ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1083/2016 от 22.09.2016 Прохладненского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №2а-1083/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2016 года КБР, г.Прохладный

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующей Бетрозовой Н.В.,

при секретаре Цаговой И.М.,

с участием: истицы Коломейцевой Н.С.,

представителя ответчика местной администрации г.о. Прохладный, КБР – Филипповой Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюКоломейцевой Н.С. к местной администрации городского округа Прохладный КБР об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Коломейцева Н.С. обратилась в Прохладненский районный суд КБР с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение и.о.главы местной администрации г.о.Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ. за об отказе в предоставлении ей, в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (территория двора).

Требования мотивированы тем, что наосновании постановления главы администрации г.Прохладного КБР от ДД.ММ.ГГГГ. ей предоставлен в аренду (сроком до 5-ти лет) земельный участок, площадью 24,0 кв.м., под строительство гаража, по адресу: <адрес> (территория двора), а также разрешено строительство гаража, размером 4,0м. х 6,0м. Во исполнение вышеуказанного постановления ДД.ММ.ГГГГ. между ней и местной администрацией г.Прохладного КБР был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды, срок аренды был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. На предоставленном ей в аренду земельном участке в соответствии с вышеуказанным постановлением ею возведен гараж, площадью 24 кв.м., право собственности на который было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, запись о регистрации права . ДД.ММ.ГГГГ, желая приобрести в собственность за плату предоставленный ей в аренду земельный участок, расположенный под принадлежащим ей на праве собственности строением - гаражом, она обратилась в местную администрацию с соответствующим заявлением. Однако, решением и.о.главы местной администрации г.о.Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ. за в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ей было отказано со ссылкой на п.19 ст.39.16 Земельного кодекса, ввиду того, что земельный участок, расположенный под принадлежащим ей на праве собственности гаражом, относится к землям общего пользования, согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.

Поскольку земельный участок, поставленный на кадастровый учет и имеющий вид разрешенного использования - для размещения индивидуального гаражного строительства, был предоставлен ей в аренду под строительство гаража в соответствии с постановлением главы администрации г.о.Прохладный, возведенный гараж зарегистрирован за ней на праве собственности, а также полагая, что данная территория не может быть территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и не входит в число площадей, улиц, проезда, набережной, скверов, бульваров, как отражено в ст.1 ГрК РФ, истица считает, что ссылка администрации в оспариваемом отказе на п.12 ст.85 ЗК РФ несостоятельна и, соответственно, отказ местной администрации в предоставлении ей в собственность за плату земельного участка является незаконным.

Не согласившись с заявленными требованиями, административным ответчиком были представлены письменные возражения, в которых указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Прохладный КБР, утвержденными решением Советов местного самоуправления г.о. Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ. возведенный Коломейцевой Н.С. гараж, площадью 24 кв.м. по <адрес>, расположен в зоне застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-4), между двумя пятиэтажными многоквартирными жилыми домами, на расстоянии 10 метров от многоквартирного жилого дома по <адрес> (с восточной стороны) и 22-х метров от подъездов многоквартирного жилого дома по <адрес> (с западной стороны), на дворовой территории. В связи с чем, согласно ст.14 вышеуказанных Правил, п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.12 ст.1 ГрК РФ, п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», земельный участок, находящийся в пользовании Коломейцевой Н.С., не может быть передан ей в собственность.

В судебном заседании истица Коломейцева Н.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что она обращалась к местной администрации с заявлением о продаже земельного участка за плату, в оспариваемом же решении местная администрация безосновательно указывает ей об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации.

Представитель ответчика местной администрации г.о.Прохладный КБР – Филиппова Е.С. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Представитель заинтересованного лица Прохладненского межмуниципального отдела Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по КБР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не известил, ходатайств об отложении заседания или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявил.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КБР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно письменному ходатайству, представленному в суд просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и вынести решение на усмотрение суда.

В связи с чем суд, в соответствии с положениям ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Суд, выслушав истицу Коломейцеву Н.С., представителя ответчика местной администрации г.о. Прохладный, КБР – Филиппову Е.С. и, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.1 ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Земельный кодекс РФ в п.5 ст.1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.6 и ч.1 ст.37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.

Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 27 Земельного Кодекса РФ также установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.

Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (гл. 5 ГрК РФ, ст. 23 ГрК РФ).

Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Коломейцевой Н.С. былпредоставлен в аренду (сроком до 5 лет) земельный участок, площадью 24,0 кв.м., под строительство гаража, по адресу: <адрес> (территория двора). Одновременно истице былоразрешено строительство гаража размером 4,0м. х 6,0м. на предоставленном земельном участке (л.д.6).

На основании вышеуказанного постановления главы администрацииг.Прохладного, КБР ДД.ММ.ГГГГ между Коломейцевой Н.С. и местной администрацией г.Прохладного в лице первого заместителя главы администрации г.Прохладного С. А.В., был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности . Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Департаменте по землепользованию при Правительстве по КБР ДД.ММ.ГГГГ. , а также в Управлении Федеральной регистрационной службы по КБР. Согласно п.1.1 договора и акта приема-передачи к данному договору истице предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (территория двора), сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8-11).

Согласно дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. заключенному Коломейцевой Н.С. с местной администрацией г.Прохладного КБР от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с постановлением главы местной администрацииг.о.Прохладный, КБР от ДД.ММ.ГГГГ. «О продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (территория двора) срок аренды земельного участка был продлен с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,14).

Также судом установлено, что на предоставленном земельном участке, Коломейцева Н.С. осуществила строительство гаража, общей площадью 24 кв. м., право собственности на который было зарегистрировано ею в установленном законом порядке на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ., о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации права собственности (л.д.13).

В порядке, предусмотренном ст.39.20 Земельного кодекса РФ истица Коломейцева Н.С. обратилась в Администрацию г.о. Прохладный с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, в собственность за плату.

В ответ на данное обращение администрацией г.о.Прохладный ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность было отказано с указанием, что земельный участок относится к землям общего пользования.

При этом администрация, не соглашаясь с заявленными требованиями, в обоснование своей позиции указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Прохладный КБР, утвержденными решением Советов местного самоуправления г.о. Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок по адресу: <адрес> (территория двора) расположен в зоне застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-4), на дворовой территории, что в свою очередь свидетельствует об отнесении земельного участка, находящегося в пользовании истицы на основании договора аренды, к землям общего пользования..

Между тем, материалы дела, в том числе представленная административным ответчиком схема (фрагмента) из карты градостроительного зонирования по <адрес> не содержат сведений о том, что земельный участок в месте расположения принадлежащего истице гаража находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования, что указывает на использование спорного земельного участка в целях, на которые он был предоставлен и используется до настоящего времени.

Так, судом установлено, что земельный участок, который является предметом спора, состоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ., ему присвоен кадастровый . Он сформирован, индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, в настоящее время используется истицей в четких границах, согласованных с соседними землепользователями, указана его площадь - 24 кв.м. Вид разрешенного использования земельного участка согласно данным кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. - под жилую застройку, согласно акту о кадастровой цене земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и данным постановления Главы местной администрации г.о.Прохладный от ДД.ММ.ГГГГ. - для индивидуального гаражного строительства, категория земель - земли населенных пунктов (л.д.7,12). Из кадастрового плана спорного земельного участка, выданного Прохладненским городским филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КБР от ДД.ММ.ГГГГ. не следует, что установлены какие-либо ограничения в гражданско-правовом обороте этого земельного участка.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательств, указывающих на то, что на момент фактического отвода земельного участка Коломейцевой Н.С. были установлены границы красных линий, а также подтверждающих факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, наличие иных запретов на его приватизацию, суду не представлено, принимая во внимание отсутствие каких-либо сведений о том, что в настоящее время через спорный земельный участок проходят какие-либо объекты общего пользования, оснований полагать, что спорный земельный участок является территорией общего пользования, не имеется.

Кроме того, в силу действующего земельного и градостроительного законодательства, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа Прохладный КБР, определение вида разрешенного использования земельного участка, его формирование, а также отнесение участка к землям общего пользования относится к компетенции органа местного самоуправления и осуществляется на основании Правил землепользования и застройки городского округа Прохладный КБР, которыми устанавливаются границы территориальных зон, в том числе зона общего пользования, а также Генерального плана городского округа Прохладный КБР.

Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем администрации в ходе рассмотрения дела, Правила застройки и землепользования в г.о. Прохладный утверждены только в ДД.ММ.ГГГГ году, в то время как спорный земельный участок был выделен истице под строительство гаража и сформирован до ДД.ММ.ГГГГ года, Генеральный же план городского округа Прохладный КБР не принят и до настоящего времени, что также указывает на несостоятельность доводов администрации об отнесении спорного земельного участка к землям общего пользования.

Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа в предоставлении Коломийцевой Н.С. в собственность указанного выше земельного участка.

На основании вышеизложенного, учитывая, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суд приходит к выводу о несоответствии решения органа местного самоуправления требованиям земельного законодательства Российской Федерации, что в свою очередь является основанием для признания решения и.о. Главы местной администрации г.о.Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении Коломейцевой Н.С., в собственность земельного участка, незаконным.

Поскольку, решение не соответствует требованиям закона и нарушает права истца на приобретение в собственность земельного участка, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Коломейцевой Н.С. к местной администрации городского округа Прохладный КБР об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка, удовлетворить.

Признать решение и.о.главы местной администрации г.о.Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ. за об отказе в предоставлении Коломейцевой Н.С., в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (территория двора), незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2016г.

Судья Прохладненского

районного суда КБР Н.В.Бетрозова