключить часть потребителей на Чусовской водозабор. Кроме того, при останове работы одного из водозаборных сооружений в резерве имеется запас воды в парке резервуаров, что позволяет обеспечить минимальную потребность в водоснабжении населения на период проведения ремонтных работ. Перед отключением водозаборных сооружений проводится ряд совещаний с участием ФГКУ «10 отряд ФПС МЧС России по Пермскому краю» и Единой дежурно-диспетчерской службой города Перми для координации действий в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и обеспечения пожарной безопасности, в том числе обеспечение заправки водой спецавтотранспорта. С 2019 года проведение профилактических и ремонтных работ на водозаборных сооружениях проводятся без их остановок. Таким образом, преобладающая часть системы водоснабжения относится к первой категории по степени обеспеченности подачи воды. Отдельные объекты системы водоснабжения города Перми не относятся к первой категории надежности. Исторически сложившаяся схема подачи воды на отдельных территориях не предусматривает переключение вышедших из строя объектов системы водоснабжения на резервные. В таком случае населению осуществляется подвоз воды. Кроме того, для обеспечения более высокой степени защищенности системы водоснабжения города Перми от чрезвычайных ситуаций, постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п зарезервированы Верхнесыринское, Васильевское и Мулянское месторождения пресных подземных вод. Муниципальной программой «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», утвержденной постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрены денежные средства на разработку проектно-сметной документации и строительство скважин для обеспечения населения города Перми резервным водоснабжением при возникновении чрезвычайных ситуаций с объемом финансирования в 2019 году - <данные изъяты>, в 2020 году - <данные изъяты> Департаментом ЖКХ администрации города Перми ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по оформлению лицензий на пользование недрами и разработке проектов на геологическое изучение недр с целью разведки месторождений подземных вод для аварийного водоснабжения г. Перми с ООО «Георесурс-Пермь». Также предусмотрены мероприятия по строительству сетей водоснабжения в микрорайонах Вышка-1, Висим, Заозерье. В проект бюджета города Перми на период до 2022 года департаментом ЖКХ администрации города Перми сформированы предложения по строительству 12,6 км сетей водоснабжения с установкой гидрантов в микрорайонах Акуловский, Верхнемуллинский, Средняя Курья, Верхняя Курья, Вышка-2. Потребность в средствах составляет <данные изъяты> Должностными лицами не представлены доказательства, подтверждающие затруднение пожаротушения при перерывах в подаче воды, таким образом, пункт 3 предписания является незаконным.
По пункту 5 предписания – органы местного самоуправления не наделены полномочиями по созданию пожарных депо. Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ№. Дороги к микрорайонам города Перми, указанным в пункте 5 Предписания, находятся в удовлетворительном состоянии, содержание осуществляется МКУ «Благоустройство районов» в соответствии с муниципальными контрактами на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения города Перми, в связи с чем пункт 5 Предписания является незаконным.
По пункту 6 предписания – пункт 3 статьи 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Указанная норма не содержит перечень обязательных мероприятий, подлежащих включению в муниципальные программы. Данное полномочие в Пермском городском округе реализуется посредством разработки мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Перми, включенных в утвержденную постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальную программу «Безопасный город». В рамках муниципальной программы «Безопасный город» предусмотрено финансирование на подпрограмму «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Перми» с финансированием в 2019 - <данные изъяты> Программа включает в себя следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности: мероприятия, направленные на информирование населения о мерах пожарной безопасности, в том числе создание и размещение информационных материалов в СМИ, обучение граждан из числа неработающего населения, проведение мероприятий с населением по пропаганде первичных мер пожарной безопасности, с объемом финансирования на 2019 года <данные изъяты> тыс. рублей; взаимодействие с ГУ МЧС РФ по Пермскому краю в организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми; мероприятия по приведению в нормативное состояние, содержанию пожарных водоемов и пирсов с объемом финансирования на 2019 год <данные изъяты>; строительство источников противопожарного водоснабжения, в том числе разработка проектной документации на строительство пожарных водоемов и уплата земельного налога с объемом финансирования на 2019 года <данные изъяты><данные изъяты>; создание условий для организации добровольной пожарной охраны на территории города Перми с объемом финансирования на 2019 год <данные изъяты> Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», мероприятиями которой предусмотрено строительство сетей водоснабжения с расположенными на них пожарными гидрантами. Выполнение мероприятий муниципальных программ организовано путем назначения ответственных за исполнение мероприятий и участвующих в реализации мероприятий муниципальных программ функциональных и (или) территориальных органов, муниципальных казенных учреждений. С учетом информации, полученной от участников программы, исполнитель муниципальной программы подготавливает отчеты о выполнении муниципальной программы, которые утверждаются в установленном порядке. Относительно мероприятий, связанных с обеспечением беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Согласно правовой позиции, изложенной в решении Ленинского районного суда города Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, выводы административного органа о том, что на администрации города Перми лежит обязанность обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники непосредственно к жилым домам на территории города Перми, а также обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения вне зависимости от их принадлежности, не основан на действующем законодательстве. Вместе с тем, на основании Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 №7, территориальные органы администрации города Перми в соответствии с действующим законодательством принимают меры по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в том числе по внутриквартальным проездам. Согласно пункту 2.2 постановления администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми» территориальными органами совместно с МЧС (ОНПР по городу Перми) организуются комиссионные проверки состояния внутридворовых проездов с учетом возможности подъезда пожарной и специальной техники к жилым домам и другим объектам города в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций. Также указанным постановлением собственникам зданий, сооружений, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам рекомендовано обеспечить условия для беспрепятственного проезда пожарной и специальной техники к зданиям, сооружениям и источникам противопожарного водоснабжения, расположенным на принадлежащих им (или обслуживаемых ими) земельных участках, в том числе защиту от несанкционированных стоянок автомобильного транспорта. Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен запрет устанавливать ограждения в нарушение требований пожарной безопасности по обеспечению проезда к объектам, расположенным на земельном участке или прилегающих территориях. Особый противопожарный режим на территории города Перми, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия, устанавливаются в случае повышения пожарной опасности путем издания постановления администрации города (к примеру, постановлениями администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об усилении мер пожарной безопасности в осенне-зимний пожароопасный период 2015-2016 годов и об установлении особого противопожарного режима на территории города Перми», от 17.12.2009 № 993 «Об установлении особого противопожарного режима на территории города Перми в период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.02.2010»). Таким образом, орган местного самоуправления обеспечивает реализацию полномочия по разработке и организации выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
По пункту 7 предписания – Положением о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденным Приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467 предусмотрено, что на территории муниципального образования предусмотрена разработка только расписания выезда подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР. План привлечения подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР разрабатывается на территории субъекта Федерации, в связи с чем возложение обязанности по разработке плана привлечения является незаконным. Расписание выезда подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Пермского городского округа утверждено Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, которое согласовано начальником ГУ МЧС России по Пермскому краю.
По пункту 8 предписания – в целях проверки обоснованности нарушения, предусмотренного пунктом 8 Предписания, территориальными органами администрации города Перми установлено следующее: жилой дом по <Адрес> не существует, проезд к дому № свободен; подъезды к жилым домам обеспечены: <Адрес> - с <Адрес> и <Адрес>; <Адрес> - с <Адрес> - с технического проезда <Адрес> и с <Адрес> вдоль жилых домов 29,31 <Адрес>; <Адрес> - с <Адрес>. Согласно публичной кадастровой карте города Перми проезд находится в границах двух земельных участков по адресу <Адрес>, оба земельных участка находятся в частной собственности. Обеспечение нормативного состояния проездов и подъездов пожарной техники в месте расположения бывшего ДТП № по адресу <Адрес> обеспечивается собственниками земельных участков. Земельный участок, расположенный под строительство приюта для содержания безнадзорных животных по адресу Верхне-Муллинская, 106а, с кадастровым номером № общей площадью 10142 кв.м. имеет границы, установленные согласно требованиям действующего законодательства. Подрядной организацией в ходе выполнения строительно-монтажных работ по муниципальному контракту установлен забор с отступом на 5 метров от межевых границ внутрь муниципального участка №, работы с применением строительной техники ведутся в границах муниципального участка. Установленное ограждение и работы выполняются в границах участка правообладателя без нарушения прав третьих лиц смежных земельных участков, в том числе и без нарушения требований норм пожарной безопасности в части организации пожарных проездов. Сведения о земельном участке с кадастровым номером № (гаражный кооператив) внесены в государственный кадастр недвижимости, а затем в ЕГРН, из базы данных Единого государственного реестра земель, (далее - ЕГРЗ). Согласно базе данных ЕГРЗ данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отводе земельного участка гаражно-строительному кооперативу № (далее - ГСК №) при МССМУ-32 треста Уралсибспецстрой», Акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно сведениям ЕГРН тип площади земельного участка с кадастровым номером № «декларированная», то есть, площадь не уточнена в установленном законом порядке, кадастровые работы по установлению границ земельного участка (межевание) не проводилось. Таким образом, границы ГСК № в соответствии с действующим законодательством не установлены. Обеспечение соблюдения требований противопожарной безопасности является обязанностью владельца земельного участка ГСК №.
По пункту 9 предписания - в рамках муниципальной программы «Безопасный город», утвержденной постановлением администрацией города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено финансирование на подпрограмму «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствование гражданской обороны на территории города Перми», в том числе предусмотрено мероприятие «Поддержание в постоянной готовности объектов местной системы оповещения, с финансированием в размере <данные изъяты> в 2019 году. В 2013 году смонтирована система оповещения на 2 муниципальных объектах с массовым пребыванием людей, в 2014 году - на 13 объектах, в 2015 году - на 5 объектах. На территории города Перми установлено: 34 электросирены С-40 центрального включения, 2 узла речевого оповещения в местах с массовым пребыванием людей. В рамках реконструкции Региональной Автоматизированной Системой Централизованного Оповещения (РАСЦО) населения Пермского края по городу Перми, с целью охвата звучанием всей территории города Перми, установлены в 48 местах блоки акустического оповещения БАО-600. Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об информировании населения города Перми о чрезвычайных ситуациях. На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» и ООО «Системы телекоммуникаций» разработана проектно-сметная документация по модернизации местной системы оповещения города Перми.
По пункту 10 предписания - администрацией города Перми полномочия, связанные с оказанием содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населений, реализованы в полном объеме, в том числе путем выполнения требований Постановлением Правительства Пермского края от 07.07.2009 №421-п «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края». Данное полномочие реализуется путем размещения в средствах массовой информации печатных материалов, видеороликов, телепередач посвященных мерам пожарной безопасности. Организация сходов граждан и разъяснение им требований пожарной безопасности. Распространение брошюр, памяток и других агитационных материалов по теме безопасного обращения с огнем и оборудованием.
По пункту 11 предписания - территориальными органами администрации города Перми на постоянной основе проводятся проверки размещения временных строений и в случае выявления таких нарушений лица, допустившие нарушения, привлекаются к административной ответственности. Вместе с тем, нарушения являются нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными не органом местного самоуправления. Организация и проведение федерального государственного пожарного надзора относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, должностные лица органов МЧС России уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности.
По пункт 12 предписания - основой осуществления мероприятий по охране, защите лесов, расположенных в границах города Перми, является Лесохозяйственный регламент. Данным документом предусмотрены мероприятия по противопожарному обустройству городских лесов, в том числе создание и поддержание минерализованных полос. Органом местного самоуправления учитываются требования пожарной безопасности при выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. Пункт 12 не содержит конкретных адресов объектов защиты, что влечет необоснованность указанного в нем нарушения. Должностными лицами не установлены правообладатели земельных участков, на которых установлены объекты защиты. Кроме того, федеральные законы от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не наделяют органы местного самоуправления осуществлять муниципальный контроль в области пожарной безопасности. Организация и проведение федерального государственного пожарного надзора относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности.
По пункту 13 предписания - является необоснованным, поскольку не представлены доказательства наличия свалок по указанным адресам, в ходе проверки правообладатели земель, на которых выявлены свалки, не устанавливались. Должностными лицами административного органа не представлено доказательств того, что указанные в Предписании свалки, содержат горючие отходы. Акт составлен без присутствия должностных лиц функциональных и территориальных органов администрации города Перми.
Определением суда от 12.02.2020г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 (л.д. 258-263 том 2).
Представители административного истца в судебном заседании на требованиях настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении также поддержали письменные возражения на отзыв (л.д.29-33 том 3).
Представитель административного ответчика – ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д. 238-244 том 2, л.д.37-72 том 3).
Административные ответчики ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО5, ФИО15 в судебном заседании требования не признали.
Административные ответчики ФИО11, ФИО13, ФИО14 о месте и времени рассмотрения дела извещались судом, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ сотрудниками ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка в отношении администрации г.Перми с целью контроля за соблюдением требований в области пожарной безопасности, в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2019 год, размещенном на официальном интернет-сайте ГУ МЧС России по Пермскому краю, на официальном интернет-сайте прокуратуры Пермского края. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
По результатам вышеуказанной проверки ГУ МЧС России по Пермскому краю в адрес администрации г.Перми вынесено предписание № (л.д. 44-57 том 1), в котором указано об устранении нарушений требования пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно:
Не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (данные вопросы не отражены в положениях функциональных и территориальных органов администрации города Перми) (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») – до 05.10.2021;
В программах (планах) развития территории не предусмотрены разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ) – 05.10.2021;
Централизованная система водоснабжения на территории городского округа город Пермь при количестве населения более 50 тыс. чел., на которой установлены пожарные гидранты, не относится к I категории по степени обеспеченности подачи воды. Система водоснабжения города Перми обеспечивается путем забора воды из нескольких водных объектов: Чусовской водозабор (Чусовские очистные сооружения) - находится выше городской территории, забор воды происходит из Чусовского плеса Камского водохранилища; Большекамский водозабор (Большекамские водопроводные очистные сооружения) - располагается ниже плотины КамГЭС, забор воды осуществляется из Камского водохранилища; Кировский водозабор (Кировские очистные сооружения) - находится па правом берегу р. Кама, забор воды происходит из Воткинскою водохранилища. Вода подается в систему водоснабжения по системе трубопроводов с резервуарами чистой воды и насосными станциями. В целях проведения профилактических и ремонтных работ происходит ежегодное поэтапное отключение водозаборов (очистных сооружений). При отключении одного из водозаборов значительная территория города Перми остается на сутки без воды, в том числе останавливается работа насосных станций, подающих воду на цели наружного пожаротушения. Централизованная система водоснабжения населенных пунктов в зависимости от местных условий и принятой схемы водоснабжения должна обеспечить, в том числе, тушение пожаров. Централизованная система водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории: первая категория — допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.). но не более чем на 10 мин.; вторая категория - величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 ч.; третья категория - величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 ч. Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. – ко второй категории; менее 5 тыс. чел – к третьей категории. Насосные станции, подающие воду непосредственно в сеть противопожарного и объединенного водопровода, надлежит относить в I категории (п.п. 7.3, 7.4, 10.1 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02- 84*); п. 7.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Ст.63,68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) – 10.05.2022;
Не обеспечена работоспособность пожарных гидрантов, водоемов: Список неисправных пожарных гидрантов на территории Индустриального района: <Адрес> ПГ-2. На территории <Адрес>: <Адрес>, ул. 1-й <Адрес>, 9, <Адрес>, <Адрес><Адрес>. Неисправных пожарных водоемов на территории Мотовилихинского района <Адрес>; Неисправных пожарных гидрантов на территории Дзержинского района: <Адрес> у переезда <Адрес> у конечной остановки; на территории Ленинского района: <Адрес> - угол <Адрес>А, <Адрес>А, <Адрес>, ул. <Адрес>, 10, <Адрес>; На территории Кировского района: <Адрес> (у ворот металлобазы, бывшая столовая), <Адрес>, ул. <Адрес>, 13а (у 6 подъезда), <Адрес> на газоне, <Адрес>; Неисправных пожарных водоемов на территории <Адрес>: <Адрес> (Ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, п. 55 Привил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О пожарном режиме») – 05.10.2020.
Дислокация подразделений пожарной охраны на территории города Перми не обеспечивает время прибытия первого подразделения к месту вызова в пределах 10 минут. Перечень микрорайонов г. Перми расположенных за нормативным временем прибытия. Индустриальный район – Хмели, Субботино; Мотовилихинский район – Верхняя Курья, Висим, Гарцы, Запруд, Пихтовая Стрелка, Сельскохозяйственная опытная станция; Дзержинский район – Заостровка; Свердловский район – Голый Мыс, Новобродовский, Бахаревка, Липовая гора; Ленинский район – Студгородок; Кировский район – ФИО23, ФИО24 хутора, Нижняя Курья, Оборино, Налимиха; Орджоникидзевский район – Банная гора, Чусовской водозабор, Нижняя Васильевка, Голованово (ст. 63,76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) – 10.05.2022.
В рамках муниципальной программы «Безопасный город», в подпрограмме «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Перми», не отражены все предусмотренные законодательством РФ первичные меры пожарной безопасности, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, а именно: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, организация обучения населения мерам пожарной безопасности, участие граждан и организаций в добровольной пожарной охране, установление особого противопожарного режима (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) – 05.10.2021.
Не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и обеспечить контроль за его выполнением (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) – ДД.ММ.ГГГГ.
Не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара по адресам: <Адрес> (заблокирован проезд к жилому дому); <Адрес> (расположены гаражи); <Адрес> (бывшая ЦТП №, идет строительство, перекрыт проезд к гаражному кооперативу «Квартет»); <Адрес> (по соседнему адресу ведется строительство питомника, территория, вплотную примыкающая к потребительскому гаражному кооперативу № перекопана спецтехникой, установлено железобетонное ограждение), <Адрес> (рядом с потребительским гаражным кооперативом №), осуществляется строительство пристроя к торговому зданию по <Адрес>, не обеспечен проезд и подъезд к жилым домам <Адрес>,20,21, <Адрес> (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, п. 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме») -05.10.2020.
Не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, охватывающей всю территорию населенного пункта (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390).
Не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности, с учетом требований Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 г. № 421-п «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края», определяющего общие положения для организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) - 05.10.2021.
На территории города Перми эксплуатируются временные строения (сооружения) с нарушениями требований пожарной безопасности, а именно: допускается установка временных строений на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений или не у противопожарных стен. Свердловский район - <Адрес>, ул. <Адрес>, 62, ул. <Адрес>, 64, <Адрес>, ост. ФИО25, <Адрес>, 63, <Адрес>, ул. <Адрес>, 17, <Адрес>, ул. <Адрес>. Индустриальный район – ул. <Адрес>. Кировский район - <Адрес> (п. 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390) – 05.10.2020.
Минимальное расстояние от границ застройки жилых микрорайонов и объектов различного назначения в и. Новые Ляды, Заозерье, Нижняя Мостовая, Химики, Соцпоселок, Плотинка, Верхняя Курья, Студгородок, Пролетарский, Акуловский, Железнодорожный, Налимиха, Березовая роща, ФИО24 хутора, Новые Водники, Южный, Архиерейка, Крольчатник, Центральная усадьба, Новобродовский, Голый Мыс, Соболи, Липовая гора, Бахаревка, СНТ со стороны Андроновского леса, Крым, СНТ со стороны <Адрес>, Сосновый бор, Кислотные дачи, СНТ со стороны <Адрес>, Голованово, Январский, Банная гора до лесных насаждений (массивов), не соответствует требованиям пожарной безопасности. Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. (ст. 37,63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, п. 78,79 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 15.1 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*») – 05.10.2021.
На территориях общего пользования городского округа Пермь имеются свалки горючих отходов: Свердловский район г.Перми - на берегу пруда и речки в микрорайоне Голый Мыс, <Адрес>54, <Адрес> - 32, <Адрес> - 30, <Адрес> - 2, <Адрес> к2, <Адрес>, ул. <Адрес>, 8, <Адрес>, ул. <Адрес>, 12, <Адрес>, 33, 37, <Адрес>2 (возле ГСК), <Адрес>, 19, <Адрес> (бесхоз - ж/б сваи, перекрытия), <Адрес>, <Адрес>, остановка <Адрес> (бетонные плиты), <Адрес> (бесхоз), <Адрес> (со стороны перехода), <Адрес>, Южная дамба, Бульвар Гагарина, 86 (строительный мусор), <Адрес>, через дорогу напротив <Адрес> (ЗУ №), <Адрес>, между <Адрес> (после демонтажа гаражей), Красные Казармы, 19 (после демонтажа), <Адрес> (водоохранная зона), ул. <Адрес> 157 (порубочные остатки), <Адрес> (рядом с гаражами), <Адрес>, Комсомольский проспект, 69, <Адрес>, ост. Бахаревка, <Адрес> (водоохранная зона), <Адрес> (между спортобъектом и дорогой), <Адрес> 36, <Адрес> (у дамбы гаражи), <Адрес> (у гаражей), <Адрес>, дамба <Адрес> (Голый мыс), <Адрес> (теплотрасса), <Адрес>, Бульвар Гагарина, 74, <Адрес> (теплотрасса), <Адрес> (в логу), между домами по <Адрес> и 55а (порубочные остатки), <Адрес> (водоохранная зона), <Адрес> (водоохранная зона), <Адрес> (водоохранная зона), <Адрес> (водоохранная зона), <Адрес> (водоохранная зона), <Адрес>40, <Адрес>45, <Адрес>112, <Адрес>66, <Адрес>, ул. <Адрес>, 149А, <Адрес> (в логу), <Адрес> (после демонтажа НТО), <Адрес>, <Адрес> (основание рекламной конструкции), <Адрес> (после демонтажа НТО), съезд с дороги в м/р Соболи (рядом со стендом), ФИО26, 39, <Адрес>, <Адрес>, у гаражей вблизи перехода через Данилиху с <Адрес> (вблизи остановки Элеватор на реке Данилиха), <Адрес>, 7, <Адрес>А, <Адрес> (напротив колледжа через дорогу), <Адрес> (на пешеходной дорожке), ООПТ "Липогорский" (городские леса) 1, ООПТ "Липогорский" (городские леса) 2, ООПТ "Липогорский" (городские леса) 3, ООПТ "Липогорский" (городские леса) 4, ООПТ "Липогорский" (городские леса) 5, ООПТ "Липогорский" (городские леса) 6, <Адрес>, ФИО27 тракт (отворот на Голый мыс), <Адрес>, Красные <Адрес>, <Адрес> (у ж/д путей вдоль Данилихи), <Адрес> (Соболи), <Адрес>2, <Адрес>, ост. Голый Мыс (ООПТ Липовая гора), <Адрес> (покрышки), <Адрес>, западнее базы "Звезда" в лесном массиве, <Адрес>; <Адрес> (напротив), <Адрес> (в логу), <Адрес> (за забором здания МАУ СОШ №); <Адрес> - <Адрес> (вдоль ж/д), <Адрес> (за гаражами вдоль ж/д), <Адрес>, парк «Победы», территория бывшего аэропорта «Бахаревка»; <Адрес> – <Адрес>, 2а, <Адрес>, за ТЦ «Браво», <Адрес>, За, <Адрес>, Природный комплекс «Утиное болото» (гаражи), <Адрес>В, <Адрес> хутора, 17а, <Адрес>, Красавинский мост (водоем), <Адрес> (СНТ Земляничка), <Адрес>21, <Адрес> А, <Адрес>; <Адрес> – <Адрес>, ул. <Адрес>, 24 (п. 19 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390) – 05.10.2020.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), в соответствии с которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего:
Пункт 1 предписания - не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (данные вопросы не отражены в положениях функциональных и территориальных органов администрации города Перми).
Судом установлено, что на территории Пермского городского округа действует Постановление Администрации г.Перми от 19.11.2007 N 480 "Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми", которым предусмотрена обязанность функциональных и территориальных органов администрации г.Перми осуществлять мероприятия по реализации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми.
Мероприятия, связанные с реализацией первичных мер пожарной безопасности закреплены в Положении о Департаменте общественной безопасности администрации города Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 225 (п.п.3.4.1-3.4.3), в Типовом положении о территориальном органе администрации города, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 (п.3.2.14.4-3.2.14.5).
Администрацией г.Перми также разработаны регламенты взаимодействия функциональных и территориальных органов при реализации полномочий органов местного самоуправления.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер пожарной безопасности реализованы в указанных нормативных правовых актах, обязанности включать в положения о каждом функциональном органе полномочия по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности, действующее законодательство не содержит.
