ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1084/20 от 06.05.2020 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Задонской М.Ю.,

при секретаре Дмитриевой Т.И.,

с участием

представителя административного истца старшего помощника Тульского природоохранного прокурора Рогонова Н.Е.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Чекменева П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1084/2020 по административному иску Тульского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия,

установил:

Тульский природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области водного законодательства. В ходе проведения проверки по обращению Бессонова С.А. в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в Московско-Окском бассейновом водном управлении и филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области запрошены сведения о местоположении границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии водного объекта - <адрес>, протекающего в том числе в д. <адрес>, которые должны содержаться в Государственном водном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости. По информации Московско-Окского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ сведения о водном объекте - <адрес>, протекающей по территории Тульской области, внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра. Однако сведения о местоположении границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии водного объекта - <адрес> в базе данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра не содержатся. По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, а также отсутствуют сведения об установлении местоположения береговой линии (границе водного объекта) - <адрес>. Таким образом, в ходе проверки установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта - <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохранной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором Министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. При проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства в декабре 2019 года установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта - <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр не направлены.

Просит суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - <адрес>, определить местоположение береговой линии (границы водного объекта), направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца старший помощник Тульского природоохранного прокурора Рогонов Н.Е. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в их обоснование, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Чекменев П.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных исковых требований, просил в иске отказать. В обоснование возражений указал, что в связи с ограниченностью доведенных лимитов субвенций, выделяемых на выполнение переданных полномочий, министерством в первую очередь выполняются приоритетные мероприятия по определению границ зон с особыми условиями использования на крупных водных объектах Тульской области и их притоках 1 и 2 порядка. Также отметил, что проведенной Управлением Росприроднадзора по Тульской области и Тульской природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проверкой исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений не выявили нарушений в части предоставления водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и выполнения мероприятий по определению береговых линий, прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов. Дополнил, что в настоящее время заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водоохранных зон и пребрежных защитных полос, в том числе <адрес>.

Представитель Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, представиол ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Согласно ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 6 ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. На основании ч. 8 ст. 6 данного Кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4.1 ст.5 Водного кодекса РФ).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п.2 Правил).

Установление границ осуществляется, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации (п.3 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.

Согласно п.3 Правил, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:

а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;

б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.

В соответствии с пп. «а» п.5 данных Правил, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (п.14 Правил).

Постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 №13, утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области (далее- Положение).

В соответствии с пп.3 п.4 данного Положения, Министерство осуществляет, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что проверкой, проведенной Тульской природоохранной прокуратурой по обращению ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта - <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены.

Так, в ходе проведенной проверки в Московско-Окском бассейновом водном управлении и филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> запрошены сведения о местоположении границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии водного объекта - <адрес>, протекающего в том числе в д. <адрес>, которые должны содержаться в Государственном водном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости.

По информации Московско-Окского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ сведения о водном объекте - <адрес>, протекающей по территории <адрес>, внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра. Однако сведения о местоположении границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии водного объекта - <адрес> в базе данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра не содержатся.

По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, а также отсутствуют сведения об установлении местоположения береговой линии (границе водного объекта) - <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту Тульским природоохранным прокурором Министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона.

Как следует из административного иска, при проведении Тульской природоохранной прокуророй в ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверки исполнения водного законодательства установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта - <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр не направлены.

Данные обстоятельства также не оспаривались в судебном заседании представителем административного ответчика.

Вместе с тем, представленный в материалы дела государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водоохранных зон и пребрежных защитных полос, в том числе <адрес>, суд не может принять во внимание в качестве доказательства установления границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта - <адрес>, а также определения местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Прочие доводы представителя административного ответчика, указанные в обоснование возражений и приведенные в судебном заседании с учетом установленных по делу обстоятельств суд не может признать состоятельными и безусловно свидетельствующими об исполнении возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области обязанностей по соблюдению действующего водного законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области обязательства по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – Р.Рудица, определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направлению необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр надлежащим образом не исполнены.

В соответствии с ч. 2 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства РФ, лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Как установлено выше, обстоятельства неисполнения Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области обязанности по установлению границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта <адрес> установлены в ходе проводимой Тульским природоохранным прокурором контрольной проверки в декабре 2019 года.

С рассматриваемым административным иском Тульский природоохранный прокурор обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, направив его почтовой корреспонденцией, что следует из имеющегося на конверте штемпеля.

Таким образом, срок, установленный ч. 2 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не пропущен.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Тульского природоохранного прокурора об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – <адрес>, определить местоположение береговой линии (границы водного объекта), направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в полном объеме.

Заявленный прокурором срок исполнения обязанности - в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств обратного, суд находит разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Тульского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – <адрес>, определить местоположение береговой линии (границы водного объекта), направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 20.05.2020.

Судья