Дело № 2а-1082/2019
УИД 91RS0008-01-2019-001198-62
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2019 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Логвинко Е.А.
при секретаре – Гострой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО2, заинтересованные лица Администрация Луганского сельского совета Джанкойского района, Администрация Джанкойского района Республики Крым о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязаннее провести регистрацию права собственности, -
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным приостановление в регистрации права собственности на нежилые здания «сарай для оборудования», нежилое здание «Гараж-мастерская», нежилое здание «Гараж-пожарная», нежилое здание «Проходная», находящиеся по адресу <адрес>. Обязать государственный комитет по государственной регистрации и кадастру провести регистрацию по поданным заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на нежилые здания <данные изъяты>, нежилое здание <данные изъяты> нежилое здание <данные изъяты> нежилое здание <данные изъяты> находящиеся по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец, представитель истца иск поддержали полностью, пояснили, что ими были представлены все документы, которые имеются у них в наличии, для регистрации права собственности. Считают, что условия сделки по купле-продаже имущественных паев со стороны истца исполнены полностью. Свидетельство о праве собственности на имущество не было получено, так как изменился порядок регистрации документов. Однако считают, что возникшее право подлежит регистрации.
Ответчик Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ранее от представителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Государственный регистратор ФИО2 в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о дате и времени судебного слушания, каких-либо заявлений, ходатайство не направила.
Заинтересованные лица Администрация Луганского сельского совета Джанкойского района, Администрация Джанкойского района Республики Крым, явку представителей не обеспечили, ранее направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей.
Суд, заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 подала в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» документы для регистрации права собственности на нежилые помещения: <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> находящиеся по адресу <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается копией регистрационного дела, представленного административным ответчиком в электронном варианте.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на указанные объекты, в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, а именно правоустанавливающих документов, предусмотренных п. 2 ст. 14 Закона о регистрации.
Не согласившись с указанным сообщением о приостановлении государственной регистрации права собственности ответчика, истец обратился в суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).
Статьёй 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одними из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Федерального закона № 218-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации, что в совокупности с необходимостью указания всех причин, послуживших основанием для приостановления, соотносится с реализацией принципа правовой определенности.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что истцом для регистрации права на недвижимое имущество – нежилые строения были представлены свидетельства о праве собственности физических лиц на имущественные паи, а также договора купли-продажи имущественных паёв, заключенные между физическими лицами, бывшими членами КСП и ФИО1
Вместе с тем, указанные документы не являются правоустанавливающими, подтверждающими права собственности истца на недвижимое имущество о регистрации которого, она просит.
В силу положений статьи 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с возникновением и прекращением права собственности на имущество, применяется право страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
На момент возникновения спорных правоотношений (заключения сделки купли-продажи имущественных паев), действовало законодательство Украины.
Так, в соответствии с пунктом 13 Порядка определения размеров имущественных паев членов коллективных сельскохозяйственных предприятий и их документального подтверждения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2001 года № 177, имущественный пай члена предприятия документально подтверждается свидетельством о праве собственности на имущественный пай члена предприятия. В случае приобретения в собственность имущественного пая (его части) на основании договора мены, дарения и иных гражданского-правовых договоров, а также наследования выдается новое свидетельство.
Таким образом, свидетельство о праве собственности на имущественный пай члена коллективного сельскохозяйственного предприятия (имущественный сертификат) подтверждает право лица на паевой фонд имущества коллективного сельскохозяйственного предприятия.
Порядок распределения и использования имущества реорганизованных коллективных сельскохозяйственных предприятий был урегулирован приказом Министерства аграрной политики от 14 марта 2001 года № 62 «Об утверждении Порядка распределения и использования имущества реорганизованных коллективных сельскохозяйственных предприятий», зарегистрированном в Министерстве юстиции от 04 апреля 2001 года № 306/5496.
Указанным Порядком предусматривалось, что выделение имущественных паев в индивидуальную собственность проводится предприятием – пользователем имущества из перечня имущества, выделенного на эти цели.
При выделении имущества в натуре конкретному собственнику предприятие одновременно с подписанием акта приема-передачи имущества делало отметку о выделении имущества в натуре в свидетельстве о праве собственности на имущественный пай члена коллективного сельскохозяйственного предприятия, которая утверждалась подпись руководителя предприятия и печатью.
Именно такое свидетельство с отметкой о выделении имущества в натуре индивидуально, акт приема-передачи имущества были основанием для оформления прав собственности на указанное имущество в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» одним из документов, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объект недвижимости и необходимых для государственной регистрации, является выданное в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество.
Таким документом административный истец не обладает.
В судебном заседании ФИО1 подтвердила, что иных документов, кроме тех которые были предоставлены регистратору, она не имеет. Процедура переоформления своих прав собственности до 2014 года ею завершена не была.
Договора купли продажи имущественных паев, также не подтверждают права административного истца на конкретные объекты недвижимого имущества, подлежащего регистрации.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что приостановление регистрационных действий носило правомерный характер, направленный на устранение препятствия к регистрации.
Как указано выше по смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, надоенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хоты бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
При этом наличие нарушение прав, свобод и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определённых и вещественных неблагоприятных конкретно для истца последствий от такого нарушения закона.
Доказательств реального нарушения прав и законных интересов административного истца в результате действий государственного регистратора по приостановлению регистрации суду не представлено, в связи с чем совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд, -
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО2, заинтересованные лица Администрация Луганского сельского совета Джанкойского района, Администрация Джанкойского района Республики Крым о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязаннее провести регистрацию права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Джанкойский районный суд Республики Крым.
Мотивированный текст решения изготовлен 28.06.2019 года
Председательствующий Е.А.Логвинко