ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1082/2022 от 24.01.2022 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2022 года город Ногинск,

Московская область

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грибковой Т. В.,

при секретаре Лебедевой Н. А.,

с участием административного истца в лице заместителя Ногинского городского прокурора <адрес>Пигушина В. С., представителя административного ответчика по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанностей,

установил:

Ногинский городской прокурор <адрес> (далее – Прокурор) ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском к администрации Богородского городского округа <адрес> (далее – Администрация), в котором просил:

-признать незаконным бездействие Администрации при осуществлении полномочий по организации охраны и содержанию особо охраняемых природных территорий местного значения (далее – ООПТ), в части уклонения от издания нормативных правовых актов, определяющих правовой статус ООПТ местного значения, положений (паспортов) особо охраняемых природных территорий местного значения;

-обязать Администрацию в соответствии с Порядком организации особо охраняемых природных территорий местного значения в <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, провести комплексное экологическое обследование территорий ООПТ местного значения: 1. ФИО2 парк (<адрес>); 2. лесопарковый участок «Лесной орешник» (<адрес>); 3. озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4. место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5. место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское); 6. территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 7. река Воря (сельское поселение Мамонтовское); 8. территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); 9. река Шерна (сельское поселение Мамонтовское); 10. территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское) – по результатам которого принять решение об организации, реорганизации или упразднении особо охраняемых природных территорий местного значения;

-обязать Администрацию разработать и утвердить правовые акты, определяющие правовой статус ООПТ местного значения – положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения, содержащие сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, в отношении следующих ООПТ местного значения: 1. ФИО2 парк (<адрес>); 2. лесопарковый участок «Лесной орешник» (<адрес>); 3. озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4. место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5. место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское); 6. территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 7. река Воря (сельское поселение Мамонтовское); 8. территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); 9. река Шерна (сельское поселение Мамонтовское); 10. территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское);

-обязать Администрацию обеспечить финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий местного значения и проведение комплексного экологического обследования территорий ООПТ местного значения;

-обязать Администрацию поставить земли особо охраняемых природных территорий и их охранные зоны на государственный кадастровый учет;

-обязать Администрацию обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории в отношении ООПТ местного значения.

Требования мотивированы тем, что Ногинской городской прокуратурой <адрес> (далее – Прокуратура) проведена проверка исполнения законодательства об ООПТ местного значения, в ходе которой выявлено ненадлежащее осуществление Администрацией полномочий по их охране и использованию. Установлено, что решением Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень природных заказников, других объектов природно-культурного исторического значения, а также рекреационных зон, подлежащих охране в <адрес>, однако сохранность указанного муниципального правового акта в полном объеме не обеспечена – приложение к указанному решению, содержащее перечень и описание границ ООПТ в архиве Богородского городского округа отсутствует. В связи с чем, Администрацией по имеющимся рабочим материалам составлен перечень ООПТ местного значения, среди которых: 1. ФИО2 парк (<адрес>); 2. лесопарковый участок «Лесной орешник» (<адрес>); 3. озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4. место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5. место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское); 6. территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 7. река Воря (сельское поселение Мамонтовское); 8. территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); 9. река Шерна (сельское поселение Мамонтовское); 10. территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское). Данное решение Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, изменения в него не вносились, утвержденные ООПТ из указанного перечня не исключались. Между тем, до настоящего времени мероприятия по оформлению ООПТ местного значения Администрацией не проведены, нормативные правовые акты, устанавливающие режим их охраны, описывающие цели их создания и порядок использования, – не приняты; категории ООПТ и их границы – не определены; сведения о природных объектах особой охраны в государственный кадастр недвижимости – не включены; нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, в том числе административные регламенты, – не приняты; положения (паспорта) ООПТ – не утверждены; как следствие – отсутствует полноценная информация о состоянии ООПТ местного значения. За неимением достоверных, полных сведений о географическом положении и границах имеющихся ООПТ, созданы условия для нарушения правового режима их использования, что может привести к их фактической утрате, потере экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Также отсутствие сведений о границах и местоположении ООПТ местного значения создает препятствия для осуществления муниципального контроля в рассматриваемой сфере.

Прокуратурой по фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Богородского городского округа <адрес>, по результатам рассмотрения которого Администрацией не приняты реальные меры по устранению нарушений закона. Таким образом, в настоящее время границы ООПТ местного значения на кадастровый учет не поставлены, сведения о них, как об ООПТ, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Бездействие Администрации противоречит требованиям федерального законодательства, нарушает права граждан на получение сведений из единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об ООПТ в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих ООПТ, что может повлечь причинение вреда уникальной природе местных ООПТ в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению.

В судебном заседании административный истец в лице заместителя Прокурора – Пигушина В. С. (л.д. 116) предъявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления (л.д. 4-10), дал суду объяснения аналогичного содержания.

Административный ответчик обеспечил явку в суд представителя по доверенности – ФИО1 (л.д. 80-83), которая просила отказать в удовлетворении административного иска полностью по доводам письменных возражений (л.д. 89-91).

Привлеченное к участию административном деле в качестве заинтересованного лица определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ – Министерство экологии и природопользования <адрес> (л.д. 86) явку в суд представителя не обеспечило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 88, 113) – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки представителя не представило.

С учетом мнения явившихся лиц суд, в отсутствие сведений об уважительности причин неявки заинтересованного лица, судебное разбирательство – в соответствии с правилами статей 150, 152, части 6 статьи 226 КАС РФ, – проведено при данной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив их доводы в обоснование предъявленных требований и возражений, заслушав пояснения специалиста – государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природопользования <адрес>ФИО3 (л.д. 119-120), исследовав материалы административного дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), – суд приходит к следующим выводам.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено статьей 39 КАС РФ.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 4 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ и предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдения срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что совершенное им действие, равно как и не совершение такового – соответствует закону.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора среди прочего является соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

По правилам пунктов 1, 4 статьи 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, и в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, – прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно части 3 статьи 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 59 Федерального закона № 7-ФЗ, определяющей правовой режим охраны природных объектов, установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Негативное воздействие на окружающую среду определено Федеральным законом № 7-ФЗ (статья 1) как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Меры охраны природных объектов предусмотрены статьей 58 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно пункту 2 той же статьи порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Закона об ООПТ, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой указанного федерального закона особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По правилам статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4).

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8).

Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях (пункт 9).

В силу части 2 статьи 1, пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, ООПТ – подлежат включению в состав ЕГРН (реестр границ).

Согласно требованиям пункта 9 части 1, части 181 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4, 5 части 3, частью 31 той же статьи – являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Аналогичные требования предусматривал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 2 статьи 1, статья 15).

В силу пунктов 25, 30 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, экологического воспитания и просвещения населения регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – <адрес>З).

Применительно к <адрес>З (статья 1) особо охраняемой природной территорией местного значения признается участок земли, находящийся в собственности соответствующего муниципального образования <адрес>, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и для которого установлен режим особой охраны.

Положением (паспортом) особо охраняемой природной территории областного или местного значения является правовой акт, утверждаемый соответственно <адрес> или органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

<адрес>З (статья 8) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в сфере организации, охраны и использования ООПТ принятие решений об организации, реорганизации или упразднении особо охраняемых природных территорий местного значения; разработка и утверждение положения (паспорта) ООПТ местного значения; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения; осуществление сбора данных и их обновления, подготовки, утверждения и представления в уполномоченный орган сведений по ООПТ местного значения; осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством <адрес>.

Финансирование расходов на содержание ООПТ местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством (пункт 3 статьи <адрес>З).

В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ, Федеральным законом № 33-ФЗ, <адрес>-ОЗ постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации особо охраняемых природных территорий местного значения в <адрес> (далее – Порядок ).

Порядок предусматривает организацию ООПТ местного значения как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового, при этом содержит запрет организация новых ООПТ местного значения на месте уже существующих ООПТ федерального, областного или местного значения. Организация ООПТ местного значения в этом случае может осуществляться только с одновременной реорганизацией существующей ООПТ таким образом, чтобы площади ООПТ не пересекались (пункты 6, 7).

ООПТ местного значения организуются на основании утвержденной органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> схемы развития и размещения ООПТ местного значения в соответствии с документами территориального планирования <адрес> и муниципальных образований <адрес>, а также по предложениям органов государственной власти <адрес>, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, юридических лиц, граждан и общественных объединений (пункт 8).

В целях организации ООПТ местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> разрабатывают обосновывающие материалы и проект положения (паспорта) ООПТ местного значения (пункт 9).

Обосновывающие материалы включают в себя: пояснительную записку о необходимости образования ООПТ местного значения; материалы комплексного экологического обследования территории, обосновывающие придание этой территории статуса ООПТ местного значения; графические материалы предполагаемой ООПТ местного значения (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ, данными по категориям земель, формам собственности, собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков; экономическое обоснование организации ООПТ местного значения с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> (пункт 10).

Для целей Порядка под комплексным экологическим обследованием территории понимается сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации, реорганизации, упразднения ООПТ местного значения, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации, реорганизации, упразднения ООПТ местного значения (пункт 2).

Согласно пункту 3 Порядка основным документом ООПТ местного значения для лечебно-оздоровительных местностей и курортов является положение, для иных категорий ООПТ местного значения – паспорт, требования к содержанию которых установлены пунктом 12 Порядка .

По правилам пунктов 14 - 16 Порядка организация ООПТ местного значения и проект положения (паспорта) ООПТ местного значения должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; <адрес>, если предполагается организация лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения; Министерством экологии и природопользования <адрес> (за исключением организации лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения).

После получения согласований орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> принимает решение об организации ООПТ местного значения и утверждает положение (паспорт) ООПТ местного значения. Решение об организации ООПТ местного значения подлежит официальному опубликованию в соответствии с порядком, установленным уставом муниципального образования <адрес>.

Сведения об организованной ООПТ местного значения вносятся в государственный кадастр ООПТ.

Реорганизация ООПТ местного значения, под которой понимается изменение ее границ, режима, категории, значения, – может осуществляться на основании утвержденной органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> схемы развития и размещения ООПТ местного значения в соответствии с документами территориального планирования <адрес> и муниципальных образований <адрес>, а также по предложениям органов государственной власти <адрес>, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, юридических лиц, граждан и общественных объединений в порядке, предусмотренном пунктом 26 Порядка (пункты 24 - 25 Порядка ).

Основанием для упразднения ООПТ местного значения – в соответствии с пунктом 31 Порядка – являются необратимые разрушения природных комплексов и (или) объектов, для охраны которых она организована.

Порядок упразднения ООПТ местного значения предусмотрен пунктами 35-41 Порядка .

Для упразднения ООПТ местного значения органы государственной власти <адрес>, федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды, орган местного самоуправления муниципального образования <адрес>, юридические лица, граждане и общественные объединения направляют предложение об упразднении ООПТ местного значения в орган местного самоуправления муниципального образования <адрес>, которым принималось решение об организации данной ООПТ, с приложением обоснования.

Орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> рассматривает поступившее предложение в течение одного месяца с даты регистрации и принимает решение о проведении комплексного экологического обследования ООПТ местного значения или об отказе в упразднении в связи с недостаточным обоснованием.

Комплексное экологическое обследование ООПТ местного значения для решения вопроса об упразднении проводится в сроки, оптимальные для изучения объектов охраны, и направлено на установление наличия объектов охраны, условий для их восстановления, а также иных объектов, нуждающихся в особой охране на территории муниципального образования <адрес>.

Материалы комплексного экологического обследования территории включают рекомендации о целесообразности упразднения, сохранения или реорганизации ООПТ местного значения.

В целях проведения комплексного экологического обследования ООПТ местного значения орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> принимает решение о создании экспертной комиссии.

По результатам комплексного экологического обследования территории орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> принимает решение о сохранении ООПТ местного значения или готовит заключение о необходимости упразднения ООПТ местного значения, а также в случае, когда для упразднения ООПТ местного значения необходимо произвести затраты, - экономическое обоснование упразднения ООПТ местного значения.

Орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> на основании материалов комплексного экологического обследования территории, заключения о необходимости упразднения ООПТ местного значения и экономического обоснования упразднения с указанием необходимых затрат (в случае их необходимости) принимает решение об упразднении ООПТ местного значения и о внесении изменений в схему развития и размещения ООПТ местного значения.

Если ООПТ местного значения была организована по предложению органа государственной власти <адрес>, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, решение об упразднении ООПТ местного значения принимается по согласованию с указанными органами.

Суд применительно к части 3 статьи 62, части 8, 11 статьи 226 КАС РФ, распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Решением Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11; далее – Решение ) утвержден перечень природных заказников, других объектов природно-культурного исторического значения, а также рекреационных зон, подлежащих охране в <адрес> (пункт 1).

Поручено администрации <адрес> подготовить программу работ по приведению документов в соответствие с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и другими нормативными документами по установлению режима охраны, определению организаций, на которые возлагается охрана природных объектов. Программу согласовать с комиссией по экологии и природопользованию и представить на рассмотрение Малого совета – в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2).

Постоянной комиссии по экологии и природопользованию совместно с Комитетом по экологии и природопользованию подготовить предложения по финансированию работ для выполнения рассматриваемой программы на 1993 год за счет районного «Фонда охраны природы» и других источников – в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3).

Контроль за выполнением данного решения возложен на Постоянную комиссию по экологии и природопользованию (В. В. Ломейко) (пункт 4).

По сведениям Министерства экологии и природопользования <адрес> (далее – Министерство), к полномочиям которого отнесено ведение кадастра ООПТ регионального значения, согласно Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Схема), – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24) на территории Богородского городского округа и городского округа <адрес> расположены и функционируют четыре ООПТ областного значения: 1) государственный заказник областного значения «Черноголовский заказник» (положение об ООПТ утверждено постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ); 2) памятник природы областного значения «Озеро Бисерово» и его охранная зона; 3) памятник природы «Дендрологический парк «Волхонка» (паспорт ООПТ утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ); 4) государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьмы» (положение об ООПТ утверждено постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Границы и режим особой охраны указанных ООПТ внесены в ЕГРН в качестве общедоступных сведений о зонах ООПТ. Осуществление управления ООПТ областного значения, постановка их границ на кадастровый учет, а также государственного надзора на таких территориях проводится отделом по работе с природными территориями и Восточным отделом управления государственного экологического надзора Министерства соответственно. Решения об изменении границ, режима или ликвидации ООПТ в 2019, 2020, 2021 годы не принимались.

Кадастр ООПТ местного значения актуализирован Министерством в 2020 году, по имеющейся информации на территории Богородского городского округа и городского округа <адрес> созданы и функционируют десять ООПТ местного значения, которые утверждены Решением ) ФИО2 парк (<адрес>); 2) лесопарковый участок «Лесной орешник» (<адрес>); 3) озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4) место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5) место произрастания редких растений (купальница, хохлатка и др.) (сельское поселение Буньковское); 6) территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 6) река Воря (низовья реки Воря и Шерна Ногинского мехлесхоза) (сельское поселение Мамонтовское); 8) территория «Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); река Шерна (от устья реки Дубенки до устья реки Боровой) (сельское поселение Мамонтовское); 9) территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское).

В Богородском городском округе осуществлен государственный кадастровый учет в отношении территории «ФИО2 парк» – земельный участок с кадастровым номером 50:16:0301004:5611, площадью 47 931 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.

Земельный участок, в состав которого входит территория «Озеро Боровое» поставлен на кадастровый учет в составе земель Министерства обороны Российской Федерации, – земельный участок с кадастровым номером 50:16:0401057:7, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения нужд обороны (л.д. 30-35).

Приложение к Решению с описанием границ ООПТ местного значения в архиве Богородского городского округа отсутствует, в Министерство не представлен, перечень ООПТ местного значения составлен по имеющимся рабочим материалам.

В сентябре 2020 года Администрацией направлен запрос о наличии/ отсутствии в архиве управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – управление Росреестра по <адрес>) Решения . Согласно полученному ответу указанный документ отсутствует на хранении в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Данные обстоятельства подтвердил опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 (л.д. 119-120), полагавший целесообразным Администрации провести работы по определению границ ООПТ местного значения, разработать положения (паспорта) ООПТ, утвердить и внести сведения о них в ЕГРН – в целях обеспечения сохранности утвержденных Решением ООПТ.

В марте 2021 года Прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией законодательства об ООПТ местного значения, в ходе которой установлено, что мероприятия по оформлению ООПТ местного значения не проведены, нормативные правовые акты, устанавливающие режим охраны ООПТ местного значения, описывающие цели создания, порядок использования таких объектов, – не приняты, категории ООПТ и их границы – не определены, сведения о природных объектах особой охраны в государственный кадастр недвижимости – не включены, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, в том числе административные регламенты, – не приняты, положение (паспорта) ООПТ – не утверждены (л.д. 12-66).

По фактам выявленных нарушений Прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Богородского городского округа <адрес> о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих – в течение месяца со дня внесения представления (л.д. 25-29).

По утверждению административного истца, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представление не исполнено – действия по устранению выявленных нарушений законодательства об ООПТ административным ответчиком не предприняты (л.д. 67-76), что свидетельствует о допущенном с его стороны незаконном бездействии при осуществлении полномочий по организации охраны и содержанию ООПТ местного значения.

По утверждению административного ответчика, ввиду отсутствия в архивах управления Росреестра по <адрес> и Богородского городского округа <адрес> приложения к Решению – не представляется возможным внесение объективных сведений о границах ООПТ местного значения в ЕГРН, РГИС <адрес>, ИСОГД. Однако с целью недопущения отчуждения ООПТ местного значения в указанные информационные системы внесены сведения об их предполагаемых границах. Генеральный план Богородского городского округа <адрес>, утвержденный решением Совета депутатов Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, также содержит информацию о данных ООПТ местного значения (л.д. 36-66, 96-97).

Кроме того, ввиду отсутствия информации о местоположении, площади, границах ООПТ местного значения, а также обосновывающих материалов, подтверждающих научную, культурную, эстетическую ценность указанных территорий (л.д. 98-103, 106), – правовые основания для проведения мероприятий по оформлению паспортов, разработке нормативных правовых актов и установлению границ в отношении данных объектов у Администрации отсутствуют. Вместе с тем, с целью принятия решения об организации, реорганизации или упразднении ООПТ местного значения, их постановки на государственный кадастровый учет, – в 2022 году Администрацией запланировано проведение комплексного экологического обследования, для чего в настоящее время рассматриваются коммерческие предложения. Денежные средства на финансирование указанных мероприятий будут предусмотрены в бюджете Богородского городского округа <адрес> в 2022 году (л.д. 104-105).

В связи с чем, предъявленные Прокурором требования, по мнению Администрации, – преждевременны и удовлетворению не подлежат.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика, поскольку, срок исполнения поручения Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов по подготовке программы, ее согласованию и представлению на рассмотрение установлен до ДД.ММ.ГГГГ, представления Прокурора по принятию конкретных мер по устранению выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.

Мероприятия по надлежащему оформлению ООПТ местного значения в соответствии с Решением до настоящего времени не проведены, что установлено из представленных в материалы административного дела документов и не опровергнуто административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Отсутствие в архиве Богородского городского округа <адрес> приложения к Решению , содержащего перечень и описание границ ООПТ местного значения, – свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» по обеспечению сохранности указанного муниципального правового акта в полном объеме.

Иные приведенные административным ответчиком доводы требуют проверки в рамках предусмотренной процедуры комплексного экологического обследования ООПТ, с последующим принятием соответствующего решения об их сохранении, реорганизации или упразднении.

Факты планирования к проведению комплексного экологического обследования ООПТ местного значения, рассмотрения коммерческих предложений и предусмотренного в бюджете Богородского городского округа <адрес> на 2022 год финансирования мероприятий, требуемых для принятия решения об их сохранении или упразднении, – документально не подтверждены, в связи с чем, не могут свидетельствовать об исполнении Администрацией предписания Прокурора.

Суд также считает необходимым отметить, по сведениям Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», предоставляющей свободную информацию о судебном делопроизводстве Ногинского городского суда <адрес>, – при принятии решений об отказе в предоставлении государственных и муниципальных услуг по обращениям граждан в отношении земельных участков, расположенных на территории Богородского городского округа <адрес>, Админитрация неоднократно ссылалась на Решение , заведомо зная, что границы предусмотренных данным правовым актом ООПТ в установленном законом порядке не установлены и не внесены в ЕГРН.

Учитывая установленные по административному делу обстоятельств, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении Администрацией обязанностей по охране и использованию ООПТ местного значения, предусмотренных в приведенных нормативных правовых актах, что свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления незаконном бездействии, нарушающем и создающем препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов неопределенного круга лиц (граждан, организаций, иных лиц), в защиту которых Прокурором предъявлено данное административное исковое заявление, а также возможность незаконного возложения на них каких-либо обязанностей и, применительно части 4 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, – является основанием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд считает необходимым возложить на Администрацию обязанность провести комплексное экологическое обследование утвержденных Решением ООПТ, по результатам которого принять решение об их сохранении или подготовить заключение о необходимости их упразднения, а также в случае, если для их упразднения необходимо произвести затраты, – экономическое обоснование такового.

Принимая во внимание приведенный порядок организации (реорганизации, упразднения) ООПТ, установленную при этом последовательность действий органа местного самоуправления, а также требование об исполнимости судебного решения, – суд соглашается с доводами административного ответчика и находит преждевременными требования административного истца о возложении иных обязанностей, заявленных в административном иске, в связи с чем – считает необходимым отказать в его удовлетворении в указанной части.

Иные доводы и объяснения представителей сторон, равно как иные представленные в материалы административного дела доказательства, судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанностей – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Богородского городского округа <адрес>, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения.

Обязать администрацию Богородского городского округа <адрес> провести комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий местного значения: ФИО2 парк (<адрес>), лесопарковый участок «Лесной орешник» (<адрес>), озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское), место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское), место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское), территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское), река Воря (сельское поселение Мамонтовское), территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское), река Шерна (сельское поселение Мамонтовское), территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское), по результатам которого принять решение об их сохранении или подготовить заключение о необходимости их упразднения, а также в случае, если для их упразднения необходимо произвести затраты, – экономическое обоснование такового.

В удовлетворении административного иска в большем объеме – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционных жалобы, представления через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т. В. Грибкова