По смыслу ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ст. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица. Следовательно, предписание должно быть исполнимым и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершать исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Однако из п.1 предписания неясно, в чем выразилось нарушение, какие именно полномочия не реализованы органами местного самоуправления по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности, с учетом приведенных выше нормативных правовых актов, действующих на территории г.Перми. Ссылка в отзыве на письмо Департамента общественной безопасности от 03.10.2019 не подтверждает наличие выявленного нарушения, в данном письме Департаментом приведена информация о распределении полномочий между функциональными и территориальными органами администрации г.Перми по соблюдению первичных мер пожарной безопасности (л.д.255-257 том 2), что не свидетельствует о не реализации органом местного самоуправлении своих полномочия по обеспечению пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным п.1 оспариваемого предписания.
Пункт 2 предписания - в программах (планах) развития территории не предусмотрены разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В обоснование возражений относительно указанного пункта предписания, административный истец указывает, что в Генеральном плане г.Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205 отображены существующие и планируемые к размещению пожарные депо, в Правилах землепользования и застройки города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 в пределах территориальных зон устанавливаются градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые включают в себя объекты наружного противопожарного водоснабжения, объекты пожарной охраны, объекты наружного противопожарного снабжения. В связи с чем, полагает, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусмотрены в программах (планах) развития территории.
Суд находит данные доводы несостоятельными, поскольку отображение пожарных депо в Генеральном плане и включение Правилах землепользования и застройки в градостроительные регламенты в качестве одного из видов разрешенного использования земельного участка - объекты наружного противопожарного водоснабжения, объекты пожарной охраны, объекты наружного противопожарного снабжения, не являются мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Доказательств содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности также не представлено, ссылка на отсутствие в муниципальной собственности жилых зданий, не имеет правового значения, поскольку в предписании указано о выявлении нарушений в общественных зданиях.
Пункт 3 предписания – централизованная система водоснабжения на территории городского округа город Пермь при количестве населения более 50 тыс. чел., на которой установлены пожарные гидранты, не относится к I категории по степени обеспеченности подачи воды.
Как установлено в судебном заседании, отнесение централизованной системы водоснабжения к 1 категории предусмотрено п.п. 7.3, 7.4, 10.1 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02- 84* и п. 7.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
В соответствии с разделом 1 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02- 84* настоящий свод правил устанавливает требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения поселений и городских округов.
Согласно п. 1.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций.
Таким образом, поскольку СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02- 84* подлежит применению при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения, а "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" является нормативным документом добровольного применения, суд приходит к незаконности вмененного нарушения, в связи с чем требования административного истца о признании п.3 предписания незаконным, подлежат удовлетворению.
Пункт 5 предписания – дислокация подразделений пожарной охраны на территории города Перми не обеспечивает время прибытия первого подразделения к месту вызова в пределах 10 минут.
В соответствии с п.п.1, 2 Технического регламента дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
Статьями 16, 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответственно.
Статьей 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности создание, органов управления, подразделений пожарной охраны не отнесено, статья 63 Технического регламента дислокация подразделений пожарной охраны также не отнесена к первичным мерам пожарной безопасности.
В связи с чем суд соглашается с доводами административного истца о том, что в полномочия органов местного самоуправления не входит оснащение территории муниципального образования подразделениями пожарной охраны, размещенных в зданиях пожарного депо, в связи с чем вопросы дислокации подразделений пожарной охраны администрацией г.Перми не разрешаются.
Приведенные в отзыве доводы о том, что ведущееся на территории г.Перми новое строительство, на основании выданных функциональными органами администрации г.Перми разрешений на строительство, при имеющейся дислокации не обеспечивает нормативное время прибытия, не свидетельствует о необходимости возложения на орган местного самоуправления не предусмотренной законом обязанности по изменению дислокации пожарных депо.
Пункт 6 предписания – в рамках муниципальной программы «Безопасный город», в подпрограмме «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Перми», не отражены все предусмотренные законодательством РФ первичные меры пожарной безопасности, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, а именно: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, организация обучения населения мерам пожарной безопасности, участие граждан и организаций в добровольной пожарной охране, установление особого противопожарного режима.
Постановлением администрации г.Перми от 19.10.2018 № 793 утверждена муниципальная программа «Безопасный город», в рамках которой разработана подпрограмма подпрограммы 1.3 "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Перми".
В рамках данной подпрограммы реализуются следующие мероприятия: организация обучения населения и пропаганды в области пожарной безопасности; обеспечение взаимодействия с Главным Управлением МЧС Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю и администрации города Перми в организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми; приведение в нормативное состояние, содержание пожарных водоемов и пирсов; строительство источников противопожарного водоснабжения; создание условий для организации добровольной пожарной охраны на территории города Перми.
Суд соглашается с доводами административного истца, что п.3 ст.63 Технического регламента не предусматривает обязанности по включению в муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности всех первичных мер пожарной безопасности, в связи с чем требования органа пожарного надзора о включении в муниципальную целевую программу «Безопасный город» мероприятий, связанных с обеспечением беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, организацией обучения населения мерам пожарной безопасности, участием граждан и организаций в добровольной пожарной охране, установлением особого противопожарного режима, не основано на законе.
При этом суд учитывает, что мероприятия, связанные с организацией обучения населения мерам пожарной безопасности, участием граждан и организаций в добровольной пожарной охране уже имеются в программе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности данного пункта предписания.
Пункт 7 предписания – не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и обеспечить контроль за его выполнением.
В обоснование возражений относительно данного пункта административный истец ссылается на Положение о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденное Приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467.
В соответствии с п.56 указанного Положения, порядок привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных) гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР устанавливается документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР:
расписаниями выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (далее - Расписание выезда);
планами привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (далее - План привлечения);
планами применения ОП;
планами тушения пожаров, карточками тушения пожаров (далее соответственно - ПТП, КТП);
строевыми записками гарнизонов.
Пунктом 57 вышеуказанного Положения установлено, что документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР разрабатываются в целях:
организации тушения пожаров и проведения АСР на территории города федерального значения, муниципального образования - Расписание выезда;
организации тушения пожаров и проведения АСР на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения) - План привлечения.
Исходя из пунктов56, 57 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, административный истец указывает, что на территории Пермского городского округа должно быть разработано лишь расписание выезда подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР, а разработка плана привлечения подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР на территории муниципального образования относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку в п.57 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, указано о разработке плана привлечения подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР для организации тушения пожаров и проведения АСР на территории субъекта Российской Федерации, в то время как п.4 ст.63 Технического регламента к первичным мерам пожарной безопасности отнесена разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории муниципального образования и контроль за его выполнением.
Таким образом, поскольку п.п.56, 57 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах предусматривают разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации, а не на территории муниципального образования, разработка которого предусмотрена п.4 ст.63 Технического регламента, суд приходит к выводу о законности п.7 предписания и об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Пункт 8 предписания – не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара.
В обоснование требований о признании данного пункта предписания незаконным, административный истец указывает, что не установлены правообладатели земельных участков, к которым отсутствует подъезд, указанные земельные участки находятся в частной собственности, собственники которых и должны обеспечить подъезд пожарной техники к месту пожара.
Однако суд полагает, что данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности вынесенного предписания в данной части, поскольку обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара статьей 63 Технического регламента отнесено к первичным мерам пожарной безопасности, реализация которых должна осуществляться органами местного самоуправления. Доводы о нахождении земельных участков в частной собственности не могут быть приняты во внимание, поскольку поддержание находящихся на территории муниципального образования проездов, улиц в состоянии, обеспечивающем беспрепятственный проезд пожарной техники к месту тушения пожаров является публично-правовой обязанностью органа местного самоуправления.
Отсутствие возможности беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара подтверждается представленными фототаблицами, административным истцом не опровергнуто.
В то же время, поскольку органом пожарного надзора не представлено каких-либо доказательств отсутствия проезда по адресам: <Адрес>, 20, 21, <Адрес>, в связи с чем в части указания выявления нарушений в данной части, пункт 8 предписание следует незаконным.
Пункт 9 предписания – не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, охватывающей всю территорию населенного пункта.
Обеспечение связи и оповещения населения о пожаре отнесено ст.63 Технического регламента к первичным мерам пожарной безопасности. Однако суд полагает, что оспариваемый пункт предписания является незаконным, ввиду отсутствия доказательств в подтверждения выявленного нарушения.
Как было указано выше предписание должно содержать конкретные формулировки допущенных нарушений, однако ни в предписании, ни в акте проверки не указано, какая именно территория не охватывается существующей системой оповещания. В акте отражено, что установлено 34 электросирены С-40 центрального включения, 2 узла речевого оповещения в местах с массовым пребывание людей, что недостаточно для охвата оповещением о пожаре всей территории населенного пункта, а именно окраин прилегающих непосредственно к лесным массивам.
Суд считает, что общее указание на наличие территорий, не охваченных системой оповещения, без указания конкретных адресов (территорий, ограниченных определенными улицами) не свидетельствует о выявлении нарушений. Отсутствие конкретных адресов лишает проверяемое лицо возможности определить где и какие именно действия необходимо совершать для устранения нарушений.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия в предписании указания места выявления нарушений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании п.9 предписания незаконным.
Пункт 10 предписания – не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности, с учетом требований Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 г. № 421-п «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края», определяющего общие положения для организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности.
Статьей 63 Технического регламента организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний отнесено к первичным мерам пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Пермского края от 07.07.2009 N 421-п утвержден Порядок организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края.
Пунктом 3.5. данного Порядка предусмотрено, что обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения и лиц, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях, проводится по месту проживания и предусматривает:
3.5.1. информирование о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний;
3.5.2. проведение не реже одного раза в год противопожарного инструктажа по месту проживания с регистрацией в журнале инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также проставлением даты проведения инструктажа;
3.5.3. проведение лекций, бесед, размещение информации в средствах массовой информации на противопожарные темы, в том числе на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пермского края, муниципальных образований, а также в социальных сетях;
3.5.4. привлечение на учения и тренировки по месту проживания;
3.5.5. самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам пожарной безопасности.
В соответствии с п.4.2. указанного Порядка ответственность за организацию и своевременность информирования о мерах пожарной безопасности неработающей части населения несут органы местного самоуправления поселений и городских округов Пермского края, в полномочиях которых определено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Административным истцом в обоснование своих доводов о незаконности данного пункта указывается на то, что обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения проводится путем размещения в средствах массовой информации печатных материалов, видеороликов, телепередач посвященных мерам пожарной безопасности. Организация сходов граждан и разъяснение им требований пожарной безопасности, проведение лекций, бесед. Распространение брошюр, памяток и других агитационных материалов по теме безопасного обращения с огнем и оборудованием.
Однако данные мероприятия не в полной мере отвечают требованиям, предусмотренным п.3.5. Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края, в частности административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих проведение не реже одного раза в год противопожарного инструктажа по месту проживания с регистрацией в журнале инструктажа
Таким образом, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого пункта незаконным.
Пункт 11 предписания – на территории города Перми эксплуатируются временные строения (сооружения) с нарушениями требований пожарной безопасности.
Пунктом 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390"О противопожарном режиме" (в редакции действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Постановлением Администрации г. Перми от 02.08.2018 N 521 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми.
В соответствии с п.3.2.7.24. Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" в пределах административных границ Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами проводит мероприятия по выявлению, демонтажу, перемещению, хранению, транспортированию и захоронению либо утилизации самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов (за исключением нестационарных торговых объектов, автостоянок открытого типа, рекламных конструкций) на территории района (поселка Новые Ляды) в установленном порядке и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
Таким образом, в полномочия органов местного самоуправления входит осуществление контроля за размещением временных сооружений на территории г.Перми, в связи с чем независимо от места расположения временного сооружения, размещение которого произведено с нарушением установленных законом требований, в том числе п.74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, органом местного самоуправления должны быть предприняты меры, направленные на устранение имеющихся нарушений.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания оспариваемого пункта незаконным.
Несоблюдение необходимого расстояния расположения временных строений от других зданий и сооружений подтверждается представленными фототаблицами, административным истцом не опровергнуто.
В то же время, поскольку органом пожарного надзора не представлено каких-либо доказательств выявления нарушений по адресам: <Адрес>, в данной части пункт 11 предписания следует незаконным.
Пункт 12 предписания – минимальное расстояние от границ застройки жилых микрорайонов и объектов различного назначения до лесных насаждений (массивов), не соответствует требованиям пожарной безопасности.
Признавая незаконным данный пункт предписания, суд прежде всего исходит из того, что в предписание не содержится конкретных адресов выявленных нарушений, в нем не указана какая именно территория, ограниченная какими улицами, не соответствует требованиям закона в части соблюдения минимального расстояния от границ застройки до лесных насаждений (массивов).
Как указано выше, отсутствие конкретных адресов лишает проверяемое лицо возможности определить где и какие именно действия необходимо совершать для устранения нарушений.
Указание в предписании на микрорайоны Новые Ляды, Заозерье, Нижняя Мостовая, Химики, Соцпоселок, Плотинка, Верхняя Курья, Студгородок, Пролетарский, Акуловский, Железнодорожный, Налимиха, Березовая роща, ФИО24 хутора, Новые Водники, Южный, Архиерейка, Крольчатник, Центральная усадьба, Новобродовский, Голый Мыс, Соболи, Липовая гора, Бахаревка, СНТ со стороны Андроновского леса, Крым, СНТ со стороны <Адрес>, Сосновый бор, Кислотные дачи, СНТ со стороны <Адрес>, Голованово, Январский, Банная гора не может расцениваться, как указание на конкретное четкое место выявления нарушения.
В соответствии с п.2 ст.4 Устава города Перми, принятого в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 территория города Перми включает в себя территории Дзержинского, Индустриального, Кировского, Ленинского, Мотовилихинского, Орджоникидзевского и Свердловского районов, являющихся внутригородскими административно-территориальными единицами.
Иного административно-территориального деления г.Перми, в том числе на микрорайоны, Устав города Перми не содержит.
Таким образом, указание в предписании лишь наименования микрорайонов, не имеющих четких грани, и не являющихся административно-территориальными единицами, без описания конкретных адресов (территорий, ограниченных определенными улицами), не является конкретным четким описанием выявленного нарушения, которое возможно устранить, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании п.12 предписания незаконным.
Пункт 13 предписания - на территориях общего пользования городского округа Пермь имеются свалки горючих отходов.
В соответствии с п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390"О противопожарном режиме" запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п.16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156"Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 18 указанных Правил установлено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из совокупного анализа указанных положений нормативных правовых актов следует, что обязанность по ликвидации свалок, в том числе несанкционированных, возлагается на собственника земельного участка, однако каких-либо доказательств, подтверждающих, что размещение свалок горючих отходов произведено на территории общего пользования, административным ответчиком не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности п.13 предписания.
На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконными пункты 1, 3, 5, 6, 9, 12, 13, пункт 8 в части указания адресов: <Адрес>, 20, 21, <Адрес>, пункт 11 в части указания адресов: <Адрес>, предписания Главного управления МЧС России по Пермскому краю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований администрации г.Перми - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1081/2020 Ленинского районного суда г.Перми.