РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2020 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе судьи Ламзиной С.В.,
рассмотрев в помещении суда в городе Кузнецке Пензенской области, ул. Рабочая, д. 199, в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело УИД № 58RS0017-01-2020-00495-27 по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме в администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Проверкой установлено, что с целью реализации требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг в электронной форме администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области принято постановление от 20.04.2017 № 27 «Об утверждении план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области».
Приложением к постановлению утверждены этапы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Согласно этапу 1 – в срок до 31.08.2017 администрация Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязана разместить информацию об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале государственных и муниципальных услуг; этапу 2 – в срок до 31.12.2017 разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале государственных и муниципальных услуг; этапу 3 – в срок до 31.08.2018 обеспечить возможность для заявителей предоставление документов в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; этапу 4 и 5 – до 31.08.2018 обеспечить возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области мониторинг хода предоставления муниципальной услуги (функции) в электронном виде, а также обеспечить возможность получения результатов предоставления муниципальной услуги (функции) в электронном виде на указанных порталах.
Однако, план-график и этапы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме администрацией Большетруевского сельсовета не выполняются. В ходе мониторинга сети Интернет регионального портала государственных и муниципальных услуг Пензенской области gosuslugi.pnzreg.ru установлено, что предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием портала государственных и муниципальных услуг не обеспечено.
Допущенные нарушения ущемляют права предпринимателей и граждан на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Ссылаясь и приводя положения ст. 2 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановления Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», просил признать незаконным бездействие администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и обязать администрацию Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обеспечить предоставление названных услуг в электронной форме в срок до 01.03.2021.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, исходя из письменного заявления прокурора Кузнецкого района Пензенской области о применении упрощенного (письменного) производства по делу и согласия административного ответчика на такое производство при неявке сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, учитывая письменную позицию представителя административного ответчика о признании административного иска, приходит к выводу об обоснованности и законности административных исковых требований на основании следующего.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 №861 утверждены требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).
Согласно пунктам 4, 5 указанных требований сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональных порталов обеспечиваются:
а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (далее соответственно - заявление, документы);
б) доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов;
в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием регионального портала;
г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом;
д) возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия регионального портала с информационной системой Федерального казначейства.
Судом из письменных материалов дела установлено, что администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области принято постановление от 20.04.2017 № 27 «Об утверждении Плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области», которым утвержден названный План-график согласно приложению № 1, а также постановлено организовать переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с этапами и сроками, указанными в приложении к настоящему постановлению. Названный акт постановлено опубликовать в информационном бюллетене Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области «Сельские ведомости».
Исходя из Приложения № 1 к названному постановлению, которым утвержден План-график перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, в котором согласно этапу 1 – в срок до 31.08.2017 администрация обязана разместить информацию об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале государственных и муниципальных услуг; этапу 2 – в срок до 31.12.2017 разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале государственных и муниципальных услуг; этапу 3 – в срок до 31.08.2018 обеспечить возможность для заявителей предоставление документов в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; этапу 4 и 5 – до 31.08.2018 обеспечить возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области мониторинг хода предоставления муниципальной услуги (функции) в электронном виде, а также обеспечить возможность получения результатов предоставления муниципальной услуги (функции) в электронном виде на указанных порталах.
На основании решения прокурора Кузнецкого района Пензенской области № 254 от 21.08.2020 заместителем прокурора Кузнецкого района Пензенской области Зябировой Р.М. проведена проверка деятельности администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области на выявление нарушений законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Актом проверки заместителя прокурора Кузнецкого района Пензенской области от 26.08.2020 подтверждается, что согласно приведенному выше постановлению главы администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района от 20.04.2017 № 27 административным ответчиком установленные сроки этапов перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не выполняются. В ходе мониторинга сети Интернет регионального портала государственных и муниципальных услуг Пензенской области gosuslugi.pnzreg.ru прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области установлено, что предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра официального сайта госуслуг Пензенской области в сети «Интернет» от 24.08.2020 с распечаткой страницы из сети «Интернет» и объяснениями исполняющего обязанности главы администрации Большетруевского сельсовета ФИО1 от 28.08.2020.
Неисполнение администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязанности по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг нарушают права предпринимателей и граждан на предоставление названных муниципальных услуг в электронном виде.
На основании ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Из положений ч. 2 ст. 157 КАС РФ следует, что, если по данной категории административных дел не допускаются признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанного распорядительного действия по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Главой 22 КАС РФ не установлено запрета на признание административным ответчиком административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Исходя из чего, судом принимается признание административным ответчиком названного административного иска прокурора Кузнецкого района, поскольку оно не противоречит требованиям закона, выражен в письменной форме с указанием последствий такого признания.
Оценив в соответствии со ст.ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд установил правовые основания к признанию незаконным бездействия Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившегося в нарушении требований законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В связи с чем, с учетом требований ст. 187, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика следует возложить обязанность по предоставлению указанных муниципальных услуг в электронной форме в срок до 01.03.2021, считая его срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Исходя из положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, сторона административного ответчика освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, 293-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Обязать администрацию Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 01.03.2021 обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокурору Кузнецкого района Пензенской области.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии.
Судья: