Дело № 2а- 1083/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Заводоуковск 30 ноября 2017 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Агаповой О.Е.,
при секретаре Сурниной А.В.,
с участием представителя административного истца А.В., представителя административного ответчика администрации Заводоуковского городского округа П.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ф.А. к администрации Заводоуковского городского округа об обязании предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ф.А. в лице представителя по доверенности А.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском. Требования мотивировал тем, что ... истец обратился в администрацию ЗГО посредством подачи через МФЦ заявления о согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером ...; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь ... кв.м., по адресу: .... ... в газете «Заводоуковские вести» ... (9950) было опубликовано извещение о возможном предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и по адресу: ..., в разделе «условия подачи заявления» указан адрес подачи заявлений, способ подачи заявления, время приема. Дата окончания приема .... На сайте www.torgi.gov.ru под ... было также опубликовано аналогичное извещение, указан адрес электронной почты isogd-zavod@mail.ru и контактное лицо С.И.. ... в 2.27 часов (воскресенье) на адрес указанной электронной почты поступило заявление о намерении участвовать в аукционе от И.С., которое было отозвано им ... в 11.36 часов, посредством направления заявления об отзыве на адрес электронной почты isogd-zavod@mail.ru. ... в 17.47 часов на адрес электронной почты isogd-zavod@mail.ru поступило заявление о намерении участвовать в аукционе от Л.И., которое было отозвано им ... посредством направления заявления об отзыве на адрес электронной почты isogd-zavod@mail.ru. Таким образом, на дату окончания приема заявлений заявление истца являлось единственным. ... постановлением администрации ЗГО ... истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на статью 39.18 ЗК РФ. Истец считает, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене. Поскольку администрацией ЗГО нарушены сроки предоставления муниципальной услуги, указанные в Земельном кодексе РФ, а именно: извещение в газете было опубликовано ..., срок окончания приема заявлений от лиц заинтересованных в предоставлении участка истекает ..., следовательно, при наличии иных заявлений, срок для отказа в предварительном согласовании составляет 7 дней и истекает .... Однако, в нарушение указанных сроков отказ в предварительном согласовании вынесен .... Считает, что постановление администрации ЗГО от ...... нарушает его права в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и в дальнейшем в предоставлении данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, так как отсутствуют иные заинтересованные лица в приобретении права на испрашиваемый земельный участок. По правовому обоснованию ссылаясь на п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ... № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», ст. 39.6 ЗК РФ, ст.ст. 39.15, 39.16, 39.17, 39.18 ЗК РФ просит суд: признать незаконным и отменить постановление администрации Заводоуковского городского округа от ....... Обязать администрацию Заводоуковского городского округа предварительно согласовать Ф.А. предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером ...; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь ... кв.м., по адресу: ....
Административный ответчик администрация Заводоуковского городского округа в лице представителя по доверенности П.Л., не согласившись с заявленными требованиями, представила возражения, по доводам которых просила отказать в административном иске (л.д. 78-80).
Административный истец Ф.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя А.В. На основании ст. 150 КАС РФ суд проводит судебное заседание в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца А.В. поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что возможность подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в данном случае законодательством не предусмотрена. Ссылалась на п. 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, которым предусмотрена подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также Порядок и способы подачи указанных заявлений, требования к их формату утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Считает, что согласно п. 1 настоящий Порядок определяет: порядок и способы направления в уполномоченные органы заявлений, предусмотренных положениями пункта 5 статьи 39.11, пункта 2 статьи 39.14 и пункта 6 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в форме электронного документа. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, ссылаясь на утвержденный Постановлением администрации Заводоуковского городского округа от ...... (в редакции постановлений администрации Заводоуковского городского округа от ......, от ......) административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», указывала на то, что оба заявления, на которые ссылается ответчик в своем отказе, поданы с нарушением установленной формы, способа подачи. Они не были зарегистрированы в соответствии с регламентом о предоставлении муниципальной услуги. Кроме того, были отозваны лицами, подавшими указанные заявления на следующий за подачей день. В связи с чем, у администрации Заводоуковского городского округа не имелось оснований для их принятия и дальнейшего рассмотрения. ФИО1, не прошедшие регистрацию в установленном порядке в книге учета документов, не могли быть приняты сотрудниками администрации в работу. Согласно извещению о предоставлении земельных участков, опубликованных в газете «Заводоуковские вести», а также на сайте www.torgi.gov.ru, срок окончания приема заявлений заинтересованных в предоставлении земельных участок граждан - .... На момент окончания указанного срока заявления иных граждан, кроме Ф.А., заинтересованных в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1465 кв. м., по адресу: ..., отсутствовали. В связи с чем, постановление об отказе в предварительном согласовании земельного участка Ф.А. нельзя признать законным. Кроме того, в нарушение требований ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, решение в установленный законом срок об отказе в предварительном согласовании земельного участка Ф.А. принято не было, так же как не были направлены уведомления заинтересованным лицам ФИО2 и И.С.. Постановление об отказе в предварительном согласовании земельного участка Ф.А. было вынесено лишь ..., то есть спустя практически месяц со дня окончания срока приема заявлений, что само по себе влечет незаконность вынесенного постановления. Не согласна с возражениями ответчика о том, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен порядок действия уполномоченного органа при отказе заявителей от намерений участвовать в аукционе. Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Учитывая наличие законодательного пробела в части регулирования возникших спорных правоотношений, имеется основание для применения к этим правоотношениям по аналогии закона положений ст. 39.12 Земельного Кодекса РФ, регламентирующей проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Аналогичные нормы содержаться в п.58 и 128 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от ...... (ред. от ...). Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru ... извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе размещалось в отношении двух лотов. Лот ... спорный земельный участок и лот ... земельный участок в .... На сегодняшний день в отношении лота ... в графах «результаты приема заявлений» и «заявители/участники» какая-либо информация отсутствует, в то время, как в отношении лота ... в графе «результаты приема заявлений» указано: «Администрация Заводоуковского городского округа обеспечивает работы по уточнению границ земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а в графе «заявители/участники» прописаны три заявителя, изъявивших намерении участвовать в аукционе со статусом «допущен». Это еще раз подтверждает доводы административного истца о том, что отозванные заявления не рассматривались. Считает, что на момент принятия оспариваемого Постановления обстоятельства, исключающие возможность предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов путем предварительного согласования, в виде заявлений иных лиц, на что ссылается администрация в своем постановлении, отсутствовали, в связи с чем, указанное основание отказа в предварительном согласовании законным признано быть не может.
Представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа П.Л. не признала требования административного истца, в обоснование привела доводы, изложенные в возражениях на иск.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением главы Заводоуковского городского округа ... от ...Ф.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду по вышеуказанному адресу в связи с поступлением заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе (ст. 39.18 ЗК РФ).
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей ст. 39.1 ЗК РФ установлены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в частности, в случае предоставления такого участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту первому указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
На основании пункта 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф.А.... обратился в администрацию Заводоуковского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду по адресу: ... (л.д. 12-14).
Администрация Заводоуковского городского округа обеспечила опубликование в газете «Заводоуковские вести» ... (9950) от ... извещение о предоставлении указанного земельного участка, а также на сайте www.torgi.gov.ru, срок окончания приема заявлений заинтересованных в предоставлении земельных участок граждан до ....
... от И.С. и ...Л.И. на адрес электронной почты, указанный в извещении, поступили заявления о намерении участвовать в аукционе по приобретению права собственности/аренды на земельный участок в аренду по адресу: ..., которые заявителями были отозваны ... и ... (л.д. 15, 16, 19, 22).
Согласно п. 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (далее - официальный сайт), в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала, либо путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту (далее - представление посредством электронной почты).
Из пояснений свидетеля С.И. следует, что заявления Л.И. и И.С. не были зарегистрированы в соответствии с регламентом о предоставлении муниципальной услуги, а также были отозваны лицами, подавшими указанные заявления.
Согласно вышеуказанному поданные заявления Л.И. и И.С. не соответствуют порядку и форме подачи заявлений, следовательно, у администрации Заводоуковского городского округа не имелось оснований для их принятия и дальнейшего рассмотрения, а так же принятия решения от ... об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, в нарушение требований п.7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка Ф.А. в установленный законом срок принято не было, что также является основанием для признания его незаконным.
Имеющиеся в деле документы:
контракт от ... на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков, в том числе, участка расположенного по адресу: ..., для ИЖС администрацией Заводоуковского городского округа (л.д. 53-56);
кадастровая выписка о земельном участке от ......, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... (л.д. 73-74);
копия надзорного производства ... (л.д. 57-69), которым в отношении председателя комитета имущественных отношений администрации возбуждено дело об административном правонарушении ч. 1 ст. 19.9. КоАП РФ, ..., не являются основаниями для признания постановления главы Заводоуковского городского округа ... от ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду законным.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу действующего законодательства, именно лицо, обратившееся в суд, обязано доказать факт действительного нарушения его прав и интересов, в свою очередь должностное лицо и орган, чьи действия и решения обжалуются, должны доказать законность своих действий, решений (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления Ф.А. земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, постановление администрации Заводоуковского городского округа от ...... является незаконным и подлежит отмене, а требования административного истца подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Таким образом, смыслом судебной процедуры является не только оценка соответствия закону действий государственных органов или должностных лиц, но и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
Административный истец в качестве способа восстановления нарушенного права указывает на необходимость возложения на административного ответчика обязанности по проведению процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду.
Совокупность установленных обстоятельств по делу, свидетельствует о не соответствии оспариваемых действий администрации требованиям действующего законодательства, постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесено с нарушением сроков и процедуры предоставления земельных участков, предусмотренных Земельным кодексом РФ, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Следовательно, требования административного истца о возложении на администрацию Заводоуковского городского округа обязанности предварительно согласовать Ф.А. предоставление в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: ... также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ф.А. к администрации Заводоуковского городского округа об обязании предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации Заводоуковского городского округа от .......
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа предварительно согласовать Ф.А. предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером ...; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь ... кв.м., по адресу: ....
Решение сторонами может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись О.Е. Агапова
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2017 года